Первый в мире страховщик – Allianz, имеющий в Украине рисковую страховую компанию, не намерен останавливаться на достигнутом. В 2008 г. его активы пополнятся лайфовой страховой компанией и, возможно, компанией по управлению активами.
По данным Swiss RE, Центральная и Восточная Европа по результатам 2006 г. оказалась на третьем месте по темпам роста валовых страховых премий (11,4%), уступив лидерство только Юго-Восточной Азии (20,8%) и Африке (17,5%). Неудивительно, что Украина, занимающая пятое место в ЦВЕ по объему рынка, так манит к себе мировых гигантов. В нынешнем году на украинском рынке закрепились ряд ключевых игроков с мировыми именами, среди которых и немецкая группа Allianz, первая в мире по объему собираемых премий (в 2006 г. – 91,1 млрд. евро). О перспективах украинского рынка страхования жизни и будущих перспективах работы Allianz на нем «&» беседует с официальным представителем Allianz в Украине и генеральным директором Allianz Life Йоахимом Весслингом.
В первоначальных планах Allianz покупка акций «РОСНО» у АФК «Система» могла быть осуществлена еще в 2002-2003 гг., но экономические трудности на мировом финансовом рынке 2002 г. внесли свои коррективы в стратегию компании. Их причина – одновременная материализация нескольких неблагоприятных факторов. Мировой экономический кризис 2001 г. и, как следствие, падение цен акций большинства компаний негативно отразилось на стоимости инвестиционного портфеля Allianz, а мощные и частые природные катаклизмы и террористический акт в США 11 сентября 2001 г. спровоцировали существенные выплаты по полисам страхования. В результате группа Allianz закончила 2002 г. с чистым убытком в размере 1,2 млрд. евро, а капитализация компании упала с 98 млрд. евро в 2000 г. до 22 млрд. евро в 2002 г. Поэтому то было не наилучшее время для взятия под свой контроль такого крупного игрока, как «РОСНО». Все усилия Allianz были брошены на реструктуризацию бизнеса, пересмотр рисковой стратегии группы, чтобы сделать страховой бизнес прибыльным независимо от ситуации на рынке капиталов. Позитивные результаты не заставили себя долго ждать: начиная с 2003 г. и по настоящее время Allianz Group ежегодно демонстрирует все лучшие финансовые результаты.
Пока группа Allianz представлена в Украине только рисковой компанией. Планирует ли группа расширять перечень активов в нашей стране?
Если посмотреть на структуру активов Allianz в странах Восточной Европы, то можно отметить, что по состоянию на конец 2006 г. в таких странах, как Болгария, Венгрия, Россия группа предоставляет полный спектр финансовых услуг – страхование рисков и жизни, управление активами и банковский сервис. В Польше, Чехии, Румынии и Словакии нет пока только собственного банка. В Украине Allianz также не станет останавливаться на достигнутом. Уже летом 2008 г. начнет свою деятельность компания по страхованию жизни, а также будет рассмотрена возможность создания компании по управлению активами (КУА). Учитывая потенциал украинского рынка, фирма Allianz готова к существенным инвестициям. В России КУА Allianz Rosno Asset Management, созданная в 2004 г. группой Allianz совместно с компанией АФК «Система», за полгода своей деятельности вошла в десятку крупнейших предприятий по управлению активами, а объем средств под ее управлением достиг $450 млн.
Продуктовая гармония
Какая категория населения для Allianz будет ключевой аудиторией на украинском рынке?
Также как и в других европейских странах, в Украине Allianz будет делать основной акцент на две возрастные группы населения. Первая категория – молодые люди (до 30 лет), имеющие достойный заработок или перспективы его получить в будущем. Они желают управлять имеющимися у них денежными средствами, а также обезопасить себя через страхование от возможных несчастных случаев, которые могут повлечь за собой потерю трудоспособности. Вторая категория – люди в возрасте, близком к пенсионному (старше 50 лет). К этому времени они успевают накопить достаточно денег, и ими руководит желание защитить заработанное.
Единственное отличие европейского рынка от украинского – разные пропорции между указанными возрастными категориями клиентов. Если в Украине более активной группой будет молодое население, то в Европе сегодня – наоборот. Обусловлено это, во-первых, низкой рождаемостью в Европе, во-вторых, высокой мобильностью населения. Все меньше семей живут вместе, чаще всего дети – отдельно от родителей.
Ввиду этого за пожилыми людьми требуется уход. Если страхователю больше 60 лет и с ним приключился несчастный случай или болезнь, ассистанская компания страховщика позаботится о клиенте. Ему может быть предложена помощь на дому, включающая в себя медицинскую помощь, а также хлопоты по дому, такие как стирка, уборка, закупка продуктов питания в магазине. Популярность подобных программ будет продолжать возрастать, учитывая глобальные тенденции по старению населения и росту продолжительности жизни. Вероятно, в Украине это будет тоже пользоваться спросом. Но стоит отметить, что не для всех развитых стран данные продукты популярны, к примеру, в Японии, они не пользуются спросом. А в некоторых европейских странах подобные функции выполняет церковь.
Учитывая специфику клиентов, какие продукты Allianz будет предлагать разным клиентским группам?
