Во второй половине января деловая жизнь «отмерзает», и «&» традиционно публикует рейтинг ресторанов столицы, которые лучше всего подходят для деловых встреч. Разумеется, наше мини-исследование не претендует на социологическую достоверность. Это просто результат обработки мнений 55 топ-менеджеров, которых мы просили указать названия ресторанов (количество их в ответе не ограничивалось), где они предпочитают проводить деловые встречи. При желании эксперты могли комментировать свой выбор.
Оказалось, что в этой выборке есть явно предпочитаемые заведения. Однако это совсем не означает, что, например, Goodman в три раза лучше, чем LEO как место для деловых встреч, просто так получилось: в этой выборке первое заведение оказалось в три раза популярнее. Тем более что подобный выбор очень индивидуален. А предпочтения экспертов, по их же признанию, часто обусловлены такими прозаическими факторами, как близость к своему офису или наличие парковки. И все же резкая сдача позиций «Конкордом», на наш взгляд, может стать сигналом владельцам и менеджменту заведения (хотя, возможно, динамика доходов им говорит и обратное). Ну и рост популярности кофеен в «экономном» минувшем году был вполне ожидаем. Правда, можно легко заметить, что ряд заведений (Goodman, «Пантагрюэль», «Липский особняк») сохраняют высокую популярность при любой экономической погоде.
У каждого из нас свой вкус и свои предпочтения. Возможно, наше исследование поможет вам свериться с мнениями коллег и расширить свои познания о столичных ресторанах (кликните на таблицу рейтинга, чтобы просмотреть ее).
«Самое трудное – постоянство и совершенство в деталях»
Юлия Гуч, эксперт-ресторатор, генеральный менеджер управляющей компании Soul Kitchen.
По вашему мнению, что делает ресторан привлекательным местом для проведения деловых встреч?
Прежде всего комфортная атмосфера со всеми ее составляющими: безупречный сервис, мягкий свет, не отвлекающий музыкальный фон, удобное расположение столов, комфортные диваны или стулья и обязательно вкусные блюда. Немаловажно и соотношение цена-качество. Все должно быть целостно и работать, как единый механизм: от встречи гостя до его ухода. Встреча – хостес, далее – официант, между подачей блюд – менеджер, проводы гостя – весь коллектив. Во всей этой цепочке все должно быть четко, чтобы гость остался доволен. При правильном управлении из самого захудалого кафе можно сделать отличный ресторан. Также необходим правильный подход к PR, маркетинговым мероприятиям. Лучше в самом начале потратить немного больше денег – они в будущем вернутся, многократно преумножившись.
Что из этого обычно самое трудное в реализации?
Постоянство и совершенство в деталях. Очень важно, чтобы гости получали одинаковое качество ресторана. Тогда у человека формируется доверие к этому месту и он знает, что сюда ему не стыдно пригласить партнера. И нужно помнить: любая мелочь может разрушить позитивное послевкусие ресторана.
На сегодняшний день в полной ли мере украинские рестораторы используют этот набор приемов/инструментарий?
Для ресторатора главный инструмент – любовь к своему делу, так как этот вид бизнеса предполагает большее вложение души. И в тех ресторанах, где это происходит, – очередь на свободные столики.
«В Украине все намного проще»
Хайс Юкен, глава правления СК Fidem Life:
– Конечно, в Киеве у меня есть любимые места для проведения бизнес-встреч. Это прежде всего «Moнaкo», San Tori, «Старе Запоріжжя», Beef и OK Bar. Если говорить об идеальном месте для деловых переговоров, то для меня важны несколько факторов. Оно должно быть тихим, чтобы там было удобно разговаривать: столы установлены не слишком близко друг к другу. Конечно, нужно, чтобы вблизи ресторана было достаточно места для парковки. Обслуживание обязано быть быстрым, а еда – вкусной. Порой ланч занимает час, а то и два, но ситуаций, когда еду подают слишком долго, возникать не должно.
В Нидерландах, откуда я родом, не принято обедать в офисе. Если же деловые встречи таки проводят в обеденное время, то, скорее всего, вам предложат холодный сэндвич с молоком и апельсиновым соком. Еда в офисе всегда очень проста. Мы не притязательны в этом отношении.
В Бразилии, где я жил и работал несколько лет, обедать принято в течение часа, а то и полутора часов. Времени для этого они отводят немало, но при этом совершенно не обсуждают деловые вопросы до тех пор, пока не принесут кофе к концу встречи. Поэтому бизнес-ланчи получаются не совсем «бизнес», хотя вы и идете на встречу со своими партнерами.
