Сергей Красуля, пресс-секретарь корпорации «Богдан»
Международное развитие
Страховщики вышли за границу
СК «Универсальная» в конце 2007 г. достигла договоренности о поглощении страховых компаний не только в Украине, но и Молдове.
В Украине «Универсальная» за счет приобретения компании «Орадон» существенно расширит свое присутствие на розничном страховом рынке Донецкой области («Орадон» – один из правопреемников «Укргосстраха», имеющий 48 филиалов, из них 33 – в каждом районном центре Донецкой области). Акционеры СК «Орадон» получат около 4% акций компании «Универсальная». Ожидается, что интеграция завершится в течение девяти месяцев. Сегодня в Украине насчитывается более 450 страховых компаний. Однако по мере развития рынка будет происходить консолидация, которая уже оформилась как тенденция.
В Молдове «Универсальная» замахнулась сразу на двух местных операторов. Уже достигнута договоренность о покупке 100% акций Ascargo S.R.L. (сделка будет завершена в конце I квартала 2008 г.). Что касается второй компании, то сейчас идут переговоры. Если обе сделки завершатся успешно, компании объединять не будут: одна сосредоточится на работе в сегменте рискового страхования, вторая – страхования жизни. Также «Универсальная» ведет переговоры в Беларуси, намереваясь купить одного из ведущих игроков в сфере рискового страхования. Путем допэмиссии акций «Универсальная» планирует привлечь около 200 млн. грн.
На сегодняшний день «Универсальная» единственная украинская страховая компания, осуществившая выход на международный рынок. Для крупных западных игроков рынки Беларуси и Молдовы пока малоинтересны. Одним из показателей являются объемы этих рынков: страховщики на молдавском рынке в 2006 г. собрали $42,3 млн. премий, а на белорусском – $117,9 млн., тогда как в Украине – $2,74 млрд.
Торговый маркетинг
Потребители «остывают»
Nielsen провела исследование уровня потребительского доверия в мире. По данным компании, этот показатель снизился настолько, что ритейлерам придется приложить усилия, чтобы убедить потребителей делать в наступившем году крупные покупки.
Индекс потребительского доверия исследователи рассчитывали исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими личных финансов и готовность делать новые покупки. Так, две трети потребителей не готовы тратить свои свободные средства в течение следующих 12 месяцев, а около четверти респондентов опасаются глобального экономического спада.
Среди причин такого всемирного потребительского настроения исследователи указывают рост цен на нефть и ипотечный кризис в США.
Всего компания проводила опрос респондентов в 48 странах. Наиболее пессимистично настроены покупатели в Таиланде, Тайване и Италии. Негативные ожидания практически не коснулись только Китая и Вьетнама.
Ритейл
У отечественной розницы бурного роста еще на пять лет
По оценке экспертов, в 2008 г. темпы развития розницы в Украине останутся на уровне 20-25%. Такая ситуация сохранится еще в течение пяти лет.
Более амбициозные планы ставит перед собой компания «МД Ритейл», которая намерена за эти пять лет открыть порядка 1000 торговых точек формата «магазин у дома». А в планах Midland Group (владельца сети) – открыть 15 новых гипермаркетов и ТРЦ.
Пять лет, по мнению экспертов, – это тот срок, за который украинский торговый девелопмент сможет подойти к насыщению. Пока в стране предложение многократно ниже спроса. Недостаток отечественного предложения особенно хорошо виден при сравнении с ситуацией на схожих рынках. Армен Папазян, директор компании «О’КЕЙ Украина»: «Если сравнивать с похожими по демографическим характеристикам странами, то 12-ти украинским супермаркетам, приходящимся на 1 млн. жителей, можно противопоставить 70 в Польше или 120 в Чехии. Не менее красноречив и такой факт: Польша и Украина незначительно отличаются по численности населения и среднему уровню дохода, однако объем продаж на продовольственном рынке Польши составляет 243 млрд. в гривневом эквиваленте, в то время как в Украине – всего лишь 83 млрд.».
Технологии
Мобильные телефоны изменят отечественный рынок оплаты счетов
В 2008 г. некоторые эксперты прогнозируют в Украине, также как и во всем мире, бум мобильных платежей. По данным агентства Aite Group, к 2011 г. мировой объем рынка мобильных платежей увеличится до $11,5 млрд., тогда как по итогам прошедшего года это $77,6 млн.
«Взрывной» рост мобильных платежей может привести к глобальным изменениям на рынке оплаты счетов. Так, в перспективе трех лет эксперты не исключают появления в стране технологии Near Field Communications (NFC) (способ оплаты, при которой телефон просто подносится к специальному считывающему устройству). Кроме того, мобильные операторы перестанут быть только провайдерами связи. К их сфере деятельности добавятся еще и функции платежных сервис-провайдеров, что может потеснить банки на рынке платежей.
