Евгений Червоненко, руководитель Национального агентства по подготовке к проведению «Евро-2012», об изменении статуса Одесского аэропорта как коммунального предприятия и его модернизации
Маркетинг
Похудевшего Шрека одели ради спокойствия мам
Компания «Сандора» провела рестайлинг и обновила ассортиментную линейку детских соков «Сандорик». Это первый масштабный рестайлинг продукта с момента его появления на рынке (2003 г.).
В результате рестайлинга маркетологи компании одели героя и создали для каждой вкусовой разновидности напитка отдельную историю приключений инопланетянина.
В коммуникации обновленной торговой марки будет сделан акцент на том, что сок предназначен для детей. По словам маркетологов «Сандоры», на украинском рынке нет четкой границы между соками для различных возрастов. Так, потребители зачастую считают детским сок, упакованный в пакет емкостью до 0,25 л (его обязательным атрибутом является трубочка). В то же время в компании отмечают, что ниша соков, отвечающих требованиям категории «детские соки», на отечественном рынке практически не занята.
Производство
Пивовары помогают друг другу
Для Украины подобный проект – новинка, тогда как для многих европейских стран, где пивной рынок более развит, – обычное дело. Это, как отметил генеральный директор группы предприятий ВВН Петр Чернышов, «совершенно стандартный вид сотрудничества».
Период действия соглашения между украинскими операторами – с декабря 2007 г. по апрель 2008 г. Это период несезона, когда «Сармат» пока недозагружает свои баночные линии. А у ВВН не хватает мощностей своих линий (и, возможно, не будет хватать летом, но загруженность линий «Сармата» в это время полная). «Наш основной локальный бренд «Славутич» успешно растет, и благодаря сотрудничеству с компанией «Сармат» мы можем укрепить наши позиции, – комментирует происходящее г-н Чернышов. – Акционеры не дают нам все деньги, о которых мы можем мечтать, поэтому приходится выкручиваться».
Объединяя подобным образом свои усилия и обнародуя факт сотрудничества, обе компании стремятся заявить о том, что они прозрачны и управляемы по европейским принципам.
Образование
Академические контакты Европы и Азии будут проходить через Украину
Руководство Griffith University, лидирующего вуза Австралии, решило расположить офис международного европейского отдела в Киеве. Griffith входит в 4% топовых университетов мира, является партнером ВТО, ООН и получателем миллионных грантов на проведение научных исследований и передовых разработок. По мнению австралийцев, Украина может стать центром академических контактов между Востоком и Западом, поскольку вступление страны в ВТО открывает для образовательных учреждений широкие перспективы сотрудничества. «Из множества европейских городов мы выбирали тот, в котором будет открыт международный отдел. Сравнивали даже Киев и Лондон», – отмечает проректор университета профессор Кристофер Мадден.
Маркетинг
Видеозвонки будут использоваться только «новаторами»
«Евросеть» заявила о своем видении развития рынка мобильного ритейла в 2008 г. Так, компания прогнозирует, что одними из наиболее востребованных в нынешнем году будут мобильные телефоны со слотами для карт памяти большого объема: на рынке растет спрос на телефоны с большим количеством функций (мультимедийные), что требует от терминалов способности хранить информацию.
В целом в этом году рост продаж мобильных телефонов замедлится. Сдерживающим фактором в этом выступит ограниченная возможность роста абонентской базы. Что касается конкуренции среди продавцов мобильных терминалов, то «Евросеть» предрекает укрупнение национальных сетей за счет поглощения мелких игроков, а также обострение борьбы за торговые площадки между игроками.
