Site icon Companion UA

Сачок для смыслов

Почему стоит прочитать хотя бы один из романов Мишеля Уэльбека.


Eсть ли у жизни смысл?» – вопрос серьезный, но скучный. Не потому что совсем уж не интересный. Просто былого волнения не вызывает. Чтобы спросить об этом в очередной раз, его нужно как-то переформулировать. Французский писатель Мишель Уэльбек потрудился это сделать как минимум трижды (если иметь в виду три самых знаменитых его романа). За что и считается одним из главных писателей начала XXI века. Написанное Уэльбеком недоброжелатели в лучшем случае называют депрессионизмом, в худшем – порнографией, расизмом, нападками на ислам и т. д. «Уэльбек охотится по-крупному, в то время как остальные стреляют кроликов», – возражает писатель Джулиан Барнс, входящий в группу его сторонников. Дичь, в которую метит Уэльбек, – общество потребления, сексуальность, угроза терроризма и даже бессмертие, которое может стать следствием развития технологий клонирования. И хотя внешне его большая литературная игра выглядит как разрушение новых табу, которыми западное общество обзавелось в последние десятилетия, внутренне – все тот же поиск смысла жизни, а точнее, его необнаружение в тех местах, где привыкли искать современные европейцы.


В Европе и Америке Уэльбека знают в основном по романам «Элементарные частицы» (1998), «Платформа» (2001) и «Возможность острова» (2005). Начиная с «Элементарных частиц» книги писателя продаются во Франции тиражами не менее 300 тыс. (население страны составляет немногим более 58 млн. человек). А зарубежную славу ему обеспечили читатели из Нидерландов, Германии и России.


Любопытно, что произведения Уэльбека очень напоминают артефакты искусства, считающегося сегодня самым передовым в мире. Речь идет об актуальном искусстве или contemporary art. Если следовать путем этой аналогии до конца, уэльбековские романы можно назвать актуальной литературой или contemporary literature. Косвенные признаки сближения art и literature на территории contemporary демонстрирует рынок. Например, за свой последний роман «Возможность острова» писатель получил аванс 1 млн. евро (для литературы случай достаточно редкий).


Впрочем, роман Уэльбека трудно рекомендовать в качестве настольной книги. Все-таки смысла жизни он не обнаруживает, хотя и сильно стимулирует к поискам. Умеренные дозы – то, что нужно. Ведь его литературный пессимизм похож на яд, который принимают, чтобы приобрести иммунитет к более крупным дозам, встречающимся в жизни.  


Сачок в виде книг Уэльбека может помочь современному человеку уловить смысл жизни







Острые современные проблемы


Романы Уэльбека годятся в качестве хрестоматии по главным проблемам, которые волнуют европейцев в начале XXI века.


Исламофобия. Термин появился в 1997 г. в докладе британской исследовательской организации Runnymede Trust. Со времен событий 11 сентября 2001 г. является одним из базовых страхов европейцев.
Политкорректность. То, чем Уэльбек никогда не отличался. Его высказывание «Ислам – глупейшая из религий» в начале 2000-х стало поводом для судебных процессов, инициированных исламскими организациями. Суды писатель выиграл.
Сексизм. Система взглядов некоторых персонажей, которые приписывают самому Уэльбеку. Термин «сексизм» придумали в 1960-х гг. активистки женского движения. Сексизм утверждает неравное положение и разные права мужчин и женщин.
Некоммуникабельность.
Невозможность выстроить продуктивные связи с миром людей. В нынешнем обществе люди не способны к беседе, – полагает Уэльбек. «Современная беседа протекает так, словно прямое выражение какого-либо чувства, эмоции или мысли стало недопустимым, как нечто слишком вульгарное».
Культ юности. «Что люди боятся стареть, особенно женщины, – это нормально, это всегда было, но чтобы так… По-моему, они все просто сошли с ума», – говорит Изабель, героиня романа «Возможности острова».
Клонирование. Есть предположение, что секта элохимитов в романе «Возможность острова» (2005) была списана с реально существующей секты раэлитов. В 1997 г. они основали компанию Clonaid с целью дать человечеству бессмертие через клонирование.

Exit mobile version