Украина остается одним из самых быстрорастущих рынков авиаперевозок мира: согласно предварительным итогам года, рост в 2011-м составил 23%, пишут "Экономические известия". Фактически весь новый пассажиропоток делят между собой лишь две авиакомпании. Прогнозы обещают рост и в следующем году, несмотря на предкризисные настроения.
Согласно оперативным данным Мининфраструктуры, по итогам 2011 г. украинскими компаниями будет перевезено 7,5 млн. пассажиров — на 22,8% больше, чем в 2010-м. В целом пассажиропоток через украинские аэропорты (этот показатель включает в себя пассажиров, воспользовавшихся услугами не только украинских, но и зарубежных компаний) вырос с 9,6 до 11,6 млн. человек, или на 21,5%. Эти показатели высоки даже по мировым меркам.
К примеру, по данным IATA, в России рост пассажиропотока сейчас составляет 13%, в Индии — 18,3%, в Бразилии — 16,1%, в США — 2,2% (данные за 10 месяцев). По регионам статистика следующая: средний показатель в Европе — 10,3%, Азии — 4,4%, Латинской Америке — 10,9%, на Ближнем Востоке — 8,6%, в Африке — 2,3%.
Максимальные темпы роста задали украинскому рынку такие направления, как регулярные перевозки в международном сообщении: по итогам года пассажиропоток тут достигнет, по предварительным подсчетам, 4,3 млн., увеличившись в сравнении с 2010-м более чем на 40%. В плане привлечения новых пассажиров год оказался очень удачным, правда, не для всех украинских операторов: 90% всего трафика разделили между собой две компании, «АэроСвит» и «Международные авиалинии Украины» (МАУ).
Исходя из приведенных цифр, можно сделать несколько выводов. Во-первых, очевидно, что украинская индустрия авиаперевозок продолжает развиваться во многом изолированно от общемировой.
С одной стороны, это значит, что украинские операторы могут испытывать сложности с доступом на интересные для них рынки из-за действующей системы жесткого государственного регулирования. С другой стороны, огромный потенциал внутреннего спроса пока находится в полном распоряжении локальных операторов.
Судя по итогам этого года, компаниям удается задействовать его все активнее, что нивелирует даже влияние кризисных явлений в экономике.
Второй вывод состоит в том, что сложившаяся олигопольная структура рынка пока идет на пользу его развитию: компании понемногу набирают мощь, бросая все силы на завоевание симпатий потребителя путем расширения географии полетов, предлагая все больше маршрутов, вариантов времени вылета, удобных стыковок. В более конкурентной среде делать это для авиакомпаний было бы сложнее, тем более что многие из новых маршрутов зачастую не приносят перевозчикам желаемых доходов.
Показательно, к примеру, что средняя пассажирская загрузка кресел компаний на том же быстрорастущем рынке Китая составляет 82,7%, в США — 83,1%, в Европе — 79,3%. У украинских операторов показатель ощутимо ниже: 73,3% — у «АэроСвита», 67,4% — у МАУ (данные за девять месяцев, регулярные международные маршруты). По оценкам экспертов, тарифная политика украинских перевозчиков пока держится в рамках среднего ценового сегмента — очень мало бюджетных перевозок по модели low-cost, но есть и ощутимый дефицит предложений высокого ценового сегмента, с соответствующими тарифами и сервисом.