Site icon Companion UA

B фокусе

«За пять лет мы достигли результатов, к которым японцы и корейцы шли 20 лет».
Франк Жао, вице-президент GEELY, об успехах китайского автопрома


 


Сегментация


Телевидение идет к труднодостижимым мужчинам
СТБ заявил о том, что в 2008 г. создаст нишевый телеканал формата «документальный экшен». Аудитория – молодые мужчины в возрасте от 15 до 30 лет.


Зрители, на которых будет рассчитан канал, считаются аудиторией труднодостижимой для телевидения, но очень интересной рекламодателям. По мнению Руслана Терещенко, директора по маркетингу СТБ, показатели некоторых футбольных матчей и боксерских поединков говорят о том, что заинтересовать эту аудиторию можно. По предварительным данным, эфир канала будет состоять из программ, рассчитанных на любителей острых ощущений, и посвящен экстремальным видам спорта, боям без правил, боевым искусствам, фильмам о хищниках, природных аномалиях и проч.


Спрос на программы о «реальной жизни» в основном удовлетворяют каналы семейства Discovery и National Geographic. Отстраиваться от них отечественный канал намерен за счет большей зрелищности контента. Инвестиции СТБ в проект составят около $5 млн. В первый год вещания новый канал рассчитывает на долю телесмотрения около 1,261,3% (в городах с населением не менее 50 тыс.), а в перспективе – до 2,5%.


Так как в 2007 г. объем телевизионного рынка составил около $500 млн., а темпы его роста в ближайшие годы замедляться не будут, то доля величиной чуть более 1% позволит каналу «рассчитывать на вполне ощутимый доход». При таких условиях окупит он себя не позднее, чем через три года.



Госрегулирование


Не на каждый товар производитель может установить выгодную цену
Производители подсолнечного масла могут оказаться в сложной ситуации. Согласно проекту постановления Кабмина, цены на эту продукцию могут стать регулируемыми местными властями. В конце прошлого года облгосадминистрации получили право устанавливать предельные уровни цен на пшеничную муку высшего сорта, говядину, свинину, мясо птицы, вареные колбасные изделия, молоко, сыр, сметану, сливочное масло и яйца. Также в последнее время отменяли и вновь вводили право регулирования местными властями цен на хлеб.


Подобные ограничения официально обосновываются борьбой с инфляцией, которая в декабре составила 2,1%, а в целом за год – 16,6% (по данным Госкомстата). Причем продовольственные товары подорожали в течение года на 23%. Цена на подсолнечное масло на внутреннем рынке выросла более чем в 1,5 раза. Однако, по словам гендиректора ассоциации «Укроліяпром» Степана Капшука, рентабельность производителей подсолнечного масла и так невысока: 10% на сыром масле и еще меньше – на рафинированной продукции.


Управление персоналом


Зарплата и инфляция заворожили работодателей
Рост заработных плат с августа 2006 по июль 2007 г. составил около 17%, при этом превышение фактического повышения заработных плат над запланированным составило около 5%. Ожидаемый рост уровня зарплат на 2008 г. – 16%. Таков один из выводов отчета «Обзор заработных плат и компенсаций в Украине за 2007 г.», обнародованного группой Human Capital, входящей в состав «Эрнст энд Янг».


«Определяя размер компенсаций, большинство компаний руководствовались уровнем инфляции и следили за общеотраслевой информацией по рынку труда. Как и в прошлые годы, в итоге такого повышения рынок реагировал на возросшую покупательскую способность населения новым витком инфляции, и процесс начинался снова», – рассказывает Ольга Горбановская, старший менеджер, руководитель группы Human Capital компании «Эрнст энд Янг» в Украине.


Среди другой обнародованной информации можно перечислить следующее:



Производство


Отечественных элеваторов станет больше
«Нибулон», один из крупнейших сельскохозяйственных производителей страны – планирует построить элеваторный комплекс в Каменец-Подольском. Инвестиции в проект составят около $12 млн. Также предполагается запустить элеваторы в Сумской и Николаевской областях.


