В минувшем году AMD понесла финансовые потери, однако совершила серьезный технологический задел, который в ближайшее время поможет ей обогнать конкурентов.
К орпорация Advanced Micro Devices (AMD), любимица инвесторов, благодаря своей гибкости и мобильности в последние годы демонстрировавшая экспоненциальный рост и стабильно отвоевывавшая долю на $40-миллиардном рынке микропроцессоров, в конце 2006 г. словно натолкнулась на препятствие. Хотя за девять месяцев 2007 г. глобальные продажи компании возросли на 8%, начиная с IV квартала позапрошлого года компания стабильно отчитывается о чистых убытках. По данным AP, акции AMD за минувший год утратили около 70% своей стоимости, а в январе нынешнего и вовсе упали до рекордно низкого за последние пять лет уровня. Вследствие этого ее капитализация в 2007 г. снизилась с $7,4 млрд. в апреле до $5 млрд. в декабре. Компания стала терять также и рыночные позиции: согласно IDC ее доля в высокоприбыльном сегменте чипов для серверов по итогам III квартала 2007 г. составила 13,9% при 24,6% годом ранее (правда, еще в 2003 г. этот показатель не превышал и 3%). Как считают эксперты Bloomberg, в плюс компания сможет выйти к 2009 г.
Между тем в AMD все происходящее называют временными трудностями, но уж никак не трагедией, тем более для такой непредсказуемой и высококонкурентной среды, как рынок микропроцессоров. Объективный повод для оптимизма есть: на руках у AMD сегодня несколько потенциально хитовых продуктов, которые помогут производителю дать достойный отпор конкурентам.
Все с самого начала Как известно, принцип работы катапульты прост. Стоит приложить значительные усилия, чтобы оттянуть «ложку» назад, и она будет в состоянии метнуть снаряд на немалое расстояние. Что-то похожее произошло и с AMD: чтобы «выстрелить» в технологическом плане, ей пришлось сделать шаг назад в финансовом.
Собственно, финансовые проблемы компании, занимающей второе место на рынке компьютерных чипов, начались с поглощения ею в июле 2006 г. канадской ATI Technologies. Стратегическая выгода от $5,4-миллиардной сделки была очевидной: AMD получила в свое распоряжение мощное графическое подразделение, равно как и опытных разработчиков системной логики, а с этими активами – возможность выпускать полный набор компонентов для компьютерных систем. Это было просто необходимым оружием в борьбе с той же корпорацией Intel, которая все больше отходила от продаж «голых» процессоров и активнее предлагала целостные платформы (для ноутбуков, офисных рабочих станций, домашних мультимедийных ПК). Более того, добавить в свой портфель графические видеоадаптеры означало для AMD продолжить прямой путь к сердцам производителей конвергентных устройств.
За переход к новой бизнес-модели AMD пришлось заплатить дорогой ценой: сделка по приобретению канадского разработчика оплачивалась частично ее собственными средствами, частично $2,5-миллиардным займом от Morgan Stanley, так что с долгами ей приходится расплачиваться по сей день. Это первый камень, о который споткнулась компания. Правда, как отмечают эксперты, не приобрети она такой стратегический актив, как ATI, а вместо этого решив фактически с нуля наращивать собственную графическую экспертизу, положение могло оказаться и вовсе критическим.
Второй камень подложила компания Intel. В 2005 г. AMD застала своего конкурента врасплох, первой предложив корпоративному рынку двухъядерный микропроцессор, а взамен получив нечто гораздо большее – уважение и признание со стороны сборщиков компьютеров. Но в ноябре 2006 г. Intel представила свое новое поколение полупроводников на основе уже четырех ядер. AMD презентовала четырехъядерный микропроцессор под кодовым названием Barcelona для серверов – только в сентябре 2007 г., а аналогичный продукт для десктопов, получивший название Phenom, – в ноябре. В результате этого вышел практически годовой зазор, которым конкуренты воспользовались в полной мере. Но в отличие от процессора Core 2 Quad корпорации Intel, состоящего из двух «склеенных» двухъядерных процессоров, Phenom обладает «истинной четырехъядерностью»: все четыре его ядра расположены на одном кристалле, а значит, и работают более продуктивно и энергоэффективно. AMD мыслила масштабно: было решено пожертвовать сроками, но запустить не компромиссный продукт, а действительно прорывную технологию.
Впрочем, даже с учетом всех технологических нюансов этого отставание от конкурентов создало «эффект мотылька», спровоцировав настоящее торнадо на рынке. Все как по команде заговорили о критическом положении, в котором якобы оказалась AMD, а iSupply даже не внесла ее в десятку крупнейших производителей микропроцессоров для различных устройств, включая мобильные телефоны. Однако AMD не собиралась сдаваться. «На протяжении следующих 12 месяцев мы готовим цунами новых продуктов», – заявил в мае 2007 г. СЕО и председатель совета директоров компании Гектор Руиз.
