Рост в отрасли в 2008 г. можно ожидать на уровне не ниже 15%. Характерная черта машиностроения – зависимость темпов роста от состояния отраслей-потребителей. Впрочем, все большей становится зависимость и от потребительского рынка. Наибольший прирост (около 60%) был достигнут в 2007 г. в производстве автомобилей. Что касается других инвестиционно активных направлений, то их роль в росте машиностроения не сократилась. За минувший год более чем на треть выросло производство оборудования для добывающей промышленности и строительства, примерно на 15% – для металлургии, почти на четверть – производство электрических машин и оборудования. Усиливается роль госзаказов: примерно на треть выросло производство в железнодорожном машиностроении.
Рост инвестиций в основной капитал в 2008-2009 гг., возможно, и снизится, но все равно останется на весьма высоком уровне – 10-20%, ведь изношенные основные фонды менять надо, а заказывать дорогое импортное оборудование не всем по карману. Тем не менее импорт различного оборудования уже не первый год увеличивается примерно на треть ежегодно. Сейчас это около $10 млрд.
Стоит отметить, что 10-15% продукции машиностроения потребляется домохозяйствами. Как правило, это автомобили и бытовая техника. Рост их потребления вполне возможен на уровне 15% в год в среднесрочной перспективе.
Отрасль характеризуется сильной зависимостью от цен на металлургическую продукцию (это почти 17% затрат в отрасли), растущих быстрее, чем цены на продукцию машиностроения (примерно 25% против 10% в 2007 г.). На реализацию отрасли сильно влияет состояние инвестиционного климата. Таким образом общеэкономические риски являются также рисками для машиностроения.
Лидеры уже сейчас могут позволить себе привлекать значительные заемные средства, в том числе и за рубежом. Например, компания «Мотор Сич» продала в минувшем году 11% акций на Франкфуртской бирже за $37,1 млн.
Инвесторов привлекает возможность покупки предприятий или их модернизации с целью создания специализированных холдингов, например, в сельскохозяйственном машиностроении.
Перспективным представляется создание холдингов в судостроении. Так, норвежская судостроительная группа Aker Kvaerner выкупила контрольный пакет николаевского судостроительного завода «Дамен Шипярдс Океан» за $25 млн., контрольный пакет севастопольского морского завода был куплен группой «Энергетический стандарт» за $20 млн., а судостроительного завода «Залив» – группой «Финансы и Кредит» за $13 млн. В 2008 г. продолжит вкладывать в развитие херсонского судостроительного завода «Смарт-холдинг».
Продолжается острая борьба за наиболее привлекательные активы отрасли, часто связанная с их приватизацией, например, «Турбоатом» или «Лугансктепловоз».