Основная разница между продуктами будет идти не от того, что люди станут покупать, а от того, где полис приобретается. От места приобретения полиса зависит количество возможных опций. Если покупка осуществляется у агента, клиенту станет доступен значительный перечень возможных вариантов. А если полис предоставляется работодателем, то выбор может быть ограничен двумя-тремя опциями, то же касается и продаж через Интернет. К тому же при приобретении полисов агенты будут в зависимости от возраста клиента рекомендовать продукты, разнящиеся между собой по показателю «риск-доходность», так как люди, возраст которых приближается к пенсионному, не должны вкладывать деньги в рисковые активы. В свою очередь для молодых людей с хорошим доходом подойдут рисковые или даже высокорисковые вложения. В Европе для такой категории населения мы предлагаем инвестирование на международном рынке, к примеру, в Индию, Китай или Россию. Хотя в основном Allianz в целях избежания валютных рисков, связанных с колебаниями валютных курсов, отдает предпочтение инвестированию в активы той страны, в которой работает. В Украине пока достаточно много возможностей для инвестирования внутри страны.
Близлежащие рынки Восточной Европы достаточно сильно отличаются друг от друга по структуре продаваемых продуктов. В Польше и Венгрии unit-linked занимают более 50% от всех продаваемых лайфовых продуктов, а на чешском и словацком рынках лидируют продукты по страхованию на дожитие. Какие продукты могут быть популярны в Украине?
Разница в продуктовой структуре может заключаться в особенностях рынков капиталов указанных стран. К примеру, население Словакии составляет всего 6 млн. человек, соответственно и рынок капитала небольшой, поэтому нет возможности сформировать портфель акций во избежание несистемного риска. Население отдает предпочтение лайфовым продуктам на дожитие, которые предусматривают гарантированный доход. Что касается Украины, то продаваемая здесь основная масса полисов – страхование на дожитие, что обусловлено отсутствием законодательного разрешения на продажу unit-linked продуктов. Но если на законодательном уровне вопрос будет решен положительно, Украина получит все шансы пойти по стопам Польши и Венгрии. Существенно будут влиять на динамику продаж unit-linked продуктов эффективность функционирования фондового рынка и динамика его развития, а также доступность инструментов, которые помогут сформировать доверие к рынку ценных бумаг.
Потребности населения, живущего в городах, существенно отличаются от потребностей сельских жителей. По этой причине не существует единого канала дистрибуции, которым можно было дотянуться до всех потенциальных потребителей. В своем развитии в Украине, как и в других странах, Allinz станет отдавать предпочтение развитию мультиканального сбыта. Но основной акцент будет сделан на развитии прямых продаж. По моим прогнозам, через собственную сеть будут продаваться по меньшей мере 40-50% от всех полисов, через банки – 20-25%, оставшиеся 25-40% – через независимых брокеров, агентов и Интернет.
Банковский канал продаж только начинает свое развитие в Украине. В этом процессе предпочтение будет отдаваться такому партнерству, при котором с одним банком будет работать только одна страховая компания, что, впрочем, является маловероятным в ближайшем будущем, за исключением случаев работы банков со страховыми компаниями, им же и принадлежащим. Таким образом у страховой компании есть возможность разработать продукт специально под профиль банковского клиента. Брокеры и агенты будут иметь решающее влияние на объемы продаж, когда у людей появится чувство необходимости покупки страхового полиса. Продажи независимых посредников продолжат расти, хотя и доля в совокупных продажах будет сокращаться. Не стоит также забывать и об Интернете. Хотя на сегодня в Европе через данный канал продается лишь 3-5% полисов, популярность его растет. Соответственно в Украине также есть перспективы его развития.
Когда, по вашему мнению, существенно возрастет спрос на страхование?
Люди начнут думать о своем страховании самостоятельно только тогда, когда государство отважится официально заявить о неспособности обеспечивать надежную социальную защиту населения пенсионного возраста. Также для интенсивного развития страхования жизни необходимо достижение определенного уровня благосостояния населения. Когда показатель ВВП на душу населения превысит $10 тыс., следует ожидать стремительного развития финансового сектора. При таких условиях на каждый доллар дохода, затраченного на приобретение товаров, 20-30 центов будут откладываться населением в форме сбережений, соответственно их получат финансовые посредники – банки, страховщики, компании по управлению активами. По моим оценкам, это произойдет через 10 лет.
Сегодня в обществе ведется достаточно много дискуссий о переводе страховщиков на общую систему налогообложения. В случае принятия такого решения, как это отразится на страховой отрасли в долгосрочной перспективе?
Изменение системы налогообложения для страховых компаний однозначно будет иметь позитивное влияние. Поскольку сейчас налог уплачивается непосредственно из собираемых премий, страховая компания лишается 3% от премии еще до того, как она получила эти деньги в свое распоряжение. Если государство забирает у компании деньги сегодня, то от этого оно получает сиюминутный выигрыш, но будущие доходы компании в таком случае будут меньшими, вследствие чего и поступления в будущем в бюджет также станут меньшими. Если же страховые компании переведут на общую систему налогообложения, налог выплатят после того, как будут сделаны все инвестиции. Соответственно компании получат больше средств, которые они смогут потратить на инвестиционные цели. В краткосрочной перспективе государству такой подход может быть не по душе, поскольку налоговые поступления уменьшатся. Но в долгосрочной перспективе государство выиграет за счет более высоких будущих прибылей и как результат больших налоговых отчислений.