Сунил Наир, руководитель по развитию бизнеса в Регине ЕМЕА компании Citi Venture Capital International, в связи с инвестированием $140 млн. во владельца сети ТРЦ «Караван»
Маркетинг
Не дешево, но надолго
«Оптима Лизинг/SIXT» (компания, специализирующаяся на лизинге и прокате авто) вложила около 1 млн. евро в необычный для украинского рынка маркетинговый проект. Она создала команду для участия в ралли «Дакар 2008», которое стартует в январе. Заметность проекту придает то, что украинский экипаж будет участвовать в транснациональной гонке впервые.
Инициатива участия принадлежит генеральному директору компании, Вадиму Нестерчуку. Он же выступит в качестве пилота, хотя профессиональным гонщиком не является. Для реализации задуманного во Франции был специально подготовлен автомобиль на основе пикапа Mitsubishi L200. Техническую поддержку автомобиля во время гонки будут осуществлять специалисты «Оптима Лизинг/SIXT».
Так как в 2008 г. трасса «Дакар» несколько усложнилась, да и участие украинский экипаж будет принимать в гонке впервые, цель поставлена относительно простая – хотя бы дойти до финиша.
P. S. Пока верстался номер, пришло сообщение о том, что ралли «Дакар 2008» отменено из-за угрозы терактов.
Консолидация
Производители сахара готовятся к укрупнению
«Сахарный союз «Укррос» намерен в следующем году привлечь на внешнем рынке около $20 млн. Деньги пойдут на то, чтобы завершить процесс вертикальной интеграции холдинга, приобрести дополнительные производственные мощности и расширить посевные площади. В качестве будущих приобретений компания рассматривает сахарозаводы Тернопольской области.
Готовясь к этому, «Укррос» планирует в 2008 г. увеличить мощности заводов до 33 тыс. т свеклы в сутки (сейчас перерабатывают 29 тыс. т). Для этого будет необходимо инвестировать в модернизацию предприятий. В следующем году на эти нужды союз собирается направить около 38 млн. грн.
Бенчмаркинг
Интеграция «расширяет» мобильные телефоны
Samsung сместил «продуктовые» акценты, решив в 2008 г. уделять внимание не столько дизайну телефонов, сколько их дополнительным функциям.
Так, учтя популярность Apple iPhone, производитель представит на украинском рынке (одновременно с мировым) в начале года модель с сенсорным дисплеем – F490. В компании уверены, что многие производители присоединятся к этому тренду. Ведь сенсорный дисплей позволяет увеличить экран без изменения размеров телефона, что в свою очередь дает дополнительное удобство в использовании различных мультимедийных возможностей. Кроме того, компания будет развивать сегмент музыкальных телефонов, спрос на которые уже сформирован другими производителями (в первую очередь Sony Ericsson).
К собственным инновациям производитель причисляет телефоны с двумя sim-картами (хотя не Samsung первым вывел их на рынок). При этом если первые модели были представлены в премиальном ценовом сегменте, то уже к концу года будут разработаны телефоны и для среднеценового сегмента.
Еще одно направление, которое компания намерена развивать, – телефоны со встроенными системами GPS-навигации (последние как отдельные устройства становятся все более популярными). В начале 2008 г. на рынке будут представлены модели Samsung i550 и i560.
Инвестиции
Кредит подвигает к агрессивному развитию
Группа компаний «Фуршет» в 2008 г. планирует открыть 30 новых супермаркетов и торговых центров, 25 из которых – в Украине и 5 – в Молдове. В развитие сети ритейлер собирается инвестировать $100 млн., из которых 60-70% составят заемные средства. Кредит на сумму $90 млн. «Фуршету» предоставил ЕБРР. «Мы хотим присутствовать во всех, даже самых небольших городах Украины с населением от 50 тыс. жителей», – объяснил Игорь Баленко, председатель наблюдательного совета группы «Фуршет».
Сотрудничество «Фуршета» и ЕБРР уже имеет свою историю. До марта 2007 г. банк в лице созданного им Euroventures Ukraine Fund являлся одним из акционеров группы. После подписания соглашения о стратегическом партнерстве «Фуршета» с французской компанией Auchan ЕБРР вышел из числа владельцев группы.
Топ-персонал
Путь к IPO с новым руководителем
«БМ Групп» привлекла к управлению Валерия Анохина, который ранее занимал должность генерального директора «АвтоКапитала» (генеральный импортер продукции Daimler AG и Chrysler International Company в Украине), а в новой структуре стал вице-президентом корпорации. Этой должности ранее не существовало. Ее ввели для разделения обязанностей: теперь президент отвечает за направление автоперевозок, а вице-президент – строительства.
Ранее «БМ СтройМеханизация» выполняла преимущественно земляные работы, сейчас реализует заказы генподряда по дорожному строительству и фундаментным работам. На 2008 г. стоит задача перехода к генподряду по капитальному гражданскому строительству. К 2012 г. компания видит себя в тройке лидеров строительного рынка.
Логику привлечения г-на Анохина в корпорации объяснили следующим образом: «Если приходит новый топ-менеджер, риски существуют всегда, даже если он занимался профильным бизнесом. Но В. Анохин принимал участие в строительстве «АвтоКапитала» с нуля. В момент его ухода оборот компании составлял около $300 млн. и компания прочно удерживала лидерство в сегменте автомобилей премиум-класса. В его активе не только управление автомобильным бизнесом, но, к примеру, и финансовой компанией Hansa Leasing Ukraine».
Перспективы
Детройт строится рядом с Украиной
Группа стран Центральной и Восточной Европы (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Турция) не только сохранит, но может и укрепить свои позиции как одного из самых важных центров производства автомобилей.
Ведущие мировые игроки сталкиваются с растущим количеством вызовов: снижение спроса на традиционных рынках, перепроизводство, растущая конкуренция и затраты на исследования и разработки, высокие цены на нефть и ограничения по реорганизации производственных мощностей, включая перенос производства. Как считают аналитики UniCredit Group, в этих условиях страны ЦВЕ имеют много шансов. Доля региона в общеевропейском производстве пассажирских автомобилей составляет 16%, и она удвоилась с 2002 г.
Регион ЦВЕ уже привлек внимание таких ведущих мировых производителей, как Volkswagen, Renault, Peugeot-Citroen, Fiat, GM, Ford, Toyota, Hyundai-KIA, Suzuki.
Появится первый интегрированный
«Вымпелком» может стать крупнейшим в регионе СНГ оператором по величине выручки. Это произойдет в том случае, если акционеры «Голден Телекома» примут сделанное им предложение о выкупе акций. «Вымпелком» готов уплатить за 100% акций $4,3 млрд. Срок предложения истекает 15 февраля 2008 г. Сделка должна привести к преобразованию «Вымпелкома» из мобильного оператора в интегрированного провайдера телекоммуникационных услуг.
Рост замедлится, но сохранится
Снижения прибыли на 10,7% – до $5 млрд. ожидает для авиакомпаний мира в 2008 г. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). Предполагалось, что в 2007 г. авиаперевозчики получат $5,6 млрд. прибыли. Прошлый год впервые стал прибыльным для индустрии начиная с 2000 г.
В 2008 году топливные расходы авиаперевозчиков увеличатся на 10% (исходя из средней цены нефти $78 за баррель). Влияние кредитного кризиса приведет к замедлению роста выручки до 4,7% и объема перевозок – до 4%.