Реорганизация
Motorola может свернуть мобильный бизнес
Motorola объявила о том, что рассматривает варианты выведения своего мобильного подразделения из кризиса и не исключает возможности выделения его в отдельную компанию или создания совместного предприятия. А на рынке даже циркулируют слухи о возможной продаже этого убыточного бизнеса.
В любом случае американскому вендору нужно что-то менять. По итогам 2007 г. Motorola впервые за последние четыре года оказалась в минусе – убытки составили $49 млн. против прибыли в размере $3,7 млрд. годом ранее. Вниз компанию тянет именно подразделение, занимающееся выпуском мобильных устройств, что является ключевым ее бизнесом, на который приходится около половины совокупной выручки. Оборот подразделения за 2007 г. опустился на 33% – до $19 млрд., чистые убытки достигли $1,2 млрд. против $2,7 млрд. прибыли годом ранее. Для сравнения: подразделение по выпуску сетевого и беспроводного оборудования за последний квартал минувшего года продемонстрировало рост продаж на 35%, а подразделения по производству телевизионных приставок и модемов – на 11%.
По прогнозам Morningstar, наиболее вероятный исход реорганизации – продажа мобильного подразделения Motorola сторонней компании. Среди возможных покупателей проблемного бизнеса некоторые эксперты называют китайские компании. Однако смогут ли они реанимировать бизнес Motorola и предложить какую-либо принципиально новую бизнес-модель, остается под вопросом. Другая группа экспертов наиболее вероятным претендентом на актив считает агрессивно развивающуюся Sony Ericsson. Есть среди экспертов и те, кто делает ставку на кого-нибудь из ПК-производителей, которые могли бы тем самым рассчитывать на создание нишевого продукта наподобие Blackberry.
Суммарная прибыль американских компаний, входящих в индекс S&P 500, по сравнению с минувшим годом упала на 20,7%. По данным Thomson Financial, это худший показатель с 2001 г.
Поглощеня
Игры в онлайновую монополию
Microsoft в последние недели удерживает позиции главного ньюсмейкера на фондовом рынке США. 1 февраля корпорация сделала предложение интернет-поисковику Yahoo! о покупке за $44,6 млрд. 100% его акций в надежде совместными усилиями противостоять Google на рынке онлайн-рекламы. Софтверный разработчик готов заплатить на 62% выше стоимости акций компании по состоянию на 31 января. Половину суммы Microsoft выплатит своими акциями, остальное – деньгами, причем для этого корпорация впервые в своей истории готова привлечь внешние средства. В случае успеха сделка станет крупнейшей в IT-секторе с 2001 г., когда AOL отдала $124 млрд. за Time Warner.
Это уже не первая попытка Microsoft купить Yahoo!. Возможность объединения двух компаний дважды обсуждалась в период 2006-2007 гг. Yahoo! неизменно отвечал отказом, объясняя это надеждой (которая в конечном итоге так и не оправдалась) на «потенциальный рост бизнеса».
По мнению аналитиков, корпорация Microsoft удачно выбрала время для новой попытки. За последние два года Yahoo! подешевел почти вдвое, в частности, отражая растущие сомнения инвесторов относительно того, что компания таки сможет дать достойный ответ Google. А недавно компания выкинула белый флаг: отказалась от масштабных приобретений и объявила о сокращении тысячи рабочих мест. «Они сделали предложение именно сейчас, поскольку снижение капитализации Yahoo! позволило им предложить очень большую премию», – отмечают аналитики Ovum. По их словам, предложение Microsoft также стало ответом на усиление позиций Google на рынке интернет-рекламы, с которым ни Microsoft (владеет порталом MSN), ни Yahoo! поодиночке ничего не могут сделать. Так, прибыль Yahoo! снижается уже пятый квартал подряд, а убытки онлайнового подразделения Microsoft в IV квартале прошлого года составили $245 млн. По прогнозам, объем рынка контекстной рекламы к 2010 г. удвоится – до $80 млрд., однако уже сейчас около 75% его доходов сконцентрировал поисковик Google. К тому же на него приходится 65% поисковых запросов в США, в то время как совокупная доля Microsoft и Yahoo! составляет всего около 30%.
В Microsoft в случае успеха сделки рассчитывают ежегодно экономить как минимум $1 млрд. Для Yahoo! союз с монополистом в области софта мог бы стать хорошим выходом из положения. «Это фантастическая возможность для акционеров Yahoo!, и мы не представляем себе, что они могут ее отклонить, ведь собственные попытки компании поправить свое положение проваливались», – говорят в RBC Capital Markets. Между тем сами представители интернет-корпорации пока отмалчиваются. По некоторой информации, их не удовлетворяет предложенная цена, в связи с чем они даже готовы заключить альянс с Google. Последний, судя по всему, не против, даже предложил Yahoo! финансовую поддержку для совместного противодействия Microsoft. Как бы то ни было, в Yahoo! осознают: ее дни как независимой компании сочтены.
