В отчете об исследовании «Образы жизни 2020 г.», проведенном венским Институтом будущего и международной рекрутинговой компанией Adecco, описаны шесть типов новых работников, с запросами которых в 2020 г. придется считаться работодателям. По просьбе «&» о мотивации таких работников рассказала Анжела Ястреб, генеральный директор Working People Group.
«Цифровое поколение»
Возраст: 20-30 лет (родились в 1990-2002 гг.).
Это специалисты среднего звена, узкой направленности, творческих специальностей, связанные с цифровыми технологиями и другими высокотехнологичными областями. Эти люди выросли в цифровой среде. Общение в социальных сетях, возможность постоянной доступности и беспрепятственной связи для них неотъемлемое условие жизни. Ожидают немедленного отклика на свои требования и запросы.
Как мотивировать. Предполагаю, что этих людей должны мотивировать сложные профессиональные задачи, имеющие понятные доступные схемы оценки результата и его оплаты. Также для них важно получение дополнительного профессионального образования, постоянное совершенствование своих компетенций и некое чувство превосходства над «чайниками»?– таким образом они повышают свои значимость и ценность, а чем выше эти составляющие в их собственных глазах, тем более мотивированными и вовлеченными в процесс работы они становятся.
«Молодые глобалисты»
Возраст: 20-30 лет (1990-2000 гг.).
Кто они. Уровень дохода – средний. Для них главное – будущее, а не настоящее. Это могут быть фрилансеры любого уровня, специалисты среднего и высшего звеньев. Они предпочитают вкладывать в себя и в информацию, а не в материальные ценности. Стабильность для них не очень важна, они не окружают себя вещами. Склонность к мобильности порождает простую домашнюю обстановку.
В центре их интересов – работа и карьера. Уже в молодом возрасте эти люди имеют опыт работы за рубежом. Они в высокой степени мобильны и обладают ярко выраженной межкультурной коммуникативной компетенцией. Это завтрашние высокоперспективные работники, пользующиеся услугами, благодаря которым мир становится доступным для них уже в молодом возрасте.
Как мотивировать. Сопричастностью к великой идее, способной изменить мир и людей, в нем живущих, миссией и видением своей компании, которая будет вдохновлять на преодоление трудностей. Они хотят жить в лучшем, более совершенном мире, чем жили их родители, готовы ради большой цели вкладывать и отдавать свои силы. Такие люди тонко чувствуют манипуляции и в какой-то момент могут перестать верить «в светлое будущее», если заподозрят вас в неискренности, лицемерии и стяжательстве. Без последнего достаточно сложно представить современный бизнес, но эти люди готовы менять и меняться, чтобы мир, в котором они хотят жить, сделать реальностью.
«Промежуточники»
Возраст – 35-45 лет (1975-1985 гг.).
Как мотивировать. Такие люди хотя и демонстрируют тягу к свободе и независимости, тем не менее достаточно зависимы от мнений значащих людей. Они не готовы брать на себя много ответственности, но со своей частью функций справляются вполне качественно. Их можно мотивировать свободой перемещений, мобильными командами и разделенной ответственностью. И конечно, такие люди более других зависимы от отношений: ради них они готовы на большие жертвы.
Семьи «латте макиато»
Возраст: 25-50 лет (1970-1995 гг.).
Кто они. К ним относятся специалисты среднего и высокого уровней, руководители и владельцы бизнеса со средним и выше среднего достатком.
Это молодые, недавно созданные семьи, отказавшиеся от традиционных семейных ролей. Их можно было бы назвать также «неоурбанистическим авангардом», культивирующим стабильный и гедонистический образ жизни. Они являются ведущим звеном движения LOHAS (образ жизни, пропагандирующий стабильность и здоровье) и демонстрируют, что смену ценностей претерпевает не только молодое поколение. Семья для них не подразумевает жертвование возможностями их прежнего образа жизни. Планирование, удобство и стабильность – основные факторы в их жизни. Оба партнера обычно имеют работу и распределяют между собой обязанности, касающиеся дома и семьи. Такие люди испытывают сильную потребность в бытовом обслуживании – от услуг детских садов до обслуживания в прачечных. Они высоко ценят работодателей, которые, помимо обычной системы поощрений, проводят политику, ориентированную на семейные ценности.
Как мотивировать. Лояльность к работодателю достигается наличием у него развитой инфраструктуры помощи – от страхования и медицинского обслуживания до оплаты туристических путевок и спортзалов. Их лояльность имеет цену, и чем она выше, тем выше лояльность. Достаточно прагматичный подход, однако при наличии в компании долгосрочной стабильной программы развития и оценки профессиональных компетенций вложения окупятся сторицей. Эти люди относятся к своему профессиональному развитию, как к инвестициям в фондовый рынок, где основным критерием служит соотношение риск/доходность.
«Седовласые «летуны»
Возраст: старше 55 лет (родились до 1965 г.).
Кто они. В подавляющем большинстве они имеют высокий или выше среднего доход, что, в частности, связано с накоплениями, и неплохо материально обеспечены.
Как мотивировать. Долевое участие в бизнесе, использование за вознаграждение их профессионального и менеджерского опыта как бизнес-консультантов, партнеров в стартапах.
«Предприниматели с седыми волосами»
Возраст: старше 55 лет (до 1965 г.).
Кто они. Уровень дохода – средний или несколько выше среднего, но не основан на накоплениях. В их понимании быть частью мира – это прежде всего работать. Эти люди часто начинают вторую карьеру, чтобы придать своей жизни новое качество. Они также нередко выступают в роли независимых консультантов в своей бывшей рабочей среде. Что для них представляет особенный интерес, так это возможность передать свой опыт и профессиональные знания, например, в рамках увлекательных проектов компании.
Как мотивировать. Так же, как и «седовласых «летунов».
Ценности и цели – кирпичики мотивации
– Джим Коллинз, автор книги «От хорошего к великому», как-то заметил, что для успеха неважно, какие ценности вами движут, главное – есть ли они у вас. Для любого взрослого человека важно понимать и осознавать свои ценности, так как они лежат в основе понимания своих жизненных выборов.
Если мы не осознаем, что нами движет, то не может этим управлять, и тогда нас болтает в водовороте жизни, как щепку, и все, кому не лень, управляют нами – от власть имущих до нашего окружения, которое диктует «моду». Если же осознаем свои ценности, понимаем, как и через что их выражаем, то становимся способными управлять своей жизнью – умеем выбирать окружение, стиль и качество жизни, профессиональную реализацию, место жительства и многое другое. И это будет ваш выбор, согласованный с вашими ценностями. Ведь ценности – это наша внутренняя мотивация, они направляют наше движение, развитие, желания и придают смысл нашей жизни.