Site icon Companion UA

Кабмин внес в парламент свой вариант законопроекта о морских портах

Правительство намерено активизировать привлечение частных инвестиций в портовую инфраструктуру и подало соответствующий законопроект "О морских портах Украины" в Верховную Раду.

"Портовая отрасль крайне нуждается в неотложных и коренных преобразованиях, либерализации имущественных отношений, технической модернизации и современной модели функционирования морских портов", – говорится в пояснительной записке, обнародованной вместе с самим законопроектом на сайте парламента в пятницу.

По мнению Кабмина, риски инвестирования в портовую инфраструктуру связаны, в первую очередь, с устаревшей нормативной базой, которая фактически, отражает советскую модель функционирования портов.

"На сегодняшний день Украина является единственным государством на постсоветском пространстве, где не состоялись реформы в портовой отрасли", – констатирует правительство. Оно отмечает, что РФ, страны Балтии, Грузия благодаря либерализации портовой отрасли и приватизации морских портов постоянно наращивают транзитный потенциал, тогда как украинские порты не могут составить им конкуренцию.

"Модернизация существующих и строительство новых мощностей в морских портах требует многомиллиардных частных инвестиций, которые должны быть защищены законодательством Украины", – подчеркивают авторы законопроекта.

Согласно документу, причалы могут быть объектами аренды или концессии сроком до 49 лет. Государство также гарантирует право частной собственности на причалы, построенные за счет частных инвестиций до вступления в силу этого закона, внесенные в Реестр гидротехнических сооружений, и разрешает, чтобы новые причалы, построенные за счет частных средств, были объектами частной собственности.

Также предлагается установить, что строительство причалов государственной формы собственности за счет частных средств осуществляется на компенсационной основе.

Согласно законопроекту, искусственно созданные земельные участки находятся в государственной собственности и могут предоставляться в пользование, в том числе в долгосрочную аренду. Документ также облегчает возможность отчуждения земельных участков, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для развития или строительства новых морских портов.

Законопроект содержит отдельную статью, посвященную особенностям приватизации портовой инфраструктуры. В частности, он относит к объектам приватизации единые имущественные комплексы госпредприятий и акции хозяйственных обществ, образованных в процессе корпоратизации на базе цехов, производств, участков, других подразделений морских портов. Предполагается, что продажа единых имущественных комплексов и 100% публичных АО будет происходить на конкурентных началах. При этом условия конкурса могут предусматривать аренду победителем причалов и земельных участков сроком до 49 лет, а при образовании публичного АО причалы и земельные участки предварительно передаются ему в аренду на срок до 49 лет.

В проект включена также норма, что в случае решения о приватизации отдельного объекта портовой инфраструктуры, арендованного до вступления в силу этого закона, арендатор имеет право на его выкуп при условии, что совершил улучшения такого имущества стоимостью не менее 25% его остаточной стоимости на момент приватизации.

Помимо того законопроект предполагает привлечение частных инвестиций в объекты портовой инфраструктуры на основе отдельных договоров концессии, договоров о совместной деятельности, аренды и других видов государственно-частного партнерства.

Как сообщалось, Верховная Рада 3 ноября 2011 года приняла разработанный депутатами закон "О морских портах Украины", рассматривавшийся в течение 9 лет, однако президент наложил на него вето. По мнению главы государства, предложенная в законе концепция приватизации объектов портовой инфраструктуры не была взвешенной, а его норма о реорганизации портов путем их разделения могла создать риски потери объектов инфраструктуры.

Вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников также критиковал законопроект за недоработки в вопросах защиты экологии, в частности, отсутствие регулирования сброса стоков. В то же время он подчеркивал, что в правительственном законопроекте в целом дух депутатского закона будет сохранен: "Чтобы за государством осталась причальная стена и подходы. Все остальное должно быть частным. Чем больше будет инвесторов, тем лучше для украинских портов", – сказал он.

Б.Колесников опроверг ряд заявлений о том, что это закон о приватизации портов. "Если кто-то говорит, что украинские порты сегодня пытаются приватизировать, то они уже приватизированы: в любом из портов полно частных терминалов. Речь идет фактически о формализации тех процессов, которые уже прошли", – пояснил он.

По его словам, по каждому из 18 государственных портов придется принимать "отдельное, но публичное и понятное" решение о модели его управления. "Но еще раз хочу подчеркнуть: от 35% до 80% мощностей в украинских портах уже являются частными", – добавил вице-премьер.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version