В конце 2008 г., когда строительство в Каменец-Подольском будет завершено, элеваторные мощности компании вырастут на 20% – до 600 тыс. т единовременного хранения.


Эксперты отмечают, что если «Нибулон» будет наращивать мощности такими темпами, то в скором времени по объемам элеваторов он окажется на одном уровне с лидером рынка – компанией «Кернел» (ее мощности по хранению составляют порядка 1 млн. т). Однако для «Кернела» элеваторные комплексы – не главное направление инвестиций на данный момент. Сейчас компания направляет средства в маслоэкстракционный завод в Николаевской области.


Самым крупным игроком рынка хранения зерна является государственная акционерная компания «Хлеб Украины». Ее мощности составляют более 6 млн. т, а емкость элеваторов – почти 4 млн. т.


Инвестиции


В первых рядах на IPO пойдут девелоперы
В 2008 и 2009 годах эксперты прогнозируют бум первичного размещения акций украинскими компаниями. Среди наиболее активных игроков на международных биржах будут представители сферы недвижимости и девелопмента. В чуть меньшей степени размещением «увлекутся» розничная торговля, FMCG и финансовые учреждения.


Ожидается, что в 2008 г. объем IPO украинских компаний составит около $3 млрд., тогда как в 2007 г. эта сумма насчитывала около $1,5-2 млрд.


Среди девелоперских компаний, которые озабочены вопросами IPO, к примеру, западноукраинский холдинг ТКС. Он намерен завершить первичное размещение 20% акций в 2009 г. и тем самым достичь капитализации $600 млн. Планируется, что портфель проектов холдинга к тому времени достигнет 1,5 млн. кв. м в сегменте коммерческой недвижимости и почти 1 млн. кв. м в сегменте жилой. В нынешнем году ТКС собирается инвестировать в проекты около $120 млн.


Среди уже совершивших IPO можно назвать, например, финансово-строительный холдинг ТММ. Весной прошлого года организация привлекла $105 млн. Капитализация компании при этом достигла $800 млн. Привлеченные средства позволили выйти в новые сегменты рынка недвижимости, в частности, вскоре планируется построить логистический комплекс в Донецкой области.


Менеджмент


Второй решил подвинуть первого за счет «новой крови»
«Витмарк-Украина» – номер два среди производителей соков в Украине – всерьез собралась побороться за звание лидера. Именно с этой целью компания решила укрепить свой кадровый состав.


На должность исполнительного директора «Витмарк-Украина» назначен Игорь Ланда, бывший топ-менеджер лидера рынка «Сандоры». Предпосылкой послужило то, что новый собственник «Сандоры» – PepsiCo – не сдержал обещания не менять локальное руководство. Игоря Ланду на предыдущем месте сменил Нил Старок, ранее консультант PepciCo International в Арабских Эмиратах и Египте. Однако некоторые эксперты ставят под сомнение то, насколько хорошо новый руководитель «Сандоры» знает специфику локального сокового рынка. Это может дать дополнительное преимущество «Витмарку».


В декабре 2007 г. в компанию «Витмарк-Украина» пришел еще один топ-менеджер – Игорь Топчий, ранее занимавший должность директора по продажам ТД «Мегаполис» (крупнейшего отечественного дистрибьютора алкогольных напитков). По официальной версии, менеджер покинул должность в связи с «окончанием контракта, который не был продлен по инициативе учредителей ТД». А в «Витмарк Украина» его пригласили на должность коммерческого директора. Задача, которая стоит перед Игорем Топчием, – усилить дистрибуцию и маркетинг компании.


По данным на конец 2007 г., доля «Витмарк Украина» составила 25% сокового рынка, «Сандоры» – 47%.