В Бразилии ходят вместе на обед скорее для того, чтобы ближе познакомиться друг с другом и установить теплые отношения. Удачно на этот счет пошутил мой знакомый бразилец, живший в Нидерландах. Он пинтересовался, в чем отличие голландского обеда и завтрака. Оказывается, только во времени – между ними четыре часа. Потому что во всем остальном это одно и то же: кофе, молоко, апельсиновый сок и сэндвич.
В Украине все намного проще: главное – вкусная еда, быстрое обслуживание и уютная атмосфера.
«Приятно поддержать партнера нашего бизнеса»
Денис Хренов, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям САН ИнБев Украина:
– Для меня непринципиально, чтобы встреча происходила именно в ресторане, это может быть и кафе, и даже в некоторых случаях бар. Чаще всего место встречи приходится выбирать с таким расчетом, чтобы всем ее участникам было удобно туда добраться – географически ситуативно. Нередко это очень сужает выбор.
Первое, что меня всегда интересует при выборе заведения: присутствует ли там наше пиво? Всегда приятно поддержать партнера нашего бизнеса, даже если будет выпита всего пара чашек чая.
Другие важные условия – чистота и опрятность заведения, приветливость и отзывчивость персонала, скорость обслуживания.
Хорошая кухня, возможность припарковаться и оригинальный интерьер я расцениваю как однозначный плюс, но это не ложится в основу выбора.
При этом я вряд ли поддержу заведение, которое не имеет своей парковки, а незаконно захватило часть тротуара или обочины и с помощью грубой силы хамоватых охранников не позволяет парковаться.
Что точно не имеет значения для меня, так это статус и популярность заведения. Правда, зачастую это имеет значение для визави и, таким образом, может тоже влиять на выбор.
Очень важно не мешать гостям
Катерина Костерева, управляющий партнер группы Террасофт:
– Для меня в таком ресторане важно: негромкая музыка или ее отсутствие; расстановка столиков таким образом, чтобы сохранить приватность беседы; деловые люди среди посетителей ресторана; ненавязчивое обслуживание – без фамильярности и панибратства; мультиязычное меню; удобные стулья (но не диваны или кресла); престижное местоположение – в центре города.
Ольга Гуцал, управляющий собственник Камион-Оил:
– Для деловых встреч в первую очередь мне нравится «Велюр», потому что там очень вкусно; можно договориться с официантами (поскольку они умные!), кому надо дать счет (это бывает важно, учитывая, что я женщина); не мешают разговаривать, не пристают, когда видят, что люди заняты (это редкость); своим хорошим отношением ко мне повышают мой статус. Очень им за это признательна. Люблю также OK Bar, опять же, потому что вкусно, там можно выбрать уединенный столик и поговорить – администраторы работают хорошо.
Владимир Дегтярев, генеральный директор Newsfront PR:
– Рестораны для меня – место не столько серьезных переговоров, сколько неформальных встреч для поддержания или завязываний отношений. Мало в каких заведениях Киева созданы условия для обсуждения более «интимных» вопросов – конкретных бизнес-планов, цифр и бюджетов. Но если говорить о встречах с коллегами по рынку или потенциальными партнерами (а я стараюсь минимум один обед в неделю посвящать тому, что называют модным словом «networking»), то выбираю места с качественным, внимательным и ненавязчивым сервисом.
Артем Стоянов, старший партнер LCF Law Group:
– Помня принцип «время – деньги», ресторан выбираем среди близких к нашему офису или удобный для партнера. А так как деловая жизнь наиболее насыщена в сердце столицы, как правило, это «Космополит», «Пантагрюэль» или «Монако». Такими же важными качествами, как расположение ресторана, являются его респектабельность, обстановка, располагающая к спокойной деловой беседе, и кухня. Для удачного ведения переговоров не должны отвлекать посторонние факторы, чтобы все участники чувствовали себя комфортно.
Дарья Заседа, партнер ЮФ Cai & Lenard:
– Я довольно скептически отношусь к деловым встречам в ресторанах, так как совместить серьезную беседу и основательный прием пищи мне представляется весьма сложным. Однако бывают ситуации, когда ресторан может сыграть позитивную роль в развитии бизнеса. Это, например, касается проведения презентаций, фуршетов или каких-то корпоративных праздников. На мой взгляд, самый удачный ресторан для этого – Leo Club. У этого заведения есть свой стиль, шарм и удивительное умение обеспечить каждому, кто туда приходит, спектр приятных и комфортных ощущений.