Site icon Companion UA

Заключительный аккорд

ТЕАТР

Заключительный аккорд

Три ведущих киевских театра – Театр русской драмы им. Леси Украинки, Театр им. Ивана Франко и Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра – рискнули и выпустили по премьере в конце театрального сезона.

Театр им. Ивана Франко на этот раз решил удивить. Основательно позабытая трагедия лорда Байрона «Каин», правда, в переводе на украинский Ивана Франко, поставленная в Театре в фойе – это еще одна попытка режиссера Андрея Приходько разобраться, «что есть добро, а что – зло».

Спектакль играется на узкой площадке, между рядами стульев, обращенных друг к другу. Таким образом, зрители не только могут смотреть спектакль, но и наблюдать за реакцией другой стороны импровизированного зала. Декорацией служит широкий подоконник, а в самый кульминационный момент лучи заходящего солнца пробиваются в зал через огромное настоящее окно. Подлинным украшением спектакля стали актеры, занятые в нем: Каин – Петр Панчук, Ада (она же Авель) – Лариса Руснак и Люцифер (он же Ангел) – Василий Мазур. В их исполнении несколько декларативная легенда о первом преступлении на земле превращается в очень человечную историю, наполненную подлинными чувствами и переживаниями. Историю о первой любви на земле – любви к Богу, к брату, к сестре, ставшей одновременно женой. И историю расплаты за эту любовь через недоверие, ревность, проклятие, смерть.

Театр им. Леси Украинки тоже вроде бы ставил свой спектакль о любви. Комедия «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира – это история троих невест накануне их свадьбы. Но больше, чем о любви, спектакль в постановке Дмитрия Богомазова – история о превратностях судьбы. Синие – синие эльфы, катаются по сцене на скейтах и играют судьбами людей. Это по их прихоти Деметрий (Иван Марченко) все-таки влюбился в отвергаемую им Елену (Юлия Циватая), это с их благословения смогли спокойно обвенчаться Гермия (Александра Ена) и Лизандр (Александр Никитин). Только кто они? Маленькие земные существа, познавшие нечто сродни восточной мудрости (в спектакле прослеживаются восточные мотивы, и не только в костюмах рабочих, одетых в пестрые кимоно, но и на заднике, изображающем гору Фудзияму), или, может, жители других, неземных цивилизаций (отсюда рожки-антенны, которыми они все время смешно шевелят, синие обтягивающие костюмы, а главное – три луны, ставшие символом спектакля).

Комедию Дмитрия Богомазова можно воспринимать и как философскую притчу, и как цирковое представление, со всеми этими прыжками и подскоками, жужжащими трансформерными «пилами», монологами вниз головой и замысловатыми акробатическими трюками.

Комедия «Корсиканка» (Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра) по пьесе Иржи Губача в постановке Алексея Лисовца – это рассказ о вполне земных страстях. О последнем увлечении Наполеона Бонапарта (Александр Гетманский), сосланного на остров Святой Елены, о мадам Понтиу (Олеся Жураковская), называющей себя Жозефиной в честь жены Наполеона. Эта женщина превратила «свинарник», в котором пришлось доживать последние дни Наполеону, в настоящие императорские покои. Но главное, она возвратила ему ощущение собственной незаурядности и уверенность в себе, которая покинула его после предательства бывших друзей и когда-то влюбленных женщин. Примечателен этот спектакль в первую очередь сценографией Олега Лунева. Холщовые паруса, настоящая золотая солома, грубо сбитая деревянная мебель, металлическая посуда – все это по ходу спектакля создает ощущение, что действие происходит на корабле, который стремительно несется вперед, рассекая огромные бирюзовые волны.

Спектакль поставлен вполне в духе Театра драмы и комедии – легко, безумно смешно и невероятно филигранно. Особенно приятно наблюдать за актерским дуэтом Гетманский-Жураковская. История любви в их исполнении превращается в дуэльную схватку между представителями враждующих армий мужчин и женщин, и, что характерно, в этой дуэли главное – не победить, а научиться достойно и мудро принимать поражение.

ВЫСТАВКИ

От обнаженной натуры до подарков советскому вождю

Обзор выставок июля, которые по совершенно разным причинам могут быть интересны зрителю.

К сожалению, выставка, которая могла бы стать главным событием июля в художественной жизни Киева, не состоится. Речь идет о фотопроекте самого известного современного русского художника Олега Кулика, планировавшегося к экспозиции в «Ателье «Карась». Но по организационным причинам, от галереи не зависящим, выставка оказалась отменена, и теперь с десятого июля по пятое августа в «Ателье Карась» пройдет, как и предполагалось ранее, выставка Николая Кривенко «Жiнка» (Андреевский спуск, 22 а, тел. 416-0247). Хотя последнее десятилетие художник занимался абстрактной живописью, эта выставка – возвращение к обнаженной женской натуре. Помимо новых картин, будут также выставлены произведения художника 1970-80-х. Для любителей отыскивать параллели в искусстве – цитаты из Матисса и Пикассо.

