Наш традиционный рейтинг является инструментом оценки профессиональной репутации менеджеров высшего эшелона украинских компаний. В этом году методика рейтинга осталась прежней, что позволяет оценивать динамику номинантов.
Экспертам для оценки предлагалась анкета, содержащая список из 100 топ-менеджеров, составленный редакцией «&». В него были включены руководители (наемные менеджеры и собственники, занимающиеся операционным управлением), отмеченные в числе лучших в рейтингах нашего журнала в 2010 г., а также руководители компаний-лидеров в своих отраслях, являющиеся достаточно публичными фигурами. Но эксперты при желании могли дополнить список любым количеством фамилий руководителей. Однако из рейтинга исключались предприниматели, являющиеся народными депутатами Украины и потому официально не руководящие своими компаниями, а также те, кто фактически не занимается оперативным управлением своими бизнесами, контролируя их как собственники.
Экспертам предлагалось оценить претендентов по двум комплексным качественным показателям: успешность за минувшие 12 месяцев и авторитет в бизнес-среде. Оценки выставлялись по 10-балльной шкале и только тем руководителям, о работе которых у эксперта имелось личное мнение. Набранные баллы суммировались, и на основании итогового количества производилось ранжирование.
Главными экспертами рейтинга стали сами топ-менеджеры, включенные в первоначальный список, – мы получили от них 43 анкеты. Еще десять анкет заполнили бизнес-консультанты из таких агентств, как iKS-Consultig, PBN Company, SLASH Communications, Маркетинговые решения, Следопыт, и редакторы Companion Group.
В рейтинге самых успешных есть существенные перемены по сравнению с прошлым годом. На позицию лидера вернулся И. Литовченко, компания которого за минувший год не только провела большую работу по интеграции новых активов, но и укрепила лидерские позиции за счет органического роста основных бизнес-показателей. В первой и второй десятках много новичков. Рывок совершили топ-менеджеры, которые лучше других сумели использовать возможности, которые предоставила для развития нынешняя украинская посткризисная экономика (О. Бахматюк, И. Тихонов, В. Москалевский, М. Тимченко, А. Баринов, В. Джуринский, А. Федченко, Ф. Жебровская, А. Тимофеев). Заметно опустились в рейтинге практически все руководители банков (исключение – А. Дубилет) – эксперты не посчитали возможным высоко оценить их работу в минувшем году.
В 2010 г. в первой десятке были А. Дубовсков и Ю. Логуш, но в 2011-м мы их исключили из анкеты по причине смены места работы.
Рейтинг наиболее авторитетных традиционно отличается от самых успешных, потому что авторитет, как правило, дольше зарабатывается, чем достигается успех, и медленнее теряется при неудачах.
Самые успешные топ-менеджеры украинского бизнеса. 20 лучших
Так, в III квартале 2011 г. чистая операционная выручка объединенной компании увеличилась в годовом исчислении на 4% – до 3,5 млрд. грн., а общий результат за девять месяцев показал еще более высокую динамику – 5%. Факторами роста общего дохода стали увеличение на 117% абонбазы в сегменте фиксированного широкополосного доступа в Интернет, а также повышение ARPU в мобильном сегменте. В связи с увеличением операционных затрат на обслуживание сети и инфляционными процессами показатель EBITDA и его маржа в III квартале незначительно снизились – на 1 и 0,9% соответственно, но все равно остались очень высокими: 1,87 млрд. грн. и 53,7%. Акционеры довольны тем, что общий объем синергии с момента объединения трех операторов и на 1 октября 2011 г. составил $160 млн. Для сокращения затрат компания обратила внимание на аутсорсинг инфраструктуры, провела даже тендер по выбору подрядчика, но подписание контракта отложила, так как не уверена, что гарантированно будет получать необходимое качество. Но для развития сети в малонаселенных районах все же начала сотрудничество с провайдером услуг по предоставлению в аренду вышек и антенных мест.
Киевстар активно вводит новые тарифы и предложения для всех категорий абонентов, среди которых есть и инновационные для рынка. В массовом сегменте была обновлена программа лояльности. В ее рамках абоненты каждый месяц получают скидку на услуги мобильной связи, величина которой зависит от абонентского стажа. Причем в рекламном ролике, посвященном в том числе и анонсу этой программы, снялся сам И. Литовченко – впервые в Украине топ-менеджер такого масштаба стал лицом рекламной кампании.
