Несмотря на то что ценные бумаги ИСИ конкурентны банковским депозитам, от эффективного сотрудничества могут выиграть обе структуры.
Розничный бум в Украине породил среди населения двойные стандарты. С одной стороны, люди жалуются на непомерно высокие ставки по кредитам, с другой – недовольны постоянно снижающейся доходностью банковских депозитов. Между тем взаимосвязь одного с другим налицо. Большинство экономистов прогнозируют, что в долгосрочной перспективе ставки невзирая на кратковременные периоды их роста будут и дальше снижаться. Этот процесс уже сейчас заставляет часть населения пересматривать свои инвестиционные стратегии и активнее вкладывать средства в более доходные ценные бумаги инвестфондов. Подобная ситуация вынуждает и банки, и ИСИ искать не только новые способы конкурентной борьбы, но и возможные пути сотрудничества, что может быть выгодно обеим сторонам.
Не всем КБ по КУА
Темпы роста объема активов ИСИ разительно отличаются от динамики привлечения банками средств на депозиты. Так, за 9 месяцев 2007 г. этот показатель вырос на 70%, депозиты за указанный период прибавили 34%, депозиты физлиц – 32%. Учитывая абсолютные показатели объема активов (около 30 млрд. грн.) и депозитов (248 млрд. грн., из которых 141 млрд. грн. – вклады частных лиц), ИСИ имеют более чем радужные перспективы развития. Ряд участников рынка ИСИ уже абсолютно серьезно начинают рассуждать о том, что недалек тот час, когда подавляющее большинство банков будут продавать в своих филиальных сетях ценные бумаги инвестфондов. Рынок заставит – аргументируют они.
Реализовывать бумаги связанных структур представляется банкам наиболее оптимальным вариантом. Это подтверждается хотя бы тем, что все большее их количество обзаводится собственными компаниями по управлению активами. Такой вариант сотрудничества имеет свои перспективы, среди которых: возможность кросс-продаж, отсутствие необходимости делить клиента с кем-либо еще и проч. Однако обозначенные выше преимущества банков пока призрачны. Разговоры о кросс-продажах лишь в последнее время стали материализовываться в продажи, да и то в пределах нескольких сугубо банковских продуктов. Дележ клиентов в кратко- и среднесрочной перспективе выглядит более доходным по сравнению с проталкиванием ценных бумаг своих фондов. На рынке уже сформировался ряд лидеров с историей работы на рынке, наиболее привлекательных для массового клиента. Они не прочь поделиться своей комиссией и с банками. От последних требуется лишь продавать.
Есть и другие преимущества для банков. «Это как новые возможности для привлечения клиентов, так и удержание уже существующих и предложение им новых возможностей безопасного вложения денежных средств», – говорит Оксана Баскакова, советник первого заместителя председателя правления «Родовід Банка». Действительно, не все же банки ринуться на рынок ИСИ. А даже если и все, то в ближайшее время места всем не хватит – рынок не настолько велик. Именно поэтому ряд банков на данном этапе предпочитают выступать агентами инвестфондов. Например, такие банки, как «Индэкс-Банк» и «Кредобанк», по словам Андрея Радченка, генерального директора КУА «ПИО ГЛОБАЛ Украина», уже заключили с компанией партнерские соглашения. Также ведутся переговоры с банком «Хрещатик» и «Родовід Банком». Последний, к слову, уже реализует в ряде своих точек бумаги фондов КУА «Драгон Эсет Менеджмент».
Не банками едиными
Украинские ИСИ, пока не сумевшие найти себе банков-партнеров, уже перебороли отчаяние от нежелания банков сотрудничать с ними. Многие инвестфонды занялись построением собственных сетей. По такому пути пошла КУА Concorde Asset Management, создавая свои финансовые центры. Фондовики придумали и другие варианты построения точек продаж: в середине 2007 г. четырьмя компаниями было создано ООО «Сеть Фондовых Магазинов». Сеть будет работать на комиссионных началах через партнеров в регионах – торговцев ценными бумагами. Несмотря на неутихающие споры в кругу торговцев относительно перспективности такого шага, ряд участников рынка уже выразили готовность создать подобные структуры. Эти факторы поспособствуют ситуации, при которой конкуренция между банками и ИСИ будет проходить не только в разрезе доходности, но и месторасположения точек продаж. Уже сейчас можно встретить расположенные по соседству отделение банка и филиал инвестфонда.