До пятнадцатого июля в подремонтированной галерее М. Гельмана в Киеве (ул. Костельная, 11, тел. 229-6240) функционирует инсталляция Юрия Шабельникова, директора московской галереи Гельмана, под названием «На костях». Сама инсталляция совершенно не впечатляет – тема смерти культуры (и современного искусства, в частности), вообще говоря, не особенно актуальна и теоретически может сыграть лишь при известной оригинальности идеи и тонкости ее исполнения. Проект «На костях» – маловразумителен и схематичен. Однако ознакомиться с этой выставкой стоит хотя бы потому, что для сегодняшней экспозиционной политики галереи Гельмана она является знаковой – после исключительной для киевской арт-сцены художественной программы, начавшейся год назад, последние несколько месяцев галерея представляет на удивление посредственные проекты.

В Центре современного искусства при НаУКМА (ул. Сковороды, 2, тел. 238-2446) 18 июля откроется выставка проектов, выбранных в ходе конкурса «Молодое искусство». Этот конкурс предлагает зрителям крайне редкую возможность познакомиться с новыми именами, появившимися в актуальном украинском искусстве. Хотя по правилам конкурса для демонстрации в ЦСИ должен быть выбран один проект, по словам члена жюри «Молодого искусства», журналиста Галины Скляревской, на конкурс представлены были всего три интересных проекта, и двум из них удалось победить. Этими победителями стали проект Лады Наконечной «Удобная среда» (инсталляция, фотография, видео), исследующий восприятие зрителем архитектурных образов, и проект куратора Романа Ганкевича и художников Романа Листвака и Наталии Пинчук «Трансформированный Франклин» (живопись и графика).

18 июля в трех залах Национального художественного музея Украины (ул. Грушевского, 6, тел. 228-7454) откроется выставка Романа и Марии Сельских, посвященная столетию со дня рождения этих легендарных украинских художников.

В июле пройдет несколько выставок дальневосточного искусства. До конца месяца продлится выставка северокорейской живописи в Музее имени Богдана и Варвары Ханенко (ул. Терещенковская, 15-17, тел. 235-3290). В рамках выставки представлены картины современных авторов, в основном, заслуженных и народных художников КНДР. Сюжетно и технически традиционная живопись Кореи очень схожа с китайской гохуа. Правда, наряду с птицами и растениями в строе картин вместо ставших столь привычными благодаря поп-культуре китайских иероглифов – корейские письменные знаки. Примерно половина всех работ выставлена на продажу, причем стоимость их относительно невысока, и потому отдельные из экспонирующихся картин уже куплены. 5 июля в Национальном художественном музее откроется выставка японских кукол, организованная при содействии посольства Японии в Украине.

Для любителей же советского кича до 31 июля в Музее одной улицы (Андреевский спуск, 2 б, тел. 416-0398) функционирует выставка подарков советскому вождю «И лично Леониду Ильичу», экспозиция которой предоставлена краеведческим музеем Днепродзержинска.

МАГАЗИНЫ

Дегустация звука

В центре Киева открылся первый в Украине салон бытовой аудио- и видеотехники фирмы Bang & Olufsen

Открыла салон компания «Топаз-Систем», официальный представитель известного датского бренда, продукцию которого характеризуют высокие технологии воспроизведения и оригинальный дизайн в стиле минимализма. Кстати, Нью-йоркский музей современного искусства имеет в своей дизайнерской коллекции 11 предметов от B&O. Скандинавский стиль оформления магазина подчеркивает мебель из белого клена. В демонстрационном зале представлены такие новинки, как стереосистема BeoSound 9000 (объединяющая радиоприемник, проигрыватель компакт-дисков, аудиомагнитофон и предоставляющая возможность прослушивать музыкальные файлы через Интернет), стереосистема BeoSound 32000 (обладающая встроенной функцией сохранения в памяти 400 компакт-дисков), плазменный телевизор BeoVision 5 (экран которого имеет антибликовое покрытие, при этом цветовой баланс, яркость и контраст изображения автоматически меняются в соответствии с освещением в помещении) и др. Технику B&O можно объединить в единую сеть с помощью BioLink – компьютерного приложения и кабеля.

Есть в салоне и комната, где покупатели в «реальном режиме» могут «продегустировать» качество звука и изображения техники для домашнего кинотеатра. Для любителей оригинальных стилистических решений имеется возможность «поиграть» при комплектации аудиовидеосистемы многообразием дизайнерских форм ее отдельных элементов. Они выполнены не только в традиционных горизонтальной или вертикальной плоскости, но и под углом. А в ближайших планах салона, по словам менеджера магазина Юлии Крижановской, создание клуба любителей техники и проведение презентаций поступающих новинок.

Салон Bang & Olufsen расположен по адресу ул. Владимирская, 48, тел. 229-4571.

Exit mobile version