Site icon Companion UA

Легкая промышленность

Основные риски легкой промышленности в целом невысокие. Важнейший из них связан с высокой конкуренцией, усиливающейся прежде всего из-за больших объемов теневого импорта из стран Азии («белый» импорт в течение последних двух лет практически не рос). Кроме того, конкуренция обостряется и низкими барьерами входа в отрасль. Еще одна причина рисков – высокая, до 20%, доля оплаты труда в затратах. Следует также учесть высокий уровень технического риска отрасли ввиду относительно невысокого объема производства: годовой уровень реализации продукции, составляющий в 0,5 млрд. грн., был преодолен совсем недавно – в 2005 г.


Стоит учесть проведение в значительных объемах инвестиций в 2005-2006 гг., позволивших нарастить производственную базу, достаточную для покрытия прироста спроса. Правда, ныне инвестиционная активность стабилизировалась: за первое полугодие 2007 г. прирост ПИИ составил всего $4,7 млн. Впрочем, спрос на отечественную продукцию, несмотря на значительный рост доходов населения, сейчас весьма ограничен. Ограниченность спроса приводит к относительно невысоким темпам роста цен на продукцию производителей отрасли – обычно на 4-6% в год.


Среди производителей (в основном малых и средних предприятий) уровень конкуренции весьма высокий, при этом регулирование цен отсутствует.


Развитие многих компаний идет зачастую за счет освоения новых ниш. Многие предприятия находят себя в качестве участников давальческих схем, производя высококачественную продукцию для внешних рынков. Такие заказы могут составлять до 70% в выпуске ведущих швейных фабрик со штатом 100-200 работников, производящих до полумиллиона изделий в год. Риск подобных схем зависит от ключевых заказчиков, поэтому многие производители стремятся диверсифицировать как виды заказов, так и рынки сбыта.


Зачастую крупные швейные фабрики шьют одежду для известных европейских брендов в самых разных сегментах (Escada, Hugo Boss, Marks&Spencer, Max Mara, Steilmann и др.). К таким производителям можно отнести Харьковскую швейную фабрику им. Тинякова, Кременчугскую швейную фабрику, предприятия «Дана», «Каро», «Тысменица», херсонскую «Юность», одесскую Arber Group и ряд других. Очевидно, все они в 2008 г. сохранят устойчивые позиции. В целом рост экспорта продукции легкой промышленности в течение последних двух лет стабильно сохраняется на уровне 7-9%, причем продажи наращиваются не только на западноевропейском рынке, но и в странах СНГ.


Потенциальным инвесторам в легкую промышленность следует учесть, что вход в отрасль довольно прост. Каких-либо значимых административных или ресурсных ограничений нет. Однако текстильное производство все же попадет под определенное регулирование на многих внешних рынках. Такие регуляторные ограничения будут сильно сокращены после присоединения Украины к ВТО, правда, в таком случае усилится конкуренция из-за снятия ограничений на импорт.


О ценах выхода на рынок говорят конкретные примеры. Известная российская компания «Глория Джинс» приобрела 85% акций луганского ОАО «Фирма «Стиль» примерно за $10 млн. Первоначальные затраты на инвестпроект небольшой швейной фабрики в Закарпатье СП «РОСС-Украина», работающей по давальческой схеме (с головным офисом в Словакии) составили 2 млн. евро.


Дальнейшее развитие розничной торговли, включая расширение сетей магазинов одежды, существенно облегчит производителям, хотя и не всем, дистрибуцию в 2008 г. Часто такие сети ориентированы на «своих» производителей, далеко не всегда украинских. Возможное решение – совмещение собственного производства и сети продаж. Один из успешных примеров такого сочетания – одесская Arber Group.


Инвестиции в легкую промышленность могут оказаться относительно недорогим решением для диверсификации бизнеса, особенно в платежеспособных и/или приграничных регионах. Однако важно учесть, что конкурировать придется не только с лидерами отечественного рынка, но и с импортом, причем в таком случае во всех сегментах рынка. 


 


 

Exit mobile version