Обилие и комплексность услуг ставит банковские сети в более выгодное положение. Расширение перечня связанных услуг в точках продаж ИСИ, нацеленность на один сегмент финансового рынка, профессиональность, гибкость и лучшее понимание клиента позволяют инвестфондам нивелировать это отставание. В конце концов пример страхования показывает, что хотя связь с банком и соответственно банковским каналом продаж является очень важной для страховых компаний, свет на нем клином не сходится.
Два в одном, но пока для своих
Отечественные финансисты неоднозначно относятся к подобным нововведениям. «Сертификаты инвестфондов в Украине на сегодняшний день – слабопродаваемый продукт, – считает Андрей Онистрат, руководитель киевского областного филиала АКБ «Укрсоцбанк». – Для подавляющего большинства вкладчиков инвестфонды сейчас едва ли могут стать альтернативой привычным банковским депозитам. Полагаю, что основными потребителями сертификатов инвестиционных фондов в ближайшее время будут оставаться достаточно крупные инвесторы». У незначительной части банков управление активами стоит под грифом «стратегическое направление», да и смысла развивать своих будущих конкурентов они не видят.
По мнению Оксаны Баскаковой, уже к концу 2008 г. ИСИ приобретут популярность также и у клиентов со средним уровнем доходов (на сегодняшний день минимальная сумма пая составляет 1 тыс. грн.), которые начнут переводить часть своих сбережений в эти более доходные инструменты. А поскольку среди ИСИ, способных показать свою доходность за прошедшие периоды, преобладают не связанные с банками фонды, то вкладчики обратят свой взгляд в первую очередь на них.
Сергей Веремиенко, исполнительный директор ОАО КУА «КИНТО», выделяет несколько преимуществ, которые может принести создание совместного продукта. «Во-первых, депозитный вклад с одновременной продажей ИС – нестандартный продукт, посредством которого банк показывает свою заинтересованность в клиенте. Это диверсификация направлений работы с клиентом с целью повышения его лояльности к банку. Во-вторых, выступая торговцем ценными бумагами, банк может получать комиссионные, а также коммерческие выгоды от операций с ценными бумагами ИСИ. В-третьих, чем больше банк привлечет средств в ИСИ, тем больше таких средств может остаться в банке в качестве депозита», – рассуждает Сергей Веремиенко.
В целом участники рынка сейчас видят больше перспектив во внедрении кредитных программ под залог инвестиционных сертификатов. Для инвестора это было бы интересно, поскольку доход по инвестиционным сертификатам значительно выше ставок по депозитам, а для банка – тем, что инвестиционный сертификат является достаточно ликвидным залогом. К тому же такие программы уже начинают работать.
Гипотетическая стратегия Андрей Онистрат, руководитель киевского областного филиала АКБ «Укрсоцбанк»: |
Двуглавый продукт Российский финансовый рынок по сравнению с украинским более развит. Это дает возможность отечественным игрокам подсмотреть существующие тенденции, примерить российский опыт и выбрать наиболее эффективные модели, методы и технологии работы. Одним из подходов, используемых российскими финучреждениями, является создание более сложных финансовых продуктов. Ряд банков, перед которыми стоит цель сделать более привлекательными как банковские депозиты, так и сертификаты инвестфондов, а также сбалансировать их друг с другом, запустили продукт, в котором депозитный вклад дополняется одновременной покупкой вкладчиком сертификата. Это позволяет сгладить невысокие ставки по депозиту и с меньшим риском подойти клиенту к вопросу инвестирования. Интерес банков понятен: в условиях конкурентного рынка им важно привлечь как можно больше клиентов. При этом они еще и зарабатывают на всевозможных комиссионных, которые клиенты платят за дополнительные услуги. За последний год у российских банков появилось большое число совместных продуктов с управляющими компаниями. Как правило, схема такова: банк предлагает клиенту краткосрочный депозит с повышенной ставкой и одновременной покупкой ценных бумаг фонда. Причем суммы инвестиций в бумаги должны быть не меньше самого вклада. У некоторых банков их сумма может превосходить величину депозита в несколько раз. Одним из первых банков, предложивших подобные продукты, стал «Ситибанк». Он, в отличие от других банков, являющихся аффилированными структурами с управляющими компаниями, начал распространять бумаги несвязанных компаний. |
В связке – не означает связанные между собой |