Инновации
Телевидение через Интернет станет массовым, но не в Украине
Услуга IP-TV вскоре будет выведена на массовый международный рынок. Недавно международный союз электросвязи (ITU) разработал первый пакет стандартов для IP-TV. Эксперты ожидают, что количество абонентов этой услуги через пять лет достигнет 100 млн. человек. Как результат – значительно вырастут доходы от абонентского обслуживания.
Лидером проникновения этого вида услуг станут такие страны, как Китай, США, Франция, Япония. Несмотря на рост интереса к этой услуге в Украине, ее развитие будет сдерживаться инфраструктурными проблемами – в стране пока мало сетей, обладающих соответствующей пропускной способностью.
Банки
Надежность банка важнее, Чем престижность
GfK Ukraine провела исследование, предметом которого стал имидж самых крупных банков Украины. В результате, по мнению респондентов, лидерами рынка являются «Райффайзен Банк Аваль» и Приватбанк.
«Райффайзен Банк Аваль» воспринимается как банк с широкой сетью отделений и банкоматов, тогда как второй лидер скорее «престижное» и «современное» финансовое учреждение.
Всего в исследовании участвовало восемь банков. Ощадбанк и «Укрсоцбанк» воспринимаются респондентами как простые и открытые. А оставшиеся (ОТР Bank, «УкрСиббанк», «Надра» и «Укрэксимбанк») украинцы воспринимают как молодые и современные банки, которые активно развиваются, но все же не являются лидерами рынка.
В рамках этого исследования GfK Ukraine выяснила, с какими услугами каждый из банков-участников ассоциируется у респондентов в первую очередь. В результате Приватбанк и «Надра» – банки услуг массового сегмента. «Райффайзен Банк Аваль», «УкрСиббанк» и «Укрсоцбанк» – услуги для физических лиц с высоким уровнем дохода и крупных корпоративных клиентов. Ощадбанк – в основном с коммунальными платежами.
Перспективы
Темпы роста замедлятся
Большие получат больше преимуществ
С 1 ЯнварЯ 2008 года компания GfK Ukraine расширила выборку своего исследования телевизионной аудитории в Украине. Теперь исследования проводятся и в городах с населением менее 50 тыс. человек. В связи с этим количество домохозяйств, участвующих в исследовании, увеличится с 1600 (4,1 тыс. человек) до 2540 (6 тыс. человек). Новая выборка будет представлять 17 млн. домохозяйств и 44 млн. телезрителей.
По прогнозам исследовательской компании Cortex, телеканалы «Студия 1+1», «Интер» и УТ-1, обладающие национальным покрытием, после внедрения новой панели увеличат свою долю аудитории. Доли «Нового», ICTV, «5 канала» и «ТЕТ» почти не изменятся, а остальных каналов – уменьшатся.
Бренды метрополии уходят в бывшую колонию
Ford Motor назвал индийскую Tata Motors наиболее предпочтительным покупателем своих подразделений Jaguar и Land Rover. На покупку этих активов, оцененных на общую сумму $1,5 млрд., кроме Tata, претендует и его индийский конкурент Mahindra & Mahindra, объединившийся с инвесткомпанией Apollo.
На заводах Jaguar и Land Rover трудятся около 16 тыс. человек, главным образом в Великобритании. Автомобильное производство в Англии переживает кризис, что связано прежде всего с высоким курсом национальной валюты, большими накладными расходами и крупными затратами на обязательные экологические программы.
Искать средства на модернизацию
С 1 Января текущего года вступили в силу новые национальные стандарты «Бензины автомобильные повышенного качества» и «Дизельное топливо повышенного качества», отвечающие требованиям Евро-3 и Евро-4. Но до 2011 г. они будут действовать параллельно со старыми. Это объясняется необходимостью модернизации нефтеперерабатывающих заводов, которые пока не способны выпускать нефтепродукты должного качества.
Топливо стандартов Евро-3 и Евро-4 выпускает только Лисичанский НПЗ. Планируется, что Одесский НПЗ после реконструкции начнет выпуск топлива по новым стандартам уже в начале 2008 г. Остальным предприятиям нужно осуществить модернизацию.
ВОПРОС НОМЕРА
По одному из возможных сценариев, простые устройства потеснят сложные и высокотехнологичные гаджеты. К примеру, недавно появился телефон Circle Phone, у которого всего несколько кнопок.
хочешь пофотографировать – берешь «зеркалку», работать – ноутбук, общаться – телефон. Пробовала «все в одном». Вроде сделать можешь много, но как+то не так или не полностью. Например, сканером визиток в комму никаторе никогда не пользовалась, хотя электронную почту с него пишу.
Арина Сатовская, управляющий директор «PRP Украина»
Тансу Еэн, генеральный директор компании «Астелит»
Дмитрий Нестерчук, старший специалист по связям с общественностью «Эрикссон Украина»