Институты совместного инвестирования (ИСИ), ориентированные на массового клиента, относительно новые игроки на украинском финансовом рынке. Суть их деятельности – в привлечении средств частных лиц путем продажи сертификатов и ценных бумаг фондов с последующим их инвестированием в различные инструменты в соответствии с прописанными правилами конкретного фонда. И хотя популярность инвестсертификатов не так высока, как банковских депозитов, рост спроса на них в ближайшее время ни у кого не вызывает сомнений. Статистика свидетельствует, что около 90% всех продаж сегодня производится в Киеве. Однако с повышением интереса населения к данным инструментам вложений необходимость региональной экспансии становится все актуальнее. Именно поэтому ИСИ столкнулись с необходимостью создания своих каналов продаж.
Развертывание собственных сетей сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, этот шаг требует существенных затрат, что на начальном этапе деятельности ИСИ весьма проблематично. Во-вторых, в отличие от банков инвестфонды не так хорошо известны массовому клиенту. «Публичные инвестиционные фонды в Украине существуют достаточно давно, но массовым спросом их продукты не пользуются, поскольку потенциальные инвесторы не знают о существовании институтов совместного инвестирования, не понимают принципов их работы или просто не знают, каким образом и где можно вкладывать в инвестиционные фонды. Это особенно характерно для регионов», – сетует Василий Лукасевич, управляющий инвестиционными фондами КУА «КИНТО».
Сложившаяся ситуация подтолкнула ряд компаний к идее более тесного сотрудничества в дистрибуции собственных продуктов. В результате в середине 2007 г. четырьмя компаниями было создано ООО «Сеть Фондовых Магазинов». Учредителями общества выступили ОАО «КИНТО», ЗАО «КУА «ИНЭКО-ИНВЕСТ», ООО «КУА «ІТТ-Менеджмент» и ЗАО «КУА «ТЕКТ».
Данное начинание не всеми на рынке воспринимается однозначно. Изначально на этапе переговоров идея создания сети обсуждалась и с другими участниками рынка. Однако ряд компаний отказались от участия в проекте, поскольку им не удалось выторговать для себя приемлемые условия. Другие говорят, что такой принцип организации дистрибуции для них неприемлем в принципе. «Продажа продуктов разных компаний в одном месте создает между ними излишнюю конкуренцию, – говорит топ-менеджер одной из КУА. – К тому же в данной ситуации возникает вопрос возможной по тем или иным причинам предвзятости продавца сертификатов».
Вполне вероятно, что со временем некоторые компании все же рассмотрят возможность входа в сеть как один из вариантов продаж. «Это интересный ход, – признает Александр Панченко, заместитель генерального директора Millennium Capital. – И хотя мы не участвуем в сети, в перспективе нам могло бы быть это интересно». Вместе с тем участники рынка не исключают возможности создания в будущем других совместных сетей. Это лишь подтверждает правильность выбранного пути, а также его перспективность как одного из вариантов дистрибуции инвестпродуктов.