Site icon Companion UA

Покупка на вырост

Почему Mail.ru инвестор оценил в $1 млрд.


Чередное вложение южноафриканской Naspers в сумме $26 млн., позволившее ей завладеть 2,6% ведущего российского портала Mail.ru, вызвало волнение в российской прессе. Это не удивительно, ведь несложные подсчеты дают основание предположить, что капитализация лидирующего по посещаемости портала в России достигла знаковой отметки – $1 млрд. Учитывая объем доходов Mail.ru в 2007 г., предполагаемый ИК «Финнам» на уровне $60-65 млн., стоимость актива превышает 15 его годовых доходов. Данный мультипликатор даже несколько превосходит соответствующее соотношение у Google: при выручке $10,6 млрд. в 2006 г. его капитализация составляла $156 млрд. в ноябре того же года. Очевидно, что сегмент Интернета в Восточноевропейском регионе оценивается инвесторами как один из наиболее перспективных.


Южноафриканские стратеги
Стоимость интернет-компаний из России и Украины растет как на дрожжах. Так, еще в январе 2007 г. Naspers потратил $165 млн., чтобы завладеть 30% акций того же Mail.ru, а портал Rambler, уже успевший разместить акции на LSE, в начале 2007 г. оценивался в $690 млн. при выручке $70 млн. за 2006 г. Немало денег требуют и за украинские порталы: еще свежа память о наиболее крупной сделке в украинском Интернете, когда в марте 2007 г. «Русские фонды» и компания Digital Sky Technologies (DST) приобрели 51% акций портала «Мета». Сумма сделки составила около $6 млн. при доходах портала $1 млн., то есть мультипликатор составил примерно 12. По мнению Александра Тисменецкого, директора Bigmir-Internet, причины этого просты: проникновение Интернета как в России, так и в Украине пока относительно низкое, поэтому потенциал роста более чем многообещающий.


В формировании цены на акции Mail.ru для южноафриканского медиахолдинга свою роль мог сыграть еще один фактор. По словам Беверли Брэнфорд, ответственной за отношения с инвесторами компании Naspers, их инвестиции в первую очередь направлены в медиакомпании на рынках развивающихся стран – Бразилии, России, Индии, Китая (БРИК). «Этой стратегии мы придерживаемся уже несколько лет», – добавляет она. О привлекательности сегментов Интернета стран БРИК говорить излишне, ведь, помимо прогнозируемого взрывного роста экономики этих государств, «четверка» обладает еще одним важным потенциалом – людским ресурсом. Его роль в развитии Всемирной сети уже ни у кого не вызывает сомнений, яркий пример чему – ажиотаж вокруг социальных сетей. Развивает это утверждение и британский исследователь Марк Кобаяши-Хиллари в своей книге «Строя будущее с БРИК», указывая на ключевую роль БРИК в развитии мировой IT-индустрии. По его мнению, значимость развивающихся стран будет увеличиваться благодаря растущим возможностям аутсорсинга, а Интернет вскоре станет лучшим источником поиска аутсорсеров в отдаленных городах и регионах. Таким образом, контроль над наиболее популярными интернет-порталами этих стран открывает компаниям много возможностей в отдаленной перспективе.


В отношении экспансии в страны БРИК Naspers преуспел. Так, под контролем медиагиганта находится порядка 36% акций ведущего китайского портала Tencent, а также подконтрольной ему системы обмена мгновенными сообщениями QQ. Последняя обслуживает более 160 млн. пользователей, преимущественно китайцев, и является третьей подобной системой в мире по количеству пользователей. В Индии Naspers запускает масштабный проект под брендом ibibo, который призван объединить индийскую молодежь. Для жителей страны контрастов будет предложена социальная сеть с наиболее популярными сервисами, среди которых поисковая система, фотобанк, образовательный портал и др. Если говорить об инвестировании компанией Naspers за последнее время, то сделка с Mail.ru блекнет на фоне покупки в середине 2006 г. 30% бразильского медиагиганта Abril S.A. за $422 млн. Будучи лидером на рынке периодических изданий в Бразилии, Abril владеет еще и 50 популярными интернет-порталами. Из $778 млн. инвестиций Naspers в 2007 г. львиная доля ушла в сегмент Интернета. И это при том, что выручка Naspers от всего этого сегмента в 2007 г. едва превысила $167 млн. (на фоне $2,9 млрд. общей выручки), а за год выросла лишь на 17%.