Слова топ-менеджера не были пустым звуком. Кроме микропроцессора Barcelona, AMD в ноябре презентовала первую в своей истории платформу Spider, включающую, помимо прочего, четырехъядерный процессор Phenom и графическую карту ATI (первые плоды поглощения). Новая технология, которая массово появится в продаже уже в марте 2008 г., рассчитана на компьютерных энтузиастов – наиболее лакомый кусок потребительской аудитории, стремящейся получить сочетание максимальной производительности и высокого качества изображения. Как отметили эксперты IDC, начало платформенной экспансии AMD положено, а учитывая оригинальность представленных продуктов – экспансии весьма успешной. «Так что AMD до сих пор диктует правила игры на рынке», – резюмируют аналитики Enderle Group.
Помимо расширения продуктовой линейки, AMD сделала еще несколько шагов для укрепления своих рыночных позиций. В ноябре 2007 г. для привлечения средств (что было просто необходимо для дальнейших разработок) производитель за $622 млн. продал 8,1% акций инвестфонду Mubadala Development Со., принадлежащему правительству ОАЭ. Но что самое странное, на следующий день после появления информации о сделке акции AMD потеряли в цене 47% (правда, потом их цена несколько поднялась). «Котировки корпорации Sony, в конце ноября продавшей свой пакет правительству Дубая, начали расти. Котировки AMD после продажи пакета арабским инвесторам стали падать. Почему – для нас загадка, ведь, по сути, мы получили признание со стороны финансового сообщества. Это лишено всякой логики», – разводит руками вице-президент AMD по продажам и маркетингу в России, СНГ, Восточной Европе и Турции Пьер Брансвик. Как пояснили отраслевые аналитики, в среде инвесторов тогда возникли серьезные опасения по поводу того, что продажей этого пакета арабам компания не ограничится. Как бы там ни было, но не зря СЕО Mubadala Халдун Халифа Аль-Мубарак, комментируя свое приобретение, отметил: «Для AMD мы видим значительные возможности долгосрочного роста и создания дополнительной стоимости».
Еще повоюем! Стоит заметить, что все эти баталии разыгрывались при достаточно сложных «погодных» условиях. Прежде всего в 2007 г. пробуксовывал сам рынок полупроводников. Такое положение объясняется обвальным удешевлением трех ключевых продуктов отрасли: микропроцессоров, оперативной памяти для ПК, флэш-памяти для потребительских устройств. Ситуацию на рынке микропроцессоров обострил и кризис ликвидности в США на наиболее емком для компании рынке сбыта, сильно ударивший по покупательской способности населения. Все эти объективные факторы не могли не сказаться на финансовом положении AMD. «Ее котировки очень чувствительны к целому ряду факторов, включая квартальные отчеты, презентацию технологических новинок собственно компанией или ее конкурентами, изменения в экспертных рекомендациях, новые M&A, общую ситуацию на фондовых рынках и прочее», – говорится в отчете финансовой группы BMO Nesbitt Burns.
Между тем взгляды представителей AMD на будущее довольно-таки радужные. Технологический задел в ближайшие месяцы поможет компании вернуться к прибыльности и восстановить свою долю на рынке компьютерных микропроцессоров. Точно сказать, какова она сейчас, сложно: источники называют цифры от 14 до 24%, однако все соглашаются с тем, что с января по декабрь прошлого года она увеличилась на несколько процентных пунктов. Как бы там ни было, г-н Руиз еще в августе заявил, что стратегическая цель AMD – довести долю до 30%. И в долгосрочной перспективе СЕО видит массу направлений, в которых у AMD хорошие шансы на успех. Это и графические продукты, и бюджетные системы, и энергетически эффективные продукты для корпоративного сегмента. В инновативном потенциале компании ее руководители не сомневаются. «Последние пять лет мы были лидерами в инновациях, а конкуренты просто копировали наши идеи. Так, мы первыми реализовали поддержку 64-разрядных вычислений на платформе х86. И даже если сейчас посмотреть на то, что анонсируют наши конкуренты, то в технологическом плане мы на шесть-девять месяцев их опережаем», – отмечает г-н Брансвик.
Задача номер один для компании – каждые два года удваивать мощность своих микропроцессоров. В частности, восьмиядерные процессоры AMD планирует выпустить в 2008 г. Так что если все орудия компании выстрелят в назначенное время, возможно, ей удастся пробить броню Уолл-стрит. «AMD занимает прочные рыночные позиции. Компания имеет сильных и надежных партнеров и со своим последним поколением четырехъядерных микропроцессоров занимает выгодную позицию на рынке высокопродуктивных систем. Просто год был не совсем удачным», – резюмирует Pund-IT.
