Стремительно развивающаяся IT-индустрия создает новые рынки, активными участниками которых могут стать также и украинские компании. Пример – казуальные игры.
Вто время как многие разработчики традиционных компьютерных игр испытывают финансовые и организационные трудности, связанные с длительным и дорогостоящим процессом разработки и сложностями продажи продукта, создатели так называемых казуальных (случайных) игр сейчас чувствуют себя вольготно. Если еще в 2002 г. их индустрия лишь зарождалась, то уже в 2004 г. она только в США принесла участникам рынка более $600 млн. В 2008 г. американский рынок казуальных игр превысит $2 млрд. Такие цифры приводит International Game Developer Association (IGDA), отмечая, что сегодня эта индустрия с нишевого превращается в основное направление. Причины развития казуальных игр кроются в их простоте. Они незамысловатые, не требуют от потребителя специального оборудования и особых навыков, в то время как для разработчиков обходятся недорого, требуют сравнительно немного времени и человеческих ресурсов.
Яркий пример успеха на этом поприще продемонстрировала украинская компания Friends Games, за несколько лет своего существования ставшая привлекательным активом для западных компаний и впоследствии купленная одним из лидеров индустрии – компанией Oberon Media.
О тенденциях и особенностях индустрии казуальных игр мы говорили с создателем компании Friends Games Тарасом Тарасовым, после поглощения своего детища ставшим директором по отношениям с разработчиками в Восточной Европе компании Oberon Media.
Какие цели ставила перед собой Oberon Media при поглощении Friends Games Kenjitsu: выход на рынок Восточной Европы или аутсорсинг бизнеса здесь?
Если бы речь шла только об аутсорсинге, то сотрудничество с Friends Games и Kenjitsu продолжалось бы в таком же формате, как и до этого: с Oberon Media мы плодотворно работаем на протяжении трех лет. Цель объединения Oberon Media с этими компаниями и другими игроками рынка – в первую очередь снижение стоимости разработки продукции, потому что она в США сейчас очень высока. Именно поэтому одним из основных подрядчиков по производству казуальных игр является Восточная Европа. В последние три-четыре года разработчики этого региона вытеснили западных. Примечательно, что даже Индия и Китай оказались позади, потому что они в основном ориентированы на аутсорсинг, а наш менталитет больше рассчитан на создание конечного продукта. Ментально Восточная Европа намного ближе к основным рынкам сбыта – США и Западной Европе, что очень важно в этой индустрии.
В чем причина такого взлета рынка казуальных игр?
Казуальные игры как жанр зародились в 2001 г., а индустрия образовалась лишь в 2005 г. Увидевшие тенденции начали основывать компании: преимущественно это происходило в 2003-2004 гг. Основным фактором роста является то, что Интернет стал глобально доступным и очень дешевым. Помимо этого, быстрыми темпами растет количество пользователей компьютеров. Потенциальный потребитель казуальных игр – любой человек, у которого есть компьютер и Интернет. Такие игры отличаются тем, что в их настройках не нужно долго разбираться: потребитель сразу понимает, как играть, и оценивает необходимость подобной игры для себя.
Рынок казуальных игр очень быстро развивается. На мой взгляд, он еще не переоценен, однако сейчас уже можно с уверенностью сказать: к инвесторам пришло понимание того, что это перспективный рынок. Такие выводы я могу сделать, основываясь, в частности, на количестве предложений, поступивших нашей компании за 2007 г.
Какие основные рынки сбыта продукции? Какие сферы бизнеса являются ее основными потребителями?
Около 55% дохода формируют США, но за последний год очень сильно вырос и рынок Европы. Еще год или два назад США формировали 95% данного рынка. В дальнейшем тенденция будет распространяться на азиатские рынки.
Если говорить о модели B2B, то в первую очередь следует выделить мобильный рынок: компания Oberon Media является третьим в мире крупным издателем игр для мобильных платформ. Помимо этого, она сотрудничает с ритейлерами, реализуя компакт-диски с контентом. Это направление развито в США. Важным для издателей казуальных игр является также рынок интерактивного телевидения. К примеру, мы сейчас разрабатываем платформу, предоставляющую возможность телезрителям играть в игры, не вставая с дивана, с помощью пульта дистанционного управления. Такие технологии повсеместно внедрены в США и некоторых европейских странах. Было несколько громких анонсов о том, что в России и Украине также запускаются подобные платформы. Однако реализовать это можно лишь в условиях цифрового телевидения и при наличии интерактивных услуг.
Какие платформы для казуальных игр сейчас наиболее ходовые? Какие из них самые перспективные?