Не исключено, что в скором времени этому топ-менеджеру придется заняться реализацией еще одного процесса поглощения – если акционеры купят бизнес мобильной связи Укртелекома.
Личная заслуга Юрия Косюка в том, что компания создала сильный бренд, приучила потребителей к охлажденному мясу курицы и приучает их к новым категориям продуктов, выстраивает эффективную бизнес-структуру.
В минувшем году он существенно поделился полномочиями по операционному управлению компанией, пригласив на должность вице-президента, директора по маркетингу и продажам Юрия Логуша, который до этого 16 лет возглавлял украинский бизнес Kraft Foods. Но вряд ли речь идет о простом делегировании, собственник считает, что такой опытный менеджер с международным опытом поможет ему вывести бизнес компании на новый уровень.
Один из экспертов рейтинга сказал о Ю. Косюке так: «Вижу цель, не вижу никаких препятствий, иду напролом» – это сказано о нем. Снимаю шляпу перед его умением следовать от большого к малому, от малого к большому. Он отлично знает свои бизнес-процессы и не боится экспансии на другие рынки».
Бизнес же его компании в минувшем году развивался вполне успешно. Так, в ноябре сеть супермаркетов «Сільпо» расширилась до 214 торговых объектов по всей стране. Ее общая торговая площадь составляет около 200 тыс. кв. м. Товарооборот же торговых сетей Fozzy Group в 2010 г. увеличился на 37,5% – до 16 млрд. грн. Расширился и ресторанный бизнес группы, сейчас он представлен четырьмя заведениями разной направленности.
При этом на рынке украинского ритейла в минувшем году было неспокойно, несколько крупных сетей вообще покинули его. Освободившиеся места заняла в том числе и Fozzy: в Киеве она открыла большие супермаркеты в двух ТРЦ «Материк», в которых ранее работали магазины Rainford.
Но эти переговоры так и не привели к результату, более того, в их ходе совладельцы настолько разошлись во взглядах на дальнейшую судьбу компании, что вступили в настоящую войну, отдельные эпизоды которой становились публичными. Одно это способно было понизить устойчивость и эффективность бизнеса, но доходило и до остановки работы завода, торгового дома. Мажоритарные акционеры (противоборствующая сторона называет их «объединившимися миноритарными акционерами») неоднократно пытались отстранить от должности самого Александра Глуся и уволить поддерживающих его руководителей дочерних компаний, но он умело защищался, и некоторые суды в конечном итоге принимали решения в его пользу (вообще в этом конфликте много решений разных судов). Сейчас конфликт утих, стороны явно собираются с силами перед новым раундом. Но стойкость А. Глуся явно оценили эксперты, так как в этом году он поднялся на несколько позиций в рейтинге.
По заявлению действующего руководства компании, к середине 2012 г. планируется увеличить долю в премиум-сегменте с 45 до 58% благодаря выводу на рынок нового продукта. А в целом продажи напитков под брендом Nemiroff в 2011 г. будут близки к показателям предыдущего года – около 8,2 млн. дал.
Эксперты характеризуют Александра Дубилета как человека, который стратегически мыслит, а в критических ситуациях быстро принимает правильные решения. Он умеет не только анализировать, но и чувствовать рынок, смотреть на него с точки зрения как банкира, так и потребителя. Отсюда постоянное стремление к развитию своего бизнеса, изобретательность и умение создать в банке такую атмосферу, когда идеям легко развиваться.
Под его началом работают около 30 тыс. человек в более чем 3,1 тыс. отделениях, 35 филиалах и пяти представительствах. Понятно, что при таких масштабах не все клиенты могут быть довольными банком. Подобное недовольство легко выплескивается, например, в блогах. ПриватБанк порой обвиняют в том, что там за все надо платить, сетуют на низкое качество обслуживания в некоторых его отделениях. Но банк, наоборот, ввел нулевую комиссию по операциям с коммунальными платежами. Председатель правления говорит, что они должны работать в основании пирамиды массовых платежей, что это один из шагов на пути к цели – добиться, чтобы у каждого украинца был счет и карта ПриватБанка.