Перспективы для онлайн-бизнеса
В связи с растущим интересом к Интернету стран с прогрессирующими экономиками возникают два вопроса: за что платят, покупая интернет-компании, и как на них будут зарабатывать? На первый вопрос отвечает исполнительный директор исследовательского агентства Gemius Ukraine Дмитрий Лысюк: «При сделке в учет идут как команды программных разработчиков и маркетологов, так и «железо», на котором портал работает. Важную роль играет также идея проекта». Подобного мнения придерживается и Александр Тисменецкий, который называет основными факторами при оценке интернет-ресурса потенциал развития, ядро аудитории, идею проекта и персонал, задействованный в разработке ресурса.


В то же время не стоит недооценивать роль аудитории при оценке интернет-порталов. И речь здесь идет не только о ее количестве, но и о стабильности и привязанности к ресурсу. По последнему показателю уже давно лидируют порталы, предоставляющие традиционные услуги. «Почта и поиск – издавна сложившиеся сервисы, которые хорошо знакомы и видны всем игрокам», – соглашается Дмитрий Лысюк и тут же добавляет, что основным преимуществом Mail.ru является большая и стабильная аудитория. По его мнению, благодаря этому фактору открываются возможности по наращиванию количества сервисов, аудиторию к которым привлекать гораздо дешевле, чем к тем, которые стартуют с нуля. В данном случае популярный портал выступает огромной рекламной площадкой для новых услуг. Наиболее показательным здесь является пример с Google, стартовавшим исключительно как поисковая система. Сейчас только количество его популярных дополнительных услуг перевалило за 50.


Не менее важный вопрос также и относительно источников доходов интернет-порталов. В Украине и России, как и во всем мире, выручка этих компаний главным образом формируется благодаря рекламе. Сегодня рынок интернет-рекламы в России растет высокими темпами: по оценке агентства MindShare Interaction, его объем к концу 2007 г. достиг $360-370 млн., продемонстрировав значительный рост по сравнению с $210 млн. годом ранее. К тому же темпы роста и в дальнейшем будут высокими: по прогнозам аналитиков инвестиционной группы «Атон», в 2008 г. рынок интернет-рекламы в России достигнет $500 млн., то есть 4,9% от общего объема бюджетов российских рекламодателей. Таким образом сегмент интернет-рекламы обгонит радийную и вплотную приблизится к затратам на газетную рекламу. А уже в 2010 г. объем интернет-рекламы достигнет $1 млрд. Активнее других сейчас растет сегмент контекстной рекламы: по данным ассоциации коммуникационных агентств России, ее доля в общем объеме интернет-рекламы за 2006 г. составила порядка 55% и продолжает увеличиваться главным образом за счет малого и среднего бизнеса. В Украине доля контекстной рекламы пока не превышает 30%, однако этот показатель неуклонно растет. Общий объем интернет-рекламы в Украине за 2007 г. Marketing Media Review оценивает в $11-12 млн.


Помимо рекламы, эксперты отмечают также и другие источники доходов интернет-порталов, которые, однако, вряд ли займут место ключевых в обозримом будущем. Дмитрий Лысюк, к примеру, видит перспективу в электронной коммерции. «Ее обороты за несколько лет вырастут в несколько раз», – утверждает он. Хорошую перспективу он видит и в платных услугах, причем совершенно разных – от финансовых сервисов до почтовых. Это направление пока развито достаточно слабо как в Украине, так и России. В то же время Александр Тисменецкий отмечает, что возможность внедрения платных сервисов в большой степени зависит от направленности интернет-ресурса: если информационному порталу сложно внедрить какие-либо платные услуги, то, к примеру, «Мамба» живет за счет них. 







Миллионные инвестиции в новинки


Инвестфонд Russia Media Ventures за три года инвестирует $15 млн. в портал Top4Top, который работает с января 2008 г. и к концу года должен привлекать 500 тыс. пользователей в сутки. Это будет симбиоз медиапортала и социальной сети. А основной его изюминкой станет система рейтингования контента: новостей, анекдотов, информации о гаджетах. Операционная окупаемость проекта ожидается через два года с момента запуска.
Креативным продюсером и лицом Top4Top является известный телеведущий Дмитрий Дибров, главным редактором – тоже телевизионщик – Лев Новоженов. В 2008 г. на рекламу портала будет потрачено $4 млн., из них 2/3 – на телевизионную.
В ближайшее время запустить медиапортал обещает компания «Комкор-ТВ» (бренд Akado). В его создание вложено $9 млн. Основную ставку разработчики портала делают на профессиональную редакцию, которая будет создавать контент, ориентированный на москвичей: городские новости, видеосюжеты и т. п.
По материалам российских СМИ.

Exit mobile version