Поглощения
Металлурги перекраивают рынок
Австралийская BHP Billiton, мировой лидер в горнодобывающей отрасли, сделала улучшенное предложение о покупке своего англо-австралийского конкурента Rio Tinto за $147,4 млрд. Новые условия соглашения предполагают обмен акциями в соотношении 3,4 акции BHP за одну акцию Rio (или за $140 млрд.). Оферта на 13% превышает отклоненное ноябрьское предложение, предполагающее соотношение 3:1. Впрочем, в случае срыва нынешней сделки эксперты не исключают того, что покупатель пойдет еще дальше – до 4,5 акции за одну Rio. Побороться BHP есть за что. Объединенная BHP-Rio стоимостью около $400 млрд. станет третьей в мире по капитализации после Exxon Mobil и GE. К тому же слияние приведет к созданию игрока с мощными позициями в сфере добычи железной руды (27% рынка), а также в производстве угля, меди и алюминия.
В январе размеры IPO опустились до самого низкого уровня за последние 50 месяцев. IPO на мировых биржах провели 45 компаний на общую сумму $6,3 млрд. (в январе 2007 г. разместились 203 компании на $35,6 млрд.)
Приобретения
Пивовары продолжают консолидироваться
КомпаниЯ SABMiller купила 94,7% акций Grolsch, второй по величине в Нидерландах пивоваренной компании после Heineken, обеспечив условия для ее поглощения за 816 млн. евро. В рамках тендера акционеры последнего выставили на продажу 79,89% акций в дополнение к 14,76%, приобретенным британцами ранее.
SABMiller (бренды Miller, Holsen, Castle, «Золотая бочка», «Три богатыря» и др.) – третья по величине пивоваренная компания в мире после бельгийской InBev и американской Anheuser-Busch. Grolsch производит пиво под одноименной торговой маркой, которое занимает 15% пивного рынка Нидерландов и поставляется в Великобританию, Францию, США, Канаду и Новую Зеландию. Нынешняя сделка позволит SABMiller укрепить свои позиции в условиях нарастающей конкуренции и консолидирующегося рынка на фоне растущих цен на ячменный солод и алюминий. К тому же с ноября SABMiller пытается вывести свои североамериканские подразделения в СП с концерном Molson Coors, занимающим третье место на алкогольном рынке США.
В январе Carlsberg и Heineken договорились о покупке за 7,8 млрд. фунтов стерлингов и последующем разделе британской Scottish&Newcastle. Сейчас на рынке циркулируют слухи о готовящемся слиянии InBev и Anheuser-Busch. Если эта сделка состоится, то она создаст компанию с капитализацией $81 млрд., которая возьмет под контроль четверть глобального рынка пива. Американцы, мировые лидеры по выручке, откроют бельгийцам выход на свой рынок и получат присутствие вне США. Напомним, что в 2004 г. в ходе подобного слияния Interbrew и AmBev была создана InBev.
Инновации
Новый скоростной состав выходит на рынок
Французский промышленный конгломерат Alstom презентовал прототип нового сверхскоростного поезда AGV, благодаря которому рассчитывает завоевать мировой рынок пассажирского железнодорожного транспорта. AGV, развивающий скорость до 360 км/ч, должен прийти на смену экспрессу TGV, который Alstom поставляет французским железным дорогам (скорость – до 320 км/ч). Основное отличие AGV от TGV в том, что новый поезд будет обходиться без локомотивов, поскольку его моторы размещены в пассажирских вагонах. Вместе с использованием алюминия и композитных материалов это позволило облегчить конструкцию, а также на 15% сократить расход энергии.
Между тем своим нынешним успехом Alstom во многом обязан нынешнему президенту Франции. Четыре года назад Николя Саркози, в то время занимавший пост министра финансов, сыграл решающую роль в защите компании от приобретения ее концерном Siemens. В марте 2003 г. из-за неудач нескольких промышленных проектов котировки акций Alstom снизились вдвое. В этот момент Siemens и сделал свое предложение о покупке, отбиться от которого французы смогли только с помощью своего правительства. В 2004 г. Франция приобрела 21% акций Alstom. Бюджетные деньги, полученные в обмен на ценные бумаги, позволили компании выкрутиться.