По мнению Майка Эллиота, руководителя глобальной практики "Эрнст энд Янг" по оказанию услуг предприятиям горнодобывающей и металлургической отраслей, сохранение прибыльности многих компаний, занятых в сталелитейной промышленности, возможно только при условии существенной рационализации данной отрасли. В исследовании "Эрнст энд Янг" под названием "Международная сталелитейная отрасль в 2012 году: конкуренция за рост" (Global Steel 2012: Competing for growth in the steel sector) освещаются текущие аспекты деятельности и проблемы, стоящие перед отраслью.
Майк Эллиот отмечает, что в 2011 году производственные мощности сталелитейной промышленности увеличились на 80 млн. т и достигли, по оценке, 1 890 млн. т при уровне потребления продукции в 1 398 млн. т. В результате, 493 млн. т мощностей оказались избыточными.
"В настоящее время в мировой сталелитейной отрасли наблюдается существенный избыток производственных мощностей. До тех пор пока эта проблема не устранена, она будет оказывать понижательное воздействие на доходность всех компаний, занятых в данном секторе", – утверждает Майк Эллиот.
Обобщенные мировые показатели скрывают региональные сдвиги в производстве и потреблении, которые указывают на то, что для производителей стали возможностей для роста в Европе и Северной Америке меньше, чем в других регионах мира, а конкурентное давление выше.
Кроме того, исследование показало, что Китай остается ведущим игроком на мировом рынке – в 2011 году на его долю пришлось 45% мирового производства стали. Китай является нетто-экспортером стали. В 2011 году производство превысило внутреннее потребление на 39 млн. т. Представляется, однако, что темпы прироста производственных мощностей сталелитейной промышленности Китая достигли своего пика.
Новым стремительно развивающимся игроком на рынке стали является Индия. Несмотря на сохраняющийся быстрый рост производственных мощностей, в ближайшие годы она, скорее всего, останется нетто-импортером стальной продукции. В период с 2005 по 2011 финансовый год* мощности увеличились на 8,9%, однако потребление на внутреннем рынке в том же периоде росло опережающими темпами (13,1%).
"Во многих странах мира государство исторически предоставляло сталелитейной отрасли существенные субсидии, льготы и защиту, зачастую вынужденно сохраняя рабочие места в промышленности под давлением общественности. Несмотря на это, вследствие наличия существенных избыточных мощностей по производству стали в мире, а также из-за пропасти между старыми и современными предприятиями в части их эффективности и прибыльности, рационализация отрасли на определенном этапе станет неизбежной", – сказал М.Эллиот.
Эксперт отмечает, что сталелитейная отрасль, как правило, всегда медленно реагировала на изменение условий деятельности. "Существует ряд толковых игроков, которые время от времени предпринимают разумные и удачные действия, однако в рамках всей отрасли в настоящее время перемен не происходит, – утверждает он. – Производители стали, трансформирующие модели своего бизнеса, делают производство более гибким, увеличивают долю участия в компаниях, производящих сырье, формируют ассортимент выпускаемой продукции с учетом потребностей покупателей и проявляют инновационный подход в вопросах ценообразования".
"Будущее расположения мощностей по производству стали будет зависеть от следующих стратегических факторов: близость к потребителю, затраты на оплату труда, стоимость электроэнергии и угля". По утверждению Майка Эллиота, эта тенденция отражена в стремлении международных производителей стали строить новые предприятия или создавать совместные производства в Индии, где ожидается сохранение высоких темпов роста спроса на стальную продукцию.
Руслан Чебаненко, старший менеджер "Эрнст энд Янг" из отдела оценки и бизнес-моделирования в Украине, прокомментировал ситуацию в нашей стране: «Сталелитейные компании в Украине более других уязвимы перед избытком мощностей на мировом рынке, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, высокая зависимость от экспортных рынков, на которые поставляется более 3/4 продукции. Во-вторых, структура экспорта, в которой преобладают полуфабрикаты (46% за 11 мес. 2011 г.), – неспециализированный товар с низкой добавленной стоимостью. В-третьих, не всегда эффективные технологии, с точки зрения оптимизации себестоимости. Перечисленные факторы обусловили низкую рентабельность металлургических комбинатов в Украине в 2009 – 2011 гг. в условиях волатильных цен на сталь и высоких цен на сырье, и подтолкнули производителей стали к объединению с компаниями, контролирующими высокорентабельные железорудные активы. Результатом стала консолидация украинской металлургии в структуру вертикально-интегрированных холдингов. Хотя наличие сырьевых активов является сильной стороной украинской металлургии, вызовами для отрасли остаются повышение эффективности, внедрение передовых технологий и увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью».
"Лучших результатов достигнут наиболее эффективные, ориентированные на потребителей сталелитейные компании", – говорит Майк Эллиот. По его мнению, в сталелитейной отрасли модель бизнеса необходимо адаптировать таким образом, чтобы производители управляли риском роста цен на сырье вследствие его нехватки или могли переложить этот риск на потребителей.
* Финансовый год в Индии длится с апреля по март.