Site icon Companion UA

Машиностроение

Рост в отрасли в 2008 г. можно ожидать на уровне не ниже 15%. Характерная черта машиностроения – зависимость темпов роста от состояния отраслей-потребителей. Впрочем, все большей становится зависимость и от потребительского рынка. Наибольший прирост (около 60%) был достигнут в 2007 г. в производстве автомобилей. Что касается других инвестиционно активных направлений, то их роль в росте машиностроения не сократилась. За минувший год более чем на треть выросло производство оборудования для добывающей промышленности и строительства, примерно на 15% – для металлургии, почти на четверть – производство электрических машин и оборудования. Усиливается роль госзаказов: примерно на треть выросло производство в железнодорожном машиностроении.


До 12% потребления продукции обеспечивает добывающая промышленность, причем рост спроса на оборудование может двукратно превысить рост собственного производства в этой отрасли из-за необходимости обновления сильно изношенных производственных мощностей. Схожая ситуация наблюдается и в металлургии, где, правда, украинским машиностроителям значительные проблемы создаст конкуренция с ведущими западными инжиниринговыми компаниями, предлагающими комплексные решения и уже получившими многомиллионные заказы от ведущих украинских металлургических холдингов.

Рост инвестиций в основной капитал в 2008-2009 гг., возможно, и снизится, но все равно останется на весьма высоком уровне – 10-20%, ведь изношенные основные фонды менять надо, а заказывать дорогое импортное оборудование не всем по карману. Тем не менее импорт различного оборудования уже не первый год увеличивается примерно на треть ежегодно. Сейчас это около $10 млрд.


С другой стороны, продажи машиностроительной продукции обеспечивают до одной шестой украинского экспорта. Свыше 30% производимых машин и оборудования экспортируется. Большая часть украинской технологической продукции потребляется странами СНГ, которые в большинстве своем сейчас также переживают инвестиционный подъем. Благодаря этому у украинских машиностроителей в среднесрочной перспективе сохранится устойчивый и внушительный (около $5 млрд.) рынок сбыта.


Стоит отметить, что 10-15% продукции машиностроения потребляется домохозяйствами. Как правило, это автомобили и бытовая техника. Рост их потребления вполне возможен на уровне 15% в год в среднесрочной перспективе.


Отрасль характеризуется сильной зависимостью от цен на металлургическую продукцию (это почти 17% затрат в отрасли), растущих быстрее, чем цены на продукцию машиностроения (примерно 25% против 10% в 2007 г.). На реализацию отрасли сильно влияет состояние инвестиционного климата. Таким образом общеэкономические риски являются также рисками для машиностроения.


Конкуренция в машиностроении довольно низкая, что вызвано высокой специализацией предприятий. Уже произошло разделение на лидеров отрасли (первая десятка с оборотом 1-2 млрд. грн. в год), крупных (оборот 200-400 млн. грн.) и средних участников рынка, а также ряд проблемных предприятий, многие из которых годами остаются в перечне для приватизации (например в станкостроении).


Лидеры уже сейчас могут позволить себе привлекать значительные заемные средства, в том числе и за рубежом. Например, компания «Мотор Сич» продала в минувшем году 11% акций на Франкфуртской бирже за $37,1 млн.


Инвесторов привлекает возможность покупки предприятий или их модернизации с целью создания специализированных холдингов, например, в сельскохозяйственном машиностроении.


Перспективным представляется создание холдингов в судостроении. Так, норвежская судостроительная группа Aker Kvaerner выкупила контрольный пакет николаевского судостроительного завода «Дамен Шипярдс Океан» за $25 млн., контрольный пакет севастопольского морского завода был куплен группой «Энергетический стандарт» за $20 млн., а судостроительного завода «Залив» – группой «Финансы и Кредит» за $13 млн. В 2008 г. продолжит вкладывать в развитие херсонского судостроительного завода «Смарт-холдинг».


Продолжается острая борьба за наиболее привлекательные активы отрасли, часто связанная с их приватизацией, например, «Турбоатом» или «Лугансктепловоз». 

Exit mobile version