Сейчас наиболее ходовой платформой является ПК, однако уже начинается экспансия и на игровые приставки, такие как Xbox, Nintendo Vii и др., поскольку с их помощью наконец появилась возможность работать с Интернетом. Такие компании-платформодержатели, как Microsoft, Sony и Nintendo, увидели потенциал данного рынка и начинают активно работать с разработчиками казуальных игр. Огромный потенциал и у мобильного рынка, однако здесь существует две важные проблемы. Во-первых, отношение операторов мобильной связи к игровому контенту: они пока не склонны рассматривать его как существенный источник собственного дохода. Во-вторых, производители мобильных телефонов не считают, что на этих устройствах можно всерьез играть, поэтому процесс установки, скачивания и покупки игр довольно сложный. К числу наиболее перспективных платформ относятся также сет-топ-боксы (декодеры для цифрового телевидения. – Прим. авт.), что объясняется наличием большого количества этих устройств у потребителей. Что касается производительности, то большинство существующих платформ поддерживают казуальные игры, так как они вовсе нетребовательны к аппаратной части: здесь в первую очередь важна идея и ее реализация. Осталось самое малое: сделать так, чтобы людям было удобно играть. По этой причине наиболее важную роль в ускорении темпов развития рынка казуальных игр будут играть платформодержатели и мобильные операторы.
Сколько стоит создание казуальной игры по деньгам, людским ресурсам и времени?
Это может очень сильно варьироваться в зависимости от компании и количества задействованных в процессе разработки сотрудников. Бывают и такие случаи: двое студентов «на коленке» что-то сделали, и, что удивительно, получившийся продукт нельзя отличить от игры, созданной серьезной компанией, потратившей на это сотни тысяч долларов. В целом стоимость казуальной игры колеблется в пределах от пяти до сотен тысяч долларов. Традиционно считается, что разработка такой игры занимает четыре-восемь месяцев. Что касается возможной прибыли, то однозначного ответа здесь не существует, потому что казуальные игры в большинстве своем не покупаются издателями. Если на традиционном игровом рынке издатель-заказчик может заказать игру, скажем, за $100 тыс., заплатить деньги разработчику и дальше самостоятельно распоряжаться этим продуктом, то на казуальном рынке это очень редкое явление. Причина кроется в невозможности просчитать, сколько прибыли принесет продукт: он сам себя продает. И никакая реклама, а также маркетинговые ухищрения здесь не будут работать.
Для Киева проводить конференцию глобального масштаба по казуальным играм – большая честь. Как удалось уговорить участников провести ее именно здесь?
Убедить наших американских партнеров ехать именно в Киев позволил безвизовый въезд. Помимо этого, нами среди зарубежных участников была проведена очень сильная промоушен-кампания. Многие из них уже не раз бывали в Москве, а после того, как в прошлом году первый раз приехали в Киев, с удовольствием захотели приехать сюда еще раз: здесь приятнее. До первой конференции в Киеве особой информации о Восточной Европе на Западе не было. Все знали, что здесь уже, вроде, и люди живут, и медведей не так много на улицах, однако все равно не верили. Мы привезли сюда несколько сотен сотрудников ведущих компаний, и они смогли повнимательнее присмотреться к нашей стране. В итоге уже несколько казуальных компаний мирового уровня объявили об открытии своих офисов в Киеве.
Сколько ресурсов лично вы затратили на создание столь перспективного актива?
Десять лет жизни. В то же время существенных финансовых вложений в компанию не было сделано. Большой плюс бизнеса создания казуальных игр – очень низкий порог входа на рынок. Наша компания начинала свою деятельность с трех сотрудников и была создана на чистом энтузиазме. Дальнейшее развитие связано с тем, что рынок сформировался недавно: примерно в это же время начал работать на нем и я, поэтому большинство участников знаю лично. Эти контакты очень сильно помогали развиваться. Больше всего я горжусь тем, что когда мы работали на интерактивное телевидение и были одним из 80 партнеров компании Zodiac Gaming, то за два года наши продукты принесли ей более 70% всех доходов. Помимо этого, мы одними из первых начали работать с западными партнерами и увидели большой потенциал сотрудничества с такими крупными издателями и дистрибьюторами, как Oberon Media. Наконец, я горжусь тем, что мы создаем продукты мирового уровня.
Причины успеха компании Friends Games |
Во что играем Казуальные – это категория игр, направленных на массовую аудиторию и отличающихся технической простотой, немногочисленными правилами и двухмерной красочной графикой. Игровой процесс направлен на разгадывание загадок и решение несложных задач, поэтому в создании подобных игр очень важна роль идеи. Особенностью подобных игр является возможность играть от случая к случаю, поскольку нет необходимости сохранять прогресс прохождения того или иного этапа. Из-за технической простоты разработка казуальных игр быстрая и не требующая больших ресурсов. |
Лаконичная история Компания Friends Games была основана в 2003 г. в городе Квасилове (Ровенская область) и изначально ориентировалась на разработку продуктов для интерактивного телевидения. Как для казуального рынка она довольно большая: в ней работают 22 сотрудника. По сути, это и является основным ресурсом разработчика казуальных игр, так как он продает интеллектуальный труд. За свою историю компания сотрудничала со всеми мировыми лидерами данного рынка, в числе которых Absolutist, CTXM, IT Territory, Nevosoft, Oberon Media, Real Arcade, Zodiac Gaming и др. |