Перспективы


Зерна хватит всем
Опасения остаться в 2008 г. без зерна оказались преувеличенными. В «неблагополучном» 2007 г. собрано 29 млн. т зерновых – всего на 14% меньше, чем в удачном 2006 г. Оправдались и ограничительные меры Кабмина – квотирование экспорта позволило сдержать рост цен. Но по некоторым культурам снижение урожая было все же существенным. Так, урожай ячменя сократился на 47,3%, проса – на 31,8%, подсолнечника – на 21,6%, овса – на 21,1%, снизился урожай гречихи и риса. Тем не менее, как считают участники рынка, этого объема вполне достаточно, чтобы покрыть внутреннюю потребность и загрузить мощности по переработке. Кроме того, экспортеры намерены просить правительство выделить дополнительные квоты до конца текущего маркетингового года (июль 2007 г. – июнь 2008 г.) в объеме 3,8 млн. т.


Рост цен на нефтепродукты продолжится
С 1 февралЯ правительство РФ повысило на 21,2% экспортную пошлину на нефть – до $333,8 за 1 т. Одновременно на 19,9% увеличены пошлины на светлые и темные нефтепродукты – до $237,2 и 127,8 за 1 т соответственно. Таким образом для роста цен на нефтепродукты в Украине появится еще одно основание.
Пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов пересматриваются раз в два месяца на основе двухмесячного мониторинга цены на российскую нефть марки Urals на мировых рынках. Предыдущее изменение экспортной пошлины на нефть произошло 1 декабря 2007 г. – тогда она выросла на 10%.


Продавать еще есть что
Кабмин утвердил список из 26 объектов, которые планируется продать в I квартале нынешнего года. Самыми привлекательными активами предстоящей приватизации будут 67,79% акций «Укртелекома», 99,52% – Одесского припортового завода и 75,25% – «Турбоатома», а также блокпакеты шести облэнерго. Интересно, что в случае успешной продажи только одного «Укртелекома» будет выполнен годовой план приватизации.
Секретариат Президента Ющенко предложил исключить из этого перечня облэнерго, так как их продажа сделает фактически недееспособной НАК «Энергетическая компания Украины» и может представлять угрозу энергетической и экономической безопасности страны.


Евросоюз поменял точку зрения
5-6 февралЯ генеральный совет ВТО должен проголосовать по вопросу вступления Украины в эту организацию. Подобное стало возможным после того, как ЕС и Украина подписали соглашение, снимающее последние спорные вопросы.
До недавнего времени такое развитие событий было маловероятным в связи с тем, что ЕС всячески сдерживал процесс, видимо, не желая, чтобы Украина вступила в ВТО раньше России и получила тем самым возможность для давления на своего северо-восточного соседа. Похоже, что в последнее время настроения у руководителей стран ЕС изменились.


Вопрос номера


Подготовка персонала “под себя” в вузах – это начало возвращения к натуральному хозяйству?


Компании добиваются, чтобы в вузах читали необходимые для них курсы, отправляют проводить занятия своих сотрудников и др. Аргумент – неудовлетворенность подготовкой вчерашних студентов, приходящих на работу в компании.



Научить легче, чем переучивать. Проведение специализированных курсов в вузах – неплохое решение, которое позволило бы принимать на работу специалистов, уже ознакомленных со спецификой рынка, на котором работает компания.
Виктор Распутный,
директор компании Build & Live Development



 


Там, где есть широкий выбор, о «натуральности» речь не идет. К примеру, студенты получают уникальные знания, которые помогают осознанно выбирать и работодателя, и сферу карьерного роста. Так что речь идет скорее о взаимовыгодном сотрудничестве в системе «рынок-образование-студент».
Светлана Тихоненко,
HR-менеджер Amazing Ukraine


Скорее нет. Это, во-первых, попытка согласовать теорию с практикой. А во-вторых, возможность вложить в процесс обучения информацию, которой обладает только практик. И еще таким образом можно отслеживать талантливых ребят до того, как их заметили в какой-либо другой компании.
Елена Варяница,
директор департамента персонала корпорации UBG

Exit mobile version