Site icon Companion UA

Непрофильные активы

Выставочные центры в регионах нашли хороший способ заработать, претендуя почти на 100% денег от размещения ивентов на 300-700 человек.


Рынок событийного маркетинга ежегодно растет примерно на 30% в год. По итогам 2006 г., его емкость измерялась $35 млн., за 2007 г. составила порядка $46 млн. (данные Международной ассоциации маркетинговых инициатив). Этот «пирог» делят между собой множество подрядчиков: креативные агентства, которые задумывают и режиссируют мероприятия, компании технического обеспечения «свет-звук-сцена», кейтеринговые фирмы (питание), площадки для проведения событий и др.


В регионах в борьбу за долю «пирога» включились крупные выставочные центры с площадями, позволяющими провести мероприятие на 300-700 человек. Более того, они объединились (не будучи конкурентами друг другу из-за месторасположения в разных городах), чтобы популяризировать свои услуги.


Привлекательные централизованные бюджеты
Заказчиками проведения всевозможных мероприятий в региональных городах – клубных, корпоративных, фестивалей, форумов, демонстраций, конкурсов, соревнований – выступают как местные компании, так и представители межрегионального бизнеса. Так, нередко бюджетом на мероприятия, проходящие по всей стране, распоряжается одно крупное агентство. А многие заказчики – всеукраинские компании, которые либо организуют выездные мероприятия (road-shows) с мероприятиями в ряде городов, либо имеют филиалы и представительства с большим количеством персонала и партнеров в регионе.


«Центром ивент-индустрии страны считается Киев. Однако в последнее время, к примеру, появилось много выездных мероприятий, «путешествующих» по городам Украины. Как правило, в первую десятку турне входят города-миллионники: Харьков (1,5 млн. человек населения), Днепропетровск, Одесса и Донецк (примерно по 1 млн. человек), Львов (800 тыс. человек). Но, к сожалению, пока что региональные выставочные площадки реже попадают в поле интереса ивент-агентств, нежели концерт-холлы, спортивные арены, стадионы, клубы, рестораны», – делится наблюдениями генеральный директор «КиевЭкспоПлазы» Игорь Колгатин.


Традиционно мероприятия в регионах проводятся в домах культуры, театрах и подобных им помещениях. Лишь немногие из них имеют большие площади, инженерную инфраструктуру, достаточно емкую парковку. К тому же уровень менеджмента, как правило, существенно выше в выставочных центрах. «Среди важнейших факторов, определяющих выбор площадки, событийные агентства выделяют именно операционный менеджмент – качество и оперативность взаимодействия с заказчиком (в частности, возможность быстро забронировать зал, получить ответы на технические вопросы и необходимую документацию, спланировать событие «на завтра»), а также качество инженерной инфраструктуры (подключение электроэнергии, воды, телекоммуникаций; возможность завоза тяжелой техники или, например, животных; возможность подвеса грузов к перекрытиям зала; климат-контроль; количество и качество туалетов и др.). Важны также качество питания и уровень охраны, хотя соответствующих подрядчиков можно взять со стороны», – комментирует преимущества экспоцентров И. Колгатин.


Региональная возможность
Крупные региональные выставочные центры, дополняя свою деятельность за счет ивентов, оказываются в выгодном положении. Так, если столичному экспоцентру событийный маркетинг может принести около 5% дохода, то для регионального такая доля может составлять 20-30%, поскольку загруженность центров выставками в регионах ниже.


Украина покрывается сетью
Поскольку нередко инициатором и координатором проведения мероприятий являются столичные компании, ряд выставочных центров из разных городов объединились вокруг «КиевЭкспоПлазы». В группу, помимо «КиевЭкспоПлазы», вошли «Презентационно-выставочный центр «Радмир Экспохолл» (Харьков), специализированный выставочный центр «ЭкспоДонбасс» (Донецк), экспоцентр «Метеор» (Днепропетровск) и выставочный центр Lemberg (Львов).


