Рынок гостиничного хозяйства характеризуется стабилизацией в последние годы темпов роста 4-6% в год, низким уровнем рисков и большим неудовлетворенным спросом. В перспективе на развитие отрасли окажет влияние приток иностранных туристов, в том числе на Евро-2012. Причем подготовку к такому событию берут на себя отечественные инвесторы. Их активность особенно заметна на фоне спада притока иностранных инвестиций. Между тем объем инвестиций в отрасль в целом за 2005-2006 гг. стабилизировался на уровне 1,5 млрд. грн.
Спрос на услуги можно разделить на три примерно равные части: граждане Украины, корпоративный сектор и иностранцы. Причем все три сегмента демонстрируют стабильный рост. Приросту числа приезжающих иностранцев способствуют рост экономики и последовательное облегчение визового режима. Весьма полезны и кампании (пока робкие) по популяризации Украины как туристической страны. Понимание этого есть и у самих гостиничных операторов, например, шесть крымских отелей запускают в украинских и российских СМИ совместную пиар-программу «Звездные отели Крыма».
Уровень рисков в отрасли весьма низок, что связано со слабым вмешательством государства, низкой зависимостью от цен на сырье, высокой производительностью труда и стабильностью спроса. Главный риск отрасли связан с конкуренцией, отчасти нивелируемой большим спросом.
Наращивание объемов услуг затруднено дефицитом земельных участков в крупных городах и туристических центрах.
Среди лидеров – успешно начавшие свою работу отели международных сетей Hyatt Regency или Radisson SAS (последний – не без участия российских инвесторов), на подходе Hilton и InterContinental. Создаются и всеукраинские сети, наиболее мощная из которых – Premier Hotels, первая и единственная в Украине сеть четырехзвездочных и пятизвездочных гостиниц.
Важно отметить заинтересованность в гостиничном хозяйстве крупных бизнес-групп ИСД (Hyatt Regency в Киеве), «ВС Энерджи» (Premier Hotels) и СКМ (в «СКМ Истейт» сейчас входит столичный бутик-отель «Опера» и донецкий «Донбасс Палас», члены международной ассоциации Leading Hotels of the World). А оператор Clubhouse Group Holdings, контролируемый совладельцем розничной сети «Фуршет» Игорем Баленко, планирует к 2014 г. иметь по всей стране 12 трехзвездочных отелей «Семь дней» (сейчас их два).
Пока практически без внимания инвесторов остается рынок бюджетных отелей и хостелов, что связано с сомнениями в их скорой окупаемости.