Экспансия
Нефтепродуктовая розница становится теснее
Насколько успешной окажется экспансия иностранцев, зависит от многих факторов. Назар Купыбида, финансовый директор компании «Концерн Галнафтогаз»: «В ближайшее время – до трех лет – перспективы этих компаний очень слабые. Первое: в связи со сложностями в украинском законодательстве очень непросто строить АЗС с нуля. Второе: из-за неконсолидированности и непрозрачности большинства украинских компаний сложно заходить посредством покупки существующих сетей. Третье: международные компании вертикально интегрированные, для них розница является последним звеном цепи, и соответственно выстраивается приоритетность звеньев. А ритейл требует быстрых решений. Четвертое: приобретая АЗС, им сложно будет договориться по цене (они будут делать большой дисконт, аргументируя это проблемами с разрешительной, экологической и другой документацией). Больше шансов на поглощение имеют крупные украинские сетевики.
Перспективы
Население Украины продолжает сокращаться. За минувший год его численность снизилась на 26 тыс. человек и на 1 января 2008 г. составляла 46,37 млн. Городское население Украины составляет 31,67 млн. человек, сельское – 14,7 млн.
За 2007 г. население Украины сократилось на 273,4 тыс. человек. В 2006 г. сокращение населения составило 283,5 тыс. человек. Браков в Украине в 2007 г. было вдвое больше, чем разводов: соответственно 416,4 и 178,4 тыс. Сальдо миграции в Украине в 2007 г. было позитивным: прибыло 758,3 тыс. человек, убыло 741,5 тыс. человек.
С убыточными предприятиями будут бороться еще активнее
Кабинет министров откорректировал макроэкономические прогнозы на 2008 г., увеличив среди прочего, ориентир ожидаемого номинального ВВП на 3,6% – до 921,2 млрд. грн. и повысив прогноз роста цен производителей с 15,5 до 19,2%. Также вырос прогноз финансового результата предприятий до налогообложения: с 136,5 до 153,6 млрд. грн. Ориентир ожидаемой прибыли предприятий возрос с 193,8 до 204,2 млрд. грн., тогда как прогноз убытка снижен с 57,3 до 50,6 млрд. грн. Налоговикам будет чем заняться.
Правительство ухудшило также и прогноз дефицита торгового баланса: с $7,538 до $9,174 млрд., однако сохранило прогноз инфляции на 2008 г. на уровне 9,6%, а также ориентир роста реального ВВП на уровне 6,8% (на этих показателях основан и госбюджет).
Рынок опасается приватизации «Укртелекома»
Интернет-ассоциациЯ Украины (ИнАУ), одно из крупнейших объединений предприятий телекоммуникационного рынка страны, считает необходимым внести изменения в законодательство о телекоммуникациях до приватизации ОАО «Укртелеком». Татьяна Попова, глава правления ИнАУ: «Приватизация «Укртелекома» станет холодным душем для рынка. При отсутствии механизмов регуляторного воздействия на «Укртелеком» она может стать катастрофической для других операторов». Одним из основных вопросов, требующих законодательного урегулирования, является четкое разграничение телекоммуникационных рынков. В частности, должны быть выделены рынки доступа к сетям и оптовой торговли трафиком. «Укртелеком» долгое время являлся фактическим регулятором доступа к сетям общего пользования и кабельной канализации, и если он перейдет в частные руки, неизвестно, как себя поведет. По мнению Т. Поповой, Антимонопольный комитет и Нацкомиссия регулирования связи ничего не смогут сделать в существующем сегодня законодательном поле.
Вопрос номера
Какие продукты вы изменили бы, учитывая дефицит времени на их потребление?
Было бы здорово, если бы все существующие медикаменты приносили ощутимое облегчение, причем при любом диагнозе. А что касается укороченных сигарет, то не думаю, что они вызовут у курильщиков бурю восторга. Если говорить на языке маркетинга: предполагаемая выгода от этого нововведения вряд ли будет воспринята целевой аудиторией как преимущество.
Татьяна Желтомирская, генеральный менеджер исследовательского агентства Touchpoll
Александр Лихачев, руководитель бренда Krups Groupe SEB в Украине
Владимир Гранин, директор по маркетингу компании «Аквариус систем менеджмент»