Финансовые взлеты
Там, где восходит Sun
После нескольких лет финансовой турбулентности и борьбы за прибыльность у американской технологической корпорации Sun Microsystems появился повод для оптимизма. После чистых убытков в размере $864 млн. по итогам 2006 г. она объявила о $473 млн. чистой прибыли в 2007 г. А во второй половине 2008-го Sun ожидает роста доходов на 5%, хотя за последний год они добавили лишь 2,3% (до $7,6 млрд.).
По словам экспертов в Менло-Парке, если раньше IT-компаниям приходилось раздавать сувениры и чашки горячего кофе, чтобы растопить сердца своих потребителей, то сегодня для этого они выпускают системы управления базами данных (СУБД). Это может показаться шуткой, но именно такова новая стратегия Sun, которая станет возможной благодаря долгожданному поглощению за $1 млрд. разработчика MySQL. Так, если до заключения сделки количество онлайновых скачиваний открытых программ MySQL составляло 50 тыс. в день, то теперь – уже 70 тыс. И хотя эти продукты являются бесплатными, их широкое использование – шанс для Sun убедить новообращенных пользователей также приобрести ее серверы и хранилища данных. Учитывая популярность СУБД MySQL (установлена на 11 млн. ПК), нынешнее поглощение добавит 1% к оборотам Sun, а в дальнейшем – и к операционной прибыли.
В географическом плане Sun также активно диверсифицируется. В условиях снижения темпов экономического роста в США первое, о чем можно подумать, это то, что американские компании станут сокращать свои IT-бюджеты. Однако в Sun этого не опасаются. Во-первых, американский рынок обеспечивает компании всего около 40% оборота, а катализатором роста для нее по-прежнему будут развивающиеся рынки. И пока темпы роста ее бизнеса в США не превышают 10%, в России этот показатель достигает 66%, в Мексике – 20%, в Индии – 26% и 18% – в Китае. Во-вторых, как отметил Джонатан Шварц, «если бизнес-среда ужесточается, это только подстегивает вас к оптимизации и автоматизации вашей работы и использованию для этого IT».
Власть и бизнес
Northern Rock таки уходит с рынка
Переход NR под госконтроль стал сюрпризом для политиков: это первый случай национализации в стране с 1971 г., когда правительство взяло под контроль автоконцерн Rolls-Royce, который был реприватизирован лишь спустя 16 лет. Эксперты полагают, что акционеры банка останутся ни с чем и будут судиться с властями. А оппозиционная партия консерваторов считает, что лейбористское правительство Гордона Брауна расписалось в своем экономическом бессилии.
Поглощения
Yahoo! показала характер
Корпорация Yahoo! таки отвергла предложение о поглощении со стороны Microsoft как «существенно недооценивающее» ее стоимость. Напомним, 1 февраля софтверный гигант был готов приобрести 100% акций интернет-поисковика за $44,6 млрд., или за $31 за акцию (что на 62% выше стоимости акций на 31 января). Как недавно отметил СЕО Sun Microsystems Джонатан Шварц, справедливая цена за Yahoo! – $60 за акцию. Microsoft пока не сообщила, будет ли повышать размер оферты, хотя эксперты этого не исключают. Слишком высоки ставки: корпорация может экономить $1 млрд. ежегодно, удвоить свою «поисковую» долю и нарастить силы для противостояния Google на рынке сетевой рекламы, объем которого к 2010 г. увеличится с нынешних $40 до 80 млрд.
А на рынке уже ходят слухи о том, что Yahoo! ведет переговоры о слиянии с социальной сетью MySpace, принадлежащей News Corp. Руперта Мердока, а также с AOL – интернет-подразделением Time Warner. Последняя заявила в январе, что отделит «хромающий» dial-up-бизнес от остальной AOL, чтобы сосредоточиться на перспективном направлении контекстной рекламы. Эксперты скептичны. Для MySpace и ее «материнской» организации объединение с Yahoo! не даст необходимой синергии: сектора явно различны. Да и сделка с AOL не поможет Yahoo! существенно усилить позиции на рынке онлайнового поиска США. По данным ComScore за декабрь 2007 г., доля AOL здесь составила 4,6%, Microsoft – 9,8%, Yahoo! – 22,9%, Google лидирует с 58,4%. «Все эти разговоры о слиянии с AOL и News Corp. – простое сотрясание воздуха. С их помощью Yahoo! не избавится от своих слабостей. Акционеры вряд ли оценят какую-либо из этих комбинаций», – резюмируют аналитики нью-йоркской Canaccord Adams.
Власть и бизнес
Почтовый перевод налогов
Клаус Цумвинкель – председатель правления немецкого концерна Deutsche Post – был взят под стражу. Его подозревают в уклонении от уплаты налогов на сумму примерно 1 млн. евро. Правда, почти сразу же г-н Цумвинкель был отпущен под залог. По данным немецких СМИ, для ухода от налогов 64-летний топ-менеджер с середины 1980-х гг. использовал фонд в Княжестве Лихтенштейн, активы которого превышали 10 млн. евро.
Между тем арест г-на Цумвинкеля оказался лишь увертюрой к более масштабным операциям. Сведения о состоятельных немцах, прячущих деньги в банках Лихтенштейна, были добыты Федеральной службой разведки (BND), после чего прошли обыски в офисах банков Dresdner Bank, Hauck & Althaeuser и Metzler (два последних специализируются на управлении деньгами богатых клиентов). А правительство Лихтенштейна громко протестует против действий немецких разведчиков.
Инновации
Мобильный банкинг приходит в развивающиеся страны
Британский оператор мобильной свЯзи Vodafone к большому удивлению рынка предложил сервис мобильного банкинга не в богатых, а развивающихся странах Азии и Африки, где у большинства людей нет банковских счетов. В этих регионах офисы банков расположены только в крупных городах, что затрудняет доступ населения к качественным финансовым услугам. Новый сервис Vodafone позволит абонентам переводить небольшие суммы с помощью sms, а сам оператор фактически осуществляет транзакцию.
Использование мобильного телефона для проведения финансовых транзакций не является ноу-хау. По словам аналитиков Strategy Analytics, сотовые операторы рассчитывают увеличить выручку за счет неголосовых сервисов. Компании активно продвигают услуги, позволяющие абонентам пополнять счета, оплачивать чеки, переводить деньги или использовать электронные деньги для оплаты покупок. Мобильный банкинг уже стал популярным в США и странах Европы. В Южной Корее и Японии он даже соперничает по частоте использования с известными музыкальными и игровыми сервисами. «Думаю, для Центральной и Восточной Европы такая услуга также могла бы стать востребованной», – резюмирует эксперт Acision Сироуз Каверси.