Site icon Companion UA

Аварийный сигнал

Автомобильная отрасль – барометр экономического здоровья США – показывает, что для прогноза «ясно» нет оснований.


Американцы, любвеобильные к автомобилям, толпами валили на гламурную выставку Detroit Motor Show 2008 (январь 2008), чтобы полюбоваться своим автомобильным будущим. Но, несмотря на внешний лоск и технологические новинки, эксперты видят это будущее в весьма мрачных тонах. Еще недавно автомобильная отрасль была локомотивом американской экономики (помните: «Что хорошо для General Motors, то хорошо для США»). Сейчас она уступила пальму первенства сфере услуг, но по-прежнему рассматривается как барометр экономического здоровья страны. И барометр этот указывает на нешуточное ухудшение погодных условий, причем сулит в ближайшем будущем еще большие неприятности.



Продажи сокращаются
Все три американских автогиганта – General Motors, Ford и Chrysler – подтвердили существование мощного тренда падения цен на автомобили в глобальных масштабах. Облегчения жизни им ждать не приходится ввиду усугубляющейся конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. А продавать автомобили (причем всех категорий, включая грузовые и спортивные) по более низким ценам для отрасли еще более болезненно на фоне неуклонно снижающейся покупательской активности. В текущем году в США ожидается падение продаж легковых автомобилей до скандально низкого уровня – менее 16 млн. штук.


Конкуренты наступают
Еще печальнее для ветеранов американского автомобилестроения то, что сокращение внутренних продаж происходит на фоне сокращения рыночной доли США в мировых масштабах, причем как в производстве и продажах автомобилей, так и по количеству автомобильных собственников. Подумать только, еще каких-нибудь 50 лет назад американские производители безраздельно царили на собственном рынке (где имели 100%-ю долю) и в глобальных масштабах вообще. У крупнейшего в мире – чуть не потерявшего это звание в 2007 г. – производителя автомобилей GM была одна забота: избежать антимонопольного преследования. В 1960-х гг. на американский рынок просочились европейские автомобили, но их доля с того времени и по сей день стабильно держится в пределах 5%. Иначе вели себя японцы. Первый гром грянул в период нефтяного кризиса 1980-х гг., когда японские автомобили потоком хлынули на рынок США. К 1985 г. они заняли пятую часть американского рынка, а к 2005 г. – все 43%, оставив (с учетом европейских 5%) лишь чуть более половины рынка местным производителям. Более дешевые, экономичные и – что важно в условиях законодательства и налогообложения в США – экологически продвинутые японские автомобили продолжают свое агрессивное наступление.



В 2007 г. Тоyota по уровню мировых продаж почти сравнялась с GM (по 9,37 млн. машин), отстав всего на 3 тыс. штук. При этом годовой рост продаж Тоyota составил 6%, а GM – всего 3%. Но это еще полбеды по сравнению с показателями рыночной капитализации: после нескольких лет убыточного хозяйствования и падения кредитного рейтинга на сегодняшний день группа GM ценится на рынке приблизительно в десять раз дешевле, чем Toyota. В более отдаленном, но уже достаточно четко обозримом будущем (не более чем через пять-десять лет) китайские, а затем и индийские автопроизводители обещают прибавить головной боли американской «большой тройке». В Детройте-2008 китайские автомобили были представлены в количестве и ассортименте достаточном, чтобы заставить хозяев выставки нервно поежиться. Эксперты ожидают массового выхода китайцев на американский и европейский рынок не позднее 2009 г.


Потребитель нервничает
Ввиду набирающего обороты и затягивающего в свою воронку все новые сферы экономики кризиса кредитования и богатые, и бедные американцы подумают трижды, прежде чем раскошелиться на новый автомобиль. Потребитель озабочен тем, чтобы сохранить работу и обслужить уже имеющиеся долги.


На самом деле больше всего от кризиса пострадала беднейшая часть населения, на которую приходится лишь 5% расходов на новые автомобили. И по количеству дорогих автомобилей, выстроившихся в ряд у входа в Детроитский автосалон, можно сделать вывод, что сокращение автомобильных продаж обусловлено не только и не столько тем, что у людей закончились деньги. Скорее роковую роль играют пессимистические ожидания, заставляющие даже обеспеченных граждан потуже затянуть пояса. Ибо одно дело – не иметь денег, а другое – не желать расставаться со своими деньгами, по крайней мере брать на себя денежные обязательства по покупке автомобиля. Это больше касается богатых. Что можно сказать относительно средних слоев населения, то здесь дает о себе знать изменение структуры расходов. В результате значительного роста цен на продукты питания и нефтепродукты, а также неблагоприятных изменений на кредитном рынке потребители обнаружили, что теперь они вынуждены тратить больше средств на то, чтобы питаться, обогревать жилище, заливать топливо в бак и обслуживать кредиты. А средств, остающихся на приобретение нового автомобиля и возврат автокредита, соответственно, становится все меньше. Не до жиру, как говорится.


Барометр потребительского настроения опускается все ниже, а финансовый рынок уже начинает биться в панических припадках. Но гиганты американской автоиндустрии мужественно ступают навстречу смутному будущему, подбадривая самих себя и своих потребителей мыслью, которую озвучил экономист General Motors Тед Чу: «Финансовый рынок охвачен сильным страхом, но страх сам по себе не способен вызвать рецессию».  

Exit mobile version