Site icon Companion UA

Мама-лидер, Что ж такого?

Женщина у кормила власти постепенно становится столь же привычной, как и за рулем автомобиля.


Tакого высокого спроса на женщин-лидеров наций история еще не знала. Сегодня женщины занимают высшие государственные посты не только как наследницы монархических тронов, но и как победительницы жестокой выборной борьбы. Они стоят на самых высоких ступенях государственной иерархии в Германии, Канаде, Финляндии, Новой Зеландии, Аргентине, Индии, Ирландии, на Филиппинах и в других странах, включая Украину. Если нации демократическим путем в качестве своих лидеров выбирают именно женщин, возможно, на то существуют объективные причины.


Нехватка парламентских кресел
Если исходить из того, что прекрасная половина составляет примерно половину общества, то было бы логично предположить, что и представительство женщин в парламенте должно стремиться к 50%. Увы, даже в развитых странах, по данным на 2005 г., 45%-й порог представительства в парламенте женщинам пока удалось перешагнуть только в Швеции. Еще в десяти странах – Норвегии, Финляндии, Дании, Исландии, Австрии, Бельгии, Голландии, Новой Зеландии, Испании и Германии – они занимают от 30 до 40% парламентских кресел. Между тем Комиссия ООН по положению женщин утверждает, что в любой стране законодатели начинают принимать серьезные законопроекты в защиту интересов детей, только когда количество женщин-депутатов более 20%. Законы и государственные программы, касающиеся интересов женщин, начинают появляться, когда доля женщин в структурах власти достигает 30%. В скандинавских странах закреплена 30-40% квота для женщин в органах власти. В Норвегии избирательный закон гласит, что представители одного пола не могут занимать более 60% мест в парламенте. К слову заметим, что Украина, где по последним апокалипсическим сводкам демографов на одного мужчину приходится по четыре женщины, из 450 депутатов – всего 44 дамы, то есть менее 10%! Права была Лариса Кобелянская, руководитель программы равных возможностей ПРООН, когда говорила: «Женщины в мире обычно достаточно широко представлены и в малом, и в среднем бизнесе. В большом их практически нет. А большая политика в Украине – тот самый бизнес».



Программы диверсификации менеджмента
Раз уж реЧь зашла о бизнесе, то и здесь можно наблюдать мощные тенденции к перегруппировке сил в пользу женщин. Постиндустриальное информационное общество, рабочие процессы, строящиеся по сетевому принципу, и плоские организационные структуры постепенно задвигают в дальний ящик мужские индустриальные профессии. На первый план выходят специальности, ориентированные на услуги и требующие глубоких знаний, а это как раз и играет на руку женщинам – «отличницам, комсомолкам, активисткам». В мировых масштабах за последние 30 лет наблюдается перераспределение образования в пользу женщин. Так, в США на 100 мужчин с высшим образованием приходится 140 дипломированных женщин. В ЕС среди выпускников высших школ 59% составляют женщины. В Украине в сфере высшего образования царит количественный паритет, хотя качество дипломов у женщин выше. Помимо требований к образованию, современный профессиональный мир выдвигает высокие запросы к эмоциональной компетентности (EQ в противоположность IQ), умению грамотно строить отношения с клиентами, коллегами и партнерами по бизнесу, способности работать в команде, быстро находить интуитивные решения. Все эти черты традиционно приписывались женскому типу поведения. Многие признанные авторитеты в мире бизнеса, такие как Уоррен Баффет (СЕО Berkshire Hathaway) и Петер Брабек (СЕО Nestle), сходятся во мнении, что женщинам присущ более цельный взгляд на мир, поэтому именно они будут играть ключевую роль в формировании новой корпоративной культуры XXI столетия.


Не следует забывать о том, что женщины во всем мире, как правило, являются распорядительницами семейных бюджетов и, согласно статистике, принимают около 80% покупательских решений, тем самым вынося вердикт большинству потребительских товаров. Эту огромную власть не могут не принимать во внимание фирмы, серьезно заботящиеся о своем долговременном успехе на высококонкурентном рынке. Сегодня американскими FMCG-гигантами Kraft Foods, Sara Lee und Pepsico руководят женщины. Но даже те концерны, в структуре потребителей которых преобладают мужчины, начинают осознавать, что в вопросах менеджмента «смешанные команды» способны быстрее найти путь к успеху. Поэтому многие мультинациональные гиганты, такие как General Electric, Total, Alcatel-Lucent, воплощают в жизнь программы диверсификации, призванные увеличить долю женщин на всех уровнях управления.


Факты заставляют задуматься
Несмотря на положительные сдвиги, присутствие женщин в высших эшелонах корпоративной власти пока ничтожно мало даже на Западе. В США женщины в целом занимают 40% управленческих позиций, при этом до должности генерального директора дослужилось только 2%. По результатам исследования, проведенного в 2007 г. аналитиками Catalyst, в компаниях списка Fortune 500 женщины занимают 14,8% постов в правлениях, но всего 6,7% самых высокооплачиваемых должностей. Сравнив финансовые показатели тех компаний из Fortune 500, в менеджменте которых доля женщин выше всего, с показателями тех компаний, в менеджменте которых женщины представлены меньше всего, исследователи пришли к шокирующим выводам:



Конечно, здесь трудно понять, что является причиной, а что следствием, но факты заставляют хотя бы задуматься.


Эффективно использовать лидерский, трудовой и творческий потенциал женской половины человечества должно быть в интересах общества. Особенно эта потребность обостряется в нашу эпоху инноваций, когда корпоративный мир начинает испытывать «кислородное голодание» от дефицита интеллектуальных и организационных талантов. Тогда почему же типичная карьера женщины, как правило, медленнее и короче, чем мужская? Ведь нельзя же сказать, что женщины отказываются от высоких постов добровольно: из опрошенных Catalyst 900 топ-менеджеров и мужчины, и женщины высказали равный уровень карьерных притязаний.


Проводники по лабиринтам лидерства
Тому есть две Явные приЧины: иерархические традиции и семейные обязанности. Первая причина – пресловутый «стеклянный потолок», хотя на сегодняшний день в большинстве стран это понятие устарело. Там никто не запрещает и ничто не мешает женщине карабкаться вверх по карьерной лестнице. Сейчас речь идет скорее о лабиринтах лидерства, тех запутанных ходах и лазейках, в которых так трудно разобраться без проводника. На Западе распространилось в корпоративном секторе, а в некоторых странах (в частности в Австрии) на уровне правительства и местных органов власти получило поддержку движение менторства: состоявшиеся женщины-лидеры за руку ведут по лабиринту власти своих менее опытных, но не менее амбициозных подруг. Так создается и крепнет женское лобби в противовес закрытым мужским клубам, в которые давно превратились некоторые правительства, центральные банки и советы директоров.


Со вторым вопросом – семейными традициями – сложнее. Формально есть полное равноправие полов (не считая привилегии родить и вскормить ребенка, которой женщины не готовы ни с кем делиться). А в отпуск по уходу за ребенком до трех лет или на больничный по уходу за ребенком – пожалуