Украинские лайф-страховщики с нетерпением ждут легализации продуктов инвестиционного страхования в надежде существенно увеличить масштабы бизнеса и проводят подготовительные работы.
Украинский рынок страхования жизни в 2007 г. всколыхнула возможность появления нового класса продуктов инвестиционного страхования, именуемых unit-linked (UL), объединяющих в себе страхование жизни и инвестиции в фондовый рынок. Интерес не безоснователен, особенно со стороны небольших участников рынка (в отношении объемов собираемых премий), так как внедрение подобных продуктов дает им шансы ускорить развитие. Ведь, несмотря на высокие темпы роста рынка лайф-страхования как в 2006 г., так и в 2007-м, чуть более 40% – основная доля премий (72,5% по результатам 2006 г.) приходится на пятерку лидеров. Остальные же участники рынка пока что довольствуются крохами.
Страховщики ждут старта
Как только инвестиционное страхование будет легализировано, на начальном этапе оно будет предложено потребителю предположительно только небольшими компаниями. Компании «Ренессанс Жизнь» и «Оранта-Жизнь» выразили желание предложить клиентам unit-linked, когда появится такая возможность. «Мы активно готовимся к этому событию», – подтвердил Дэвид Орэн. Существенно дальше в подготовке к внедрению UL пошла компания «Просто-страхование. Жизнь и пенсия»: еще в прошлом году акционерами была зарегистрирована компания по управлению активами (КУА). Также о возможности быстро вывести на рынок UL-продукт отметили в компании ««Фортис Страхование жизни Украина». «Компании группы Fortis имеют большой опыт работы с UL-продуктами, поэтому нам не потребуется много времени для создания и внедрения такого продукта в Украине», – констатировала Марина Наумова, заместитель председателя правления «Фортис Страхование жизни Украина». В свою очередь «Граве» на первых порах не собирается выводить инвестстрахование на рынок. «Сначала мы хотим оценить новое законодательство, определиться с инвестиционной политикой и существующими рисками. Еще один момент – развитие данного продукта требует создания отдела инвестирования. На сегодня он отсутствует ввиду простой схемы капиталовложений компании (банковские депозиты, облигации, перестрахование и немного акций). Если говорить в общем, страховые компании с большим оборотом будут идти на создание собственных КУА или внутренних аналитических отделов. Если же компания небольшая – для нее экономически целесообразно, по крайней мере, на начальном этапе закупать паи в фондах уже существующих КУА. Так работают в Австрии. Хотя в Украине совершенно иначе относятся к вопросу затрат, поэтому ситуация с созданием собственных фондов может быть достаточно актуальна», – считает Роман Дэнис. На помощь по управлению активами малым страховым компаниям могут прийти крупнейшие западные инвестиционные фонды. «Предполагаю, что, как это ранее случилось в других странах Восточной Европы, вскоре на украинский рынок выйдут крупные международные инвестфонды, такие как Merrill Lynch и Fidelity, которые будут сотрудничать с местными страховыми компаниями», – предвидит Дэвид Орэн.
Договор условиями красен
Привлекательность для клиентов UL-продуктов в значительной мере определится условиями, которые будут предложены страховыми компаниями. На развитых страховых рынках в рамках инвестиционного страхования клиенты имеют возможность выбирать уровень рискованности инвестиций. Также в качестве опции может быть предложен выбор географии инвестирования – от европейских облигаций и акций до ценных бумаг, купленных на рынках США, Канады, Азии и развивающихся стран. Клиенты имеют возможность переводить накопленные средства из продуктов классического страхования в UL-продукты и, конечно же, пересматривать стратегии инвестирования со временем в сторону более или менее рискованной. А после кризиса 2001-2003 гг. страховщики в целях предотвращения сокращения поступления премий по UL пошли на уступки клиентам, ввели гарантии: гарантию возврата вложенных средств или минимальную гарантированную доходность. К примеру, в Польше и Венгрии компания Aviva продает UL-продукты с гарантированной доходностью 2,25 и 2% соответственно.
Несколько разнятся оценки в возможных сроках действия договоров на продажу UL-продуктов. В «Фортис Страхование жизни Украина» утверждают, что договоры по UL будут заключаться на срок не менее пяти лет. В «Граве» верят в более долгосрочные отношения – не менее 10 лет, как и в классическом страховании, иначе на эти договоры не будут распространяться налоговые льготы.
Даже если компания пойдет на такой шаг, за него все равно придется расплачиваться клиенту. «Пересчитать резервы, перестроить схемы внесения средств и другие связанные с изменением продукта заботы – все это дополнительные расходы рабочего времени персонала, то есть удорожание сопровождения договора. Дальше – нужно изъять резервы (читай – потерять на доходности) оттуда, где они размещены в соответствии с действующими требованиями регулятора, и снова вложить. Так что практически это будет очень дорогое удовольствие», – отмечает Галина Науменко, директор департамента методологии, андеррайтинга и перестрахования страховой компании «Страховые традиции – Жизнь». Другие опрошенные «&» участники рынка («Ренессанс Жизнь», «Дженерали Гарант Страхование жизни», «Оранта-Жизнь») сходятся во мнении, что подобной опции компании предоставлять не будут. «У каждого страхового полиса своя история: совсем другая структура полиса, иная структура и принцип формирования затрат и т. д. Поэтому, думаю, что на возможность такого перевода не пойдут ни законодатель, ни сами компании», – резюмирует Станислав Гоцуляк. Таким образом, UL-продукты, которые появятся на украинском рынке, будут отличаться своей упрощенностью по сравнению с западными аналогами и соответственно большим риском для клиента. «В Украине должна быть обрезанная версия UL-продукта ради стабильности», – констатирует Роман Дэнис.
