Site icon Companion UA

Гостиничное хозяйство

Рынок гостиничного хозяйства характеризуется стабилизацией в последние годы темпов роста 4-6% в год, низким уровнем рисков и большим неудовлетворенным спросом. В перспективе на развитие отрасли окажет влияние приток иностранных туристов, в том числе на Евро-2012. Причем подготовку к такому событию берут на себя отечественные инвесторы. Их активность особенно заметна на фоне спада притока иностранных инвестиций. Между тем объем инвестиций в отрасль в целом за 2005-2006 гг. стабилизировался на уровне 1,5 млрд. грн.


Спрос на услуги можно разделить на три примерно равные части: граждане Украины, корпоративный сектор и иностранцы. Причем все три сегмента демонстрируют стабильный рост. Приросту числа приезжающих иностранцев способствуют рост экономики и последовательное облегчение визового режима. Весьма полезны и кампании (пока робкие) по популяризации Украины как туристической страны. Понимание этого есть и у самих гостиничных операторов, например, шесть крымских отелей запускают в украинских и российских СМИ совместную пиар-программу «Звездные отели Крыма».


Конечно, нынешние оценки притока туристов на Евро-2012 чрезвычайно завышены, но если исходить из аналогий в зарубежном опыте, то можно рассчитывать на 300-350 тыс. дополнительных туристов. Поэтому только в Киеве к 2012 г. планируется построить 33 новые гостиницы, причем девять из них обещано сдать уже в 2008 г. и еще семь – в 2009-м. Схожие, хотя и поменьше масштабом, планы есть в других городах, принимающих матчи чемпионата Европы (за исключением Донецка).


Уровень рисков в отрасли весьма низок, что связано со слабым вмешательством государства, низкой зависимостью от цен на сырье, высокой производительностью труда и стабильностью спроса. Главный риск отрасли связан с конкуренцией, отчасти нивелируемой большим спросом.


Наращивание объемов услуг затруднено дефицитом земельных участков в крупных городах и туристических центрах.

Общее количество предприятий отельного типа в первой половине 2000-х стабилизировалось на уровне 1,2 тыс., но при этом растет количество номеров (примерно на 3% в год) – сейчас это почти 54 тыс. с одновременным увеличением их средней площади, что говорит об улучшении качества. При этом растут также обороты ведущих гостиниц – на 20-40%, а то и на все 100%. Средний оборот гостиниц-лидеров столичного рынка находится на уровне $15 млн. в год, крымского отеля – около $10 млн.


Среди лидеров – успешно начавшие свою работу отели международных сетей Hyatt Regency или Radisson SAS (последний – не без участия российских инвесторов), на подходе Hilton и InterContinental. Создаются и всеукраинские сети, наиболее мощная из которых – Premier Hotels, первая и единственная в Украине сеть четырехзвездочных и пятизвездочных гостиниц.


Важно отметить заинтересованность в гостиничном хозяйстве крупных бизнес-групп ИСД (Hyatt Regency в Киеве), «ВС Энерджи» (Premier Hotels) и СКМ (в «СКМ Истейт» сейчас входит столичный бутик-отель «Опера» и донецкий «Донбасс Палас», члены международной ассоциации Leading Hotels of the World). А оператор Clubhouse Group Holdings, контролируемый совладельцем розничной сети «Фуршет» Игорем Баленко, планирует к 2014 г. иметь по всей стране 12 трехзвездочных отелей «Семь дней» (сейчас их два).


Ввиду различного качества отелей существенен и разброс в ценах на них. Так, контрольный пакет киевской гостиницы «Опера» был продан СКМ не менее чем за $50 млн., а, например, «Фрегат» (Херсон) и «Мир» (Ровно) продавались за $3-4,3 млн. Цена продажи ЗАО «Трускавецккурорт» (оператор ряда объектов во Львовской области) составила примерно $34 млн. Вообще в курортный бизнес Прикарпатья пошли инвестиции, причем развиваются там комплексы самых различных типов: горнолыжные («Буковель»), лечебно-оздоровительные («Риксос-Прикарпатье») и даже нового для Украины формата – комплекс апартаментов («Шале Грааль»).


Пока практически без внимания инвесторов остается рынок бюджетных отелей и хостелов, что связано с сомнениями в их скорой окупаемости. 

Exit mobile version