Внесенные ко второму чтению законопроекта "О рынке земель" изменения осуществлены в пользу крупных отечественных арендаторов земельных участков, считают старший юрист адвокатского объединения Arzinger Станислав Герасименко и управляющий партнер Тимур Бондарев.
По их мнению, собственникам земельных участков некому будет продать свои участки по рыночной цене из-за отсутствия права на их покупку иностранными лицами и юридическими лицами вообще.
Кроме этого, на формирование рыночной цены негативно будут влиять ограничения на владение земельными участками по субъектному составу и по площади.
"Единственным реальным покупателем остается государство, финансовые ресурсы которого ограничены, что создает чрезвычайно благоприятные условия для повышения роли чиновников при выборе участков для покупки в собственность государства. А сам закон обеспечивает достаточно комфортную и безоблачную жизнь для большинства арендаторов", – отметили юристы.
Законопроект, в частности, предусматривает максимальную площадь земельных участков для ведения товарного сельхозпроизводства в собственности одного лица до 100 га, кроме некоторых случаев.
"Владение связанными лицами и совместная собственность не учитываются. Такой площади в собственности однозначно мало для нормального ведения товарного сельхозпроизводства с минимальной рентабельностью и соблюдением севооборота", – отметили юристы.
По их словам, по сравнению с предыдущей редакцией документа существенно ослаблены ограничения на аренду одним юрлицом или физлицом земельного участка для ведения товарного сельхозпроизводства.
"Теперь арендовать можно не более 10% площади сельхозугодий на территории района (в среднем – 5,5 тыс. га) и не более 100 тыс. га сельхозугодий в Украине (с учетом отношений контроля). Наибольшие сложности в связи с ограничениями будут у собственников сельхозперерабатывающих предприятий, ориентированных на собственную сырьевую базу (сахарные, масло и молокозаводы, и т. п.)", – считают юристы.
Кроме этого, по их мнению, неудобства возникнут и для агрохолдингов, прошедшим IPO и имеющим в аренде земельный банк крупных размеров. "При этом следует отметить, что в Украине всего 10 агрохолдингов имеют земельный банк свыше 100 тыс. га арендованных земель и, по нашему мнению, они без труда обойдут эти ограничения", – сказали юристы.
Они отметили, что упрощает процедуру контроля введение в новой редакции единой пошлины 100% от нормативной денежной оценки на отчуждение земельного участка сельськохозназначения, а срок ее применения сокращен с пяти до трех лет после покупки.
Наиболее существенным минусом законопроекта, который тормозит цивилизованное развитие украинского сельхозпроизводства, юристы считают норму, лишающую иностранцев, апатридов и юрлиц права быть покупателями земельных участков. "Даже в России, чей опыт часто используется в нашем законодательстве, иностранцы и юрлица допущены к владению земельных участков сельскохозяйственного назначения", – отметили юристы.
При этом они подчеркивают, что иностранцы, граждане Украины-бипатриды, апатриды (лица без гражданства) и юрлица могут получать земельные участки только в наследство. Они обязаны провести их отчуждение в течение года с момента получения в собственность. При этом обременение таких земельных участков (аренда, залог, ипотека и т.п.) запрещено.
Кроме этого, по словам юристов, новая редакция законопроекта о рынке земель не предусматривает наличие государственного оператора. "Оборот земель сельхозназначения будут мониторить Госземагенство и Минагрод. Это плюс новой редакции и победа противников излишней зарегулированности рынка земли и создания на нем монопольных структур с неопределенными полномочиями", – отметили юристы.
Кроме этого, позитивом новой редакции законопроекта юристы считают лишение Государственного земельного банка исключительного права быть залогодержателем земельных участков сельхозназначения.
"Он (Государственный земельный банк – ИФ) может кредитовать под ипотеку только сельхозпроизводителей со 100%-ным украинским капиталом. Кредиты будут выдаваться по учетной ставке НБУ + не более 5% (было – 3%). 100% уставного капитала земельного банка принадлежат государству. Он не подлежит приватизации и продаже в процедуре банкротства. Он может распоряжаться земучастками только путем их продажи на аукционах или передачи в аренду", – отметили юристы.
По их словам, в государственном бюджете на 2012 год предусмотрены изменения для обеспечения внесения в уставный капитал Государственного земельного банка 120 млн грн. "Эта сумма выглядит смешной на фоне декларируемой цели банка – льготного кредитования сельхозпроизводителей, а также в связи с отсутствием альтернативных источников привлечения средств", – считают юристы.
Кроме этого, они обратили внимание на тот факт, что, согласно новой редакции законопроекта, завершение инвентаризации земель государственной собственности за пределами населенных пунктов перенесено на два года (с 1 января 2013 года до 1 января 2015 года).
Полная версия комментариев юристов доступна в еженедельном выпуске "Обзор законодательства".
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».