Site icon Companion UA

Украина нуждается в эффективной системе отраслевых регуляторов естественных монополий – мнение

Украина нуждается в создании эффективной системы отраслевых (секторальных) регуляторов в форме национальных комиссий (аналогичных Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ) для перехода к следующей, более зрелой стадии регулирования рынков в сфере естественных монополий – их либерализации и дерегуляции, считает адвокат, юрист адвокатского объединения Arzinger Александр Дякулич.

Такое мнение он высказал агентству "Интерфакс-Украина", комментируя принятый 20 марта в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно разграничения полномочий госорганов в сферах природных монополий и в области связи" (№ 4344-VI).

"В целом законопроект является важным шагом на пути улучшения функционирования системы отраслевых регуляторов субъектов естественных монополий, в частности, в аспекте разграничения полномочий между нацкомиссиями и АМКУ касательно определения правого статуса субъекта естественной монополии", – отметил А.Дякулич.

По его мнению, предоставление отраслевому регулятору НКРСИ полномочий устанавливать, какие субъекты рынков являются субъектами естественной монополии, будет способствовать более эффективному выполнению им регуляторных полномочий. Это же касается и других отраслевых регуляторов (центральных органов исполнительной власти, исполняющих функции национальных комиссий до создания таких комиссий).

"В соответствии с изменениями, реестры субъектов естественных монополий формируют и ведут отраслевые регуляторы на каждом из подконтрольных им рынков, а за АМКУ остается право вести только обобщенный реестр субъектов естественных монополий, подготовленный на основании данных реестров отраслевых регуляторов", – отметил юрист.

Кроме того, по его словам, законопроектом расширена сфера применения закона "О естественных монополиях" на участников рынков, смежных с рынками, находящимися в состоянии естественных монополий, что влечет для их участников ряд регуляторных обязательств, В частности, на них распространяется действие законодательства о процедурах государственных закупок.

"Однако никоим образом не отменяется контроль АМКУ за рынками естественных монополий в части соблюдения их участниками положений законодательства о защите экономической конкуренции – запретов на антиконкурентные согласованные действия, злоупотребления монопольным положением и дискриминационные практики, а также запреты на недобросовестную конкуренцию", – подчеркнул А.Дякулич.

По его словам, важным новшеством является расширение сферы действия понятия "оператор телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом" на все товарные рынки телекоммуникационных услуг, а не только на рынок пропуска трафика, как это было ранее.

Кроме того, законопроектом предполагается замена концепции "субъект с монопольным (доминирующим) положением" (достижении субъектом рыночной доли в 35%) на "субъект с существенным рыночным преимуществом" (при выручке за предыдущий год, превышающей 25% от суммарной выручки всех остальных операторов и провайдеров на данном рынке).

В целом А.Дякулич считает, что в Украине к настоящему времени не создана полноценная система отраслевых регуляторов естественных монополий (так называемых "национальных комиссий регулирования естественных монополий"), за исключением НКРСИ и НКРЕ. Поэтому деятельность субъектов естественных монополий продолжает в большей степени контролироваться одновременно и АМКУ, и другими центральными органами исполнительной власти.

"Это не типично для АМКУ как антимонопольного регулятора и значительно отвлекает ресурсы комитета от выполнения более свойственных ему функций по контролю над соблюдением субъектами хозяйствования на либеральных рынках законодательства о защите экономической конкуренции", – сказал А.Дякулич.

Как он пояснил, в юрисдикциях с развитым антимонопольным законодательством полномочия по регулированию деятельности субъектов естественных монополий (в частности, по контролю над ценообразованием) разграничиваются между антимонопольными органами и отраслевыми регуляторами.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version