Взгляд изнутри
Пьер Брансвик, вице-президент AMD по продажам и маркетингу в России, СНГ, Восточной Европе и Турции.
Прошлый год был для AMD не очень удачным в финансовом плане. Чем это можно объяснить? В I квартале 2007 г. мы действительно потеряли некоторую долю рынка. Однако моментально отреагировали, так что уже во II квартале сумели не только вернуть утраченную долю, но и превысить предыдущие показатели продаж. Единственная проблема – мы не получали при этом прибыли. В III квартале нам удалось еще сильнее укрепить свои позиции и в своем росте даже опередить рынок. Теперь наша задача – продолжить завоевание рынка и одновременно получать прибыль. В целом, несмотря на понесенные финансовые потери, в стратегическом плане для нас это был очень хороший год. Слияние с ATI позволило нам в очень сжатые сроки анонсировать такой высокотехнологический продукт, как платформа Spider. К тому же в 2007 г. мы первыми в индустрии презентовали «истинно» четырехъядерный микропроцессор. Он был разработан в лабораториях AMD еще в 2006 г., однако компания исповедует клиентоориентированную философию и при запуске новых продуктов на массовый рынок придерживается принципа своевременности, ориентируясь исключительно на реальный спрос. Именно поэтому новый четырехъядерный чип мы презентовали в конце прошлого года – в то время эта технология оказалась максимально востребованной потребителями. К тому же только тогда на рынке появились программное обеспечение и энергосберегающие системы, необходимые для оптимизации работы нового микропроцессора. В итоге, в противоположность нашим конкурентам, год назад выбросившим на рынок то, к чему потребители попросту не были готовы, мы идеально вписались в реальные временные рамки рыночного спроса, так что пришлось прибегнуть к широкой маркетинговой поддержке.
По данным iSuppli, в 2007 г. AMD выпала из десятки крупнейших производителей микрочипов. Как вы это прокомментируете? Стоит взглянуть на вещи более стратегически. Сегодня рынок графических адаптеров практически поровну поделен между двумя игроками – ATI и NVIDIA. И когда возник вопрос: чтобы укрепиться на этом рынке, нужно ли нам развивать графическую экспертизу самостоятельно и при этом строить собственные производственные мощности (строительство одной фабрики обойдется в $5 млрд.) или все же стоит приобрести уже зарекомендовавшего себя разработчика? Мы предпочли второй вариант как более приемлемый с точки зрения возврата на инвестиции. Да и для рынка важнее не то, предлагаете ли вы определенную технологию, а то, владеете ли вы ею. Владея технологией разработки видеокарт, мы получаем шанс не только добиться максимальной синергии от объединения в одной платформе микропроцессорных и графических компонентов, но и полностью контролировать сроки запуска новых продуктов на рынок, маркетинговую политику и др. Важно и то, что после приобретения ATI к нам перешли все подрядчики этой компании. Так что если принять в расчет эти факторы, в рейтинге iSuppli мы окажемся «золотыми» призерами.
За счет чего AMD намерена наращивать прибыльность в 2008 году? У нас есть все предпосылки к тому, чтобы стать успешными. Что нам необходимо делать, так это последовательно укреплять свои позиции в тех сегментах, где мы еще недостаточно сильны. К примеру, вернуть утраченные в 2007 г. позиции в сегменте микропроцессоров для серверов нам поможет наш продукт Barcelona. В секторе ПК только у нас есть шина HyperTransport 3.0, обладающая удвоенной пропускной способностью, которая вернет нам лидерство. В сфере графических продуктов нам поможет укрепиться сотрудничество с Microsoft, ведь единственный, кто поставляет графические чипы для игровых консолей Xbox, – ATI. К тому же мы присутствуем во всех конвергентных секторах: ATI является номером один в сфере поставок декодеров для HDTV, чипов для мобильных аппаратов и прочего оборудования. Следует понимать и то, что сам рынок хочет, чтобы AMD выжила, дабы иметь свободу выбора различных продуктов. В противном случае это будет монополия одного производителя.
Какой стратегии сегодня следует AMD: завоевать лидерские позиции на рынке чипов для десктопов и серверов или оставаться номером два? Сегодня на рынке компьютерных микропроцессоров мы действительно номер два, и я не думаю, что в ближайшее время эта ситуация изменится. Для того чтобы стать лидером, нам пришлось бы открывать все новые производственные площадки, а это невозможно. Однако, занимая 30-35% рынка, мы обеспечиваем потребителям ту свободу выбора, о которой я говорил. На рынке графических чипов мы уже первые, на рынке чипсетов – пока третьи, но продолжаем расти. А если говорить о сфере конвергентных устройств, то здесь мы вполне можем претендовать на лидерство.