Меня подкупает в этой книге прежде всего какая-то особая искренность автора, его увлеченность и простодушие, граничащие с детской наивностью. Воспринимать бизнес-процессы не в рамках набившей оскомину схемы «товар – деньги – товар», не в качестве технологий производства и методик продвижения, а скорее как набор головоломок, которые нужно разгадать, сложить и получить результат, который может оказаться совершенно неожиданным. Это увлекает, завораживает и заставляет двигаться от страницы к странице, совершая открытия, приготовленные для тебя автором.
Причем ты сразу понимаешь, что книга писалась человеком вдохновенным, способным удивляться самым прозаическим вещам, радоваться удачам, подсмеиваться над ошибками. И за всем этим совершенно не чувствуется никакой коммерческой сверхзадачи написания книги. Очевидно, что не этим зарабатывает деньги автор, а пишет потому, что ему хочется поделиться личным, в чем-то романтическим восприятием бизнеса, мыслями и ощущениями, увлекательными и парадоксальными одновременно. Даже название книги звучит весьма парадоксально, однако, читая, начинаешь понимать, что правила для Кавасаки – это прежде всего вызов, но не буднично необходимый, а игриво захватывающий, своеобразное приглашение к танцу, доставляющее удовольствие от процесса. Например, для него существуют просто изделия, вещи (в книге – продукты) и Великие продукты, о которых он говорит подробно и обстоятельно.
Великий продукт по Кавасаки должен быть глубоким, доставляющим удовольствие, завершенным, элегантным и обязательно выразительным. «Вы должны прилагать все усилия, чтобы создать то, во что кто-нибудь влюбится», – утверждает он. И доверие влюбившихся всегда перевесит любые недостатки продукта. Революция в бизнесе по Кавасаки – это создание продукта по еще не существующим параметрам, а то и по неоткрытым законам и продвижение его несколько необычным путем, который он называет путем проповедничества. Люди должны не просто приобрести, а поверить в продукт, получив от проповедника эмоциональный посыл, который заставит их по-иному взглянуть на окружающий мир. Автор прав, утверждая, что в начале революции нужны проповедники, а не продажи. Когда-то на Руси было весьма распространено движение лоточников (коробейников): наделенные способностями проповедовать, они могли продать буквально все.
И главной в их стратегии была ориентация как раз на то, чтобы люди получали удовольствие от покупки любого, на первый взгляд, вроде бы и ненужного им товара. Прошло время, изменились товары и услуги, но принцип эмоционального приведения человека к вере во что бы то ни было все так же востребован.
И Кавасаки прав, это работает. Там, «у них». И многочисленные примеры (читаюющиеся легко и с интересом) прекрасно это иллюстрируют. Потому что довольно легко быть ребенком в душе, с радостным удивлением решая головоломки и делая неожиданные открытия, когда вся окружающая тебя бизнес-среда этому в принципе благоприятствует. Помимо множества высказанных автором мыслей, на мой взгляд, существует по крайней мере и одна не озвученная: если вам действительно хочется что-то сделать, то вы обязательно сможете это сделать. Пусть это будет даже глупость, пусть вы создадите что-то несовершенное, но в конечном счете (и если подойти к этому с энтузиазмом проповедника) может оказаться, что вы просто нащупали новый путь созидания, который сделает мир чуточку лучше. Желание «сдвигать» мир в лучшую сторону – основной постулат философии всех бизнес-процессов по Кавасаки.
Гай Кавасаки. Правила для революционеров. – К.: Companion Group, 2007. – 192 с.