В сентябре «КиевЭкспоПлаза» организовала первую совместную презентацию выставочных центров. Заявлено, что это долгосрочный проект. На втором этапе, который уже начался, привлекаются ивент-, BTL-, PR-агентства. На третьем этапе по результатам новогодних мероприятий планируется проанализировать реакцию киевских агентств, которые благодаря новой активности наладили сотрудничество с экспоцентрами.


За пять лет деятельности «КиевЭкспоПлаза» уже наработала опыт на ивент-рынке и наладила сотрудничество с рядом ведущих профильных агентств. Она же выступает координатором работы объединения выставочных центров, являясь входной точкой для агентств.


Причем охват Украины происходит не только путем объединения центров, а информация и заказы проходят отнюдь не только из центра в регионы. К примеру, львовяне сами ведут переговоры с киевскими организаторами. Кейтеринг и светотехника пока обеспечиваются местными компаниями, но Lemberg готов подключить к работе киевских и одесских подрядчиков.


Региональные выставочные центры сейчас озабочены вопросом формирования спроса, в том числе формированием портфеля выставочных и невыставочных мероприятий, а также ценообразованием. «Для нас сегодня это самый сложный вопрос, потому что концепции проведения выставочных и событийных мероприятий весьма разнятся. Соответственно и оценивать их одинаково нельзя. В одном случае идет упор на одни услуги выставочного центра, в другом – на другие. Поэтому мы готовы рассматривать каждый запрос и предлагать цены в зависимости от формата, масштаба и регулярности мероприятия, опыта заказчика и его имиджа», – делится заботами Евгений Пасека. 


 


Региональные центры находят точки отличий


Евгений Пасека,
коммерческий директор выставочного центра Lemberg:
– Прежде всего мы позиционируем себя как выставочный центр и хотим внести свой вклад в формирование выставочной славы западного региона Украины, способствовать возрождению Львова как места проведения международных деловых встреч, выставок, форумов, используя все преимущества исторического и географического положения города по отношению к Европе.


Центр будет открыт вместе с первой крупной выставкой – «Украина: отдых, индустрия гостеприимства 2008». Также есть проект, запланированный на март, – Lviv Fashion Week. Еще до открытия центра, возможно, проведем закрытую акцию для представителей выставочной индустрии. Хотя его организаторы молоды, мы надеемся, что, имея профессиональную площадку, они смогут развить мероприятие настолько, чтобы составить конкуренцию аналогичным киевским событиям. В наши планы пока не входит организация своего ивент-департамента. Но если возникнет рыночная необходимость, возьмемся за этот бизнес-проект.


Игорь Тулузов,
генеральный директор выставочного центра «Радмир Экспохолл»:

– «Радмир Экспохолле» вмещает одновременно до 5 тыс. человек, не считая площадки вокруг него, на которой могут поместиться еще 20 тыс. Исходя из этого мы рассчитываем при самых скромных запросах на долю рынка размещения ивентов получить не менее 70%.


Еще при строительстве предусматривали возможность проводить в нашем центре корпоративные мероприятия. Для этого в комплексе есть концертный или конференц-зал на 580 человек, ресторан для банкета и ресторан быстрого питания. Сейчас строятся еще четыре малых конференц-зала. А помимо выставочных площадей (с высокими потолками и без колонн), в экспохолле есть место для семейного отдыха с бутиковой зоной и различными кафе.


Наш основной вид деятельности – выставки, на которые приходится основная прибыль. Но в невыставочный сезон (январь и летние месяцы) мы будем делать акцент на ивенты и корпоративы. Думаю, их доля в прибыли составит 30%. Мы разослали информацию в PR- и ивент-агентства, а также крупным компаниям. Уже проведены несколько мероприятий, которые освещали СМИ (например, «Большая Слобожанская ярмарка-2007»).



 

Exit mobile version