Опасность в закромах
Рынок на долгосрочную перспективу
«Опыт стран Восточной Европы показывает, что UL-продукты довольно быстро адаптируются и завоевывают новый рынок. На основе этого можно предположить, что похожий процесс произойдет и в Украине, программы unit-linked станут популярными и востребованными в достаточно короткие сроки», – считает Дэвид Орэн. Как и в Европе, решающее влияние на популярность UL-продуктов у населения будет иметь их доходность, что в свою очередь будет зависеть от развития фондового рынка, динамики роста. «В целом успешность развития unit-linked страхования в нашей стране будет определяться соотношением уровня развития пенсионной системы, фондового рынка и рынка страхования жизни в момент начала продаж UL-продуктов. Многое будет зависеть и от налогового законодательства», – отмечает Марина Наумова. Высокий спрос на пенсионное обеспечение вместе с попытками государства трансформировать существующую пенсионную систему повысит интерес к лайфовым продуктам. Об этом говорит европейская практика. Если раньше в континентальной Европе как инструмент пенсионного накопления население использовало продукты классического страхования, то, по результатам 2006-2007 гг., основной спрос на пенсионные накопления уже удовлетворялся за счет UL-продуктов (по данным Milliman). «И, как это ни парадоксально, чем более недобросовестно страховые компании и посредники будут подходить к продажам UL-продуктов, тем выше будет его доля в структуре лайфового страхования в первые годы продаж», – считает Роман Дэнис.
В то же время эксперты практически единогласны – украинский фондовый рынок на сегодняшний день не готов к новому продукту. «Поэтому развитие не будет сразу простым и бурным. Но так или иначе страховщики как одни из игроков на фондовом рынке будут формировать спрос на определенного типа инвестиционные пакеты акций для разных потребностей клиента в инвестировании», – ожидает Станислав Гоцуляк. Евгений Никифоров, председатель правления компании «Ренессанс Жизнь», оценивает долю UL на рынке страхования жизни в таких показателях: «Через 2-3 года доля будет невелика (до 10%), однако через 5-10 лет мы рассчитываем на 30-50% рынка страхования жизни».
Качели UL-продуктов Наиболее наглядно причины интереса украинских страховщиков UL-страхованию объясняет статистика Польши, Венгрии и стран Прибалтики. В Польше и Венгрии доля UL на совокупном рынке страхования жизни в 2006 г. составила 46 и 59% соответственно, в Эстонии – 65%, Латвии – 54%, Литве – 77% в 2007 г. На основных рынках Европы в 2006 г. за счет UL-продуктов страховщикам удалось привлечь больше премий, чем по накопительному и пенсионному страхованию (в 2001 г. доля UL составляла лишь 36%), а рост продаж данного класса продуктов составил 10% (по данным консалтинговой компании Milliman). Стимулом к росту UL-продуктов стало снижение процентных ставок и рост фондовых рынков. В результате население начало искать более выгодные альтернативы инвестирования: средства с банковских депозитов, облигаций и продуктов классического страхования жизни были переведены в акции или инструменты, привязанные к их цене, – паи инвестиционных фондов и UL-продукты. А налоговые льготы, которые предлагаются в некоторых европейских странах, стимулируют население активнее вкладывать средства в UL-продукты, чем в институты совместного инвестирования.
Стоит также отметить, что радужные перспективы роста несколько омрачаются периодическими фондовыми кризисами. За недолгую историю существования в Восточной Европе UL-продуктов владельцы полисов уже имели повод дважды поволноваться о сохранности своих сбережений. Первый кризис имел место в 1998-1999 гг., а второй – в 2001-2002 гг. Как свидетельствует статистика, первый экономический спад в продажах UL-продуктов сильно ощущался в Эстонии, но в то же время не задел Польшу. К примеру, в Эстонии в 1997 г. совокупные премии по UL-продуктам составили $1,2 млн. (13% рынка лайфа), а к концу 1999 г. – лишь $56 тыс. За этот же период в Польше доля UL возросла с 20 до 29% в совокупных продажах лайфового бизнеса. Второй кризис был связан с лопнувшим пузырем доткомов. В результате в 2002 г. совокупный объем премий по UL в Эстонии сократился на 7%, в Польше имело место снижение темпов роста с 17% в 2000 г. до 6% в 2001 г. и до 3% в 2002-м, что совпало с изменением индекса польского фондового рынка (WIG-20) с растущего тренда на нисходящий (со значения 1816 пунктов в 2000 г. опустился до 1176 в 2002-м). Также данный кризис замедлил рост доли UL-продуктов в Австрии и Германии, в которых на тот момент они являлись достаточно молодыми. Диаметрально противоположная ситуация наблюдалась на развитых рынках (Франция, Италия, Великобритания) с длинной историей данного продукта. Даже малейший намек на возможный кризис оборачивается панической сменой интересов страхователей. Население снова обращает свои взоры на продукты классического страхования с гарантированной доходностью. К примеру, во Франции в 2000 г. продажи UL-продуктов превысили 35 млрд. евро, а уже в 2001-м составили 24 млрд., в 2002-2003 гг. и того меньше – по 15 млрд. евро. Вывод таков: угроза резких колебаний поступлений премий тем ниже, чем более молод тип продуктов на рынке.