Предлагая в справочниках единую нормативную базу, операторам рынка крайне сложно найти конкурентное преимущество. Выигрывать можно только за счет маркетинга отношений с клиентами.
Продажа компьютерных справочников, по законодательству, как вид бизнеса существует только в странах постсоветского пространства. В государствах с устоявшейся веками нормативной базой такого явления нет.
В Украине рынок информационно-правовой поддержки уже закаленный в конкурентной борьбе. Операторы рынка («Право», «Динай», «Лига», «Парус», НАУ и др.) соревнуются на поле, где сложно придумать уникальное предложение. Ведь нормативно-правовая база в стране одна, и изменения в ней доступны всем компаниям. В таких условиях операторам рынка приходится отстраиваться, создавая дополнительную ценность продукта. Так, к примеру, «Динай» выбрала путь создания постоянно действующей обратной связи с клиентами.
Риск в поддержку
Даже сейчас, когда опасность замещения информации справочников данными из Сети миновала, пессимистические прогнозы будущего этого источника информации все равно бытуют. Андрей Найдек: «Интернет может быть конкурентом справочнику, если информация нормативного или законодательного характера нужна одноразово. А если человеку постоянно требуются такие данные, то альтернативы справочнику пока нет. Может, лет через 50 и появится, но это слишком далекая перспектива».
Среди причин, по которым справочникам все же «быть», называют и менталитет пользователей. Ведь отечественным бухгалтерам и юристам в отличие от зарубежных обычно все хочется проверить самостоятельно и досконально.
Акция «протеста»
Вместе с изменениЯми тенденций на рынке изменились и способы работы компаний. Если в самом начале главным источником прибыли были продажи справочников, то теперь игрокам приносят деньги в основном сервисы.
Выигрыш времени
В сфере сервисов игрокам также довольно сложно придумать эксклюзивное предложение. Информацию о том, что же необходимо пользователям, «Динай» черпает в хорошо отработанной обратной связи с клиентами. Таким образом компания стремилась строить свой бизнес с самого начала, и это принесло результат. Обратная связь в свое время дала возможность узнать, что, кроме нормативной базы, клиентам нужны комментарии к законодательству и мнения экспертов. «Динай» была первым, кто предложил еще аналитику. «На создание этого преимущества у нас ушло достаточно много времени. Именно потому мы были уверены, что быстро повторить его конкуренты не смогут. Кроме того, давать комментарии к законодательству и прогнозировать развитие ситуации означает также нести ответственность за то, что пишешь. Эту ответственность до сих пор берут на себя не все игроки рынка», – отмечает Наталья Антонюк, директор по развитию бизнеса «Динай».
Поскольку аналитика появилась в справочниках «Динай» благодаря запросам клиентов, то вполне логичным был следующий шаг компании – наполнение продуктов консультациями из ведущих экономических изданий.
Благодаря обратной связи постоянно развивается дерево тематических подборок, в виде которых законодательство представлено в компьютерных справочниках. Такого подробного классификатора, как утверждает компания, нет ни в одной другой законодательной базе.
Для поддержания постоянного общения со своей аудиторией компания организовала клуб «Динай:Босс», в рамках которого предлагает руководителям участие в различных семинарах и тренингах.
Подобное отношение к клиентам компания старается поддерживать и в регионах. Так, присоединяясь к партнерской сети «Динай», каждая организация обязуется придерживаться корпоративных правил обслуживания клиентов.
Продвигаться надо осторожно
«Динай» формировала свой имидж, используя самые разные инструменты, в том числе и предоставление продукта лидерам мнений. Поэтому среди пользователей продукта есть специалисты Министерства юстиции, Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины, Фонда государственного имущества, налоговой милиции и др. В свое время компания готовила передачи на радио, посвященные законодательным вопросам. А также одна из первых начала регулярно размещать информацию об изменениях нормативных актов в прессе. Сейчас этот инструмент широко используется всеми игроками рынка. В 1997-1998 гг. «Динай» издавала собственную газету «Акценты». Целью этого проекта было сформировать имидж компании, которая просто и компетентно может говорить о сложных вещах.
При этом в компании не забывают, что работают с достаточно специфической аудиторией (в основном это бухгалтеры и экономисты). Например, используют метод «расскажи о нас другому», который в среде бухгалтеров прекрасно функционирует.
Кроме того, «Динай» стремится как можно меньше размещать рекламы в самом справочнике, стараясь тем самым сберечь имидж бренда. «В справочниках мы размещать рекламу только тех продуктов, которые могут быть полезны клиентам. В основном это тренинги или консалтинговые услуги. Такой политики компания придерживается уже давно. Дело в том, что один неверный шаг в этом направлении принесет больше негатива, чем заработанных денег», – поясняет Наталья Антонюк.
Новая глубина
Аналитика и экспертные материалы в справочниках были весомым преимуществом компании в течение нескольких лет. Они и сейчас остаются значимым инструментом в конкурентной борьбе, однако меняются качественно. «Наш клиент постепенно становится более требовательным к качеству информации. Даже три аналитических материала, посвященных одному вопросу, – это уже много. Нужно подавать более концентрированную информацию с однозначными выводами. Клиент спрашивает не только мнения экспертов и аналитиков, но и возможные варианты развития ситуации через полгода или год. Другими словами, к чему-то это может привести или же произойдет иное изменение в законодательстве. На сегодняшний день перед нами открыто следующее поле для деятельности – предвидеть проблему, которая может возникнуть у клиента, и предложить пути ее решения», – комментирует Артем Безотосный, маркетолог компании «Динай».
Основные элементы маркетинга отношений компании «Динай»
Источник деловой информации
«Динай» в 1992 г. основал Андрей Найдек (отсюда и название компании «Деловая Информация от Найдека»).
Сегодня компания входит в тройку лидеров рынка наряду с «Лигой» и НАУ (продукт ЗАО «Информтехнологии»). Сейчас в ее продуктовом портфеле семь тематических компьютерных справочников.
«Динай» работает на территории всей страны посредством дилерской сети, которая насчитывает порядка 80 партнеров (самая большая партнерская сеть среди разработчиков правовых систем).
Собственными силами и силами партнерской сети компания обслуживает более 25 тыс. пользователей.