Во время кризиса банк продолжал увеличивать кредитный портфель и получать миллиардные прибыли. Впрочем, это и неудивительно, ведь он входит в одну из крупнейших финансово-промышленных групп Украины (пусть и неформальную).
В минувшем году по количеству упоминаний в СМИ в связи с их бизнесом Олег Бахматюк оказался одним из лидеров. Во-первых, он реструктуризировал свои активы, вышел из тех направлений, которые считает неперспективными для себя (ритейл, энергетика). Укрупнял свои агрохолдинги, о которых говорит, что они стали главным объектом его интереса. Сейчас Авангард – один из крупнейших производителей яиц в Украине, активно развивает экспорт. Второй агрохолдинг – Ukrlandfarming – стал контролировать один из крупнейших по величине земельных банков в стране.
Вторая причина внимания СМИ к персоне О. Бахматюка – конфликты и слухи о методах его работы и источниках происхождения денежных средств для таких серьезных покупок и инвестиций. Впрочем, появление подобного шлейфа неизбежно за всеми, кто активен в бизнес-среде.
Этап этого соревнования в минувшем году для владельца ТМ «Хортица» был непростым. Сам он практически прекратил публичную активность, рекламно-спонсорские проявления его брендов существенно сократились даже по сравнению с непростым 2010 г. Ходили слухи о сложностях в отношениях с контролирующими органами и кредиторами.
Официально же сообщалось, что в декабре 2010 г. после реструктуризации бизнеса была утверждена новая стратегия: российские и украинские активы группы были объединены в холдинг Global Spirits AMG-77, у которого появился наемный генеральный директор. Сам Евгений Черняк, ранее непосредственно руководивший бизнесом в Украине, сосредоточится на стратегических вопросах. В марте 2011 г. компания закрыла сделку по покупке первого завода в России. На нем сегодня производится водка «Русский Север», которая на российском рынке должна стать успешнее «Хортицы» и занять в течение двух лет около 10% местного рынка.
В Украине же Global Spirits сейчас завершает юридическое оформление покупки ЛВЗ Гетьман, но уже производит на нем водку «Мороша», с которой связывает фантастические планы: доля рынка 2% в 2011 г. и 5% – в 2012-м.
За минувший год корпорация отличилась светодиодной новогодней иллюминацией, украсившей фабрики в Киеве и Виннице (ее аналогов нет в стране), а также запуском на набережной в Виннице комплекса светомузыкального фонтана – одного из крупнейших в Европе. Это, безусловно, работает на укрепление имиджа бренда.
Штрих к портрету: пару лет назад стал приобретать работы современных украинских художников, но коллекционером себя пока не считает.
Относительно недавно жена и компаньон Александра Гереги стала секретарем Киеврады, но это не уберегло семейный бизнес от проблем: в начале сентября начались проверки компании сотрудниками СБУ. Официально их причиной называется борьба с контрабандой, однако эксперты говорят о давлении с целью отобрать привлекательный бизнес.
Компания продолжает приобретать в Украине энергетические активы, готовится начать добычу газа из разных источников, ведет переговоры о создании консорциумов и партнерстве с крупными международными организациями. В случае осуществления всех заявленных планов годовой доход ДТЭК может составить $17-22 млрд., что вполне сопоставимо с доходом крупнейших европейских энергокомпаний. А при выходе на IPO она сможет стать крупнейшей энергетической компанией страны, обогнав по капитализации Нафтогаз.
Оборот компании в 2010 г. составил 959 млн. грн., численность персонала – около 1,4 тыс. человек.
Формально он руководит Инкомом с 2008 г., но его владелец, прежде сам стоявший у руля, подготовку сменщика начал за несколько лет до этого, и потому компания не потеряла темп. В 2010 г. ее доход вырос на 44% по сравнению с 2009-м – до 1,2 млрд. грн., и она вышла на докризисный уровень 2008 г. по доходу в национальной валюте. Сейчас Инком выстраивает свою работу на рынке, учитывая два тренда: наличие большого отложенного спроса на инфраструктурные проекты и интерес к IT-решениям, повышающим эффективность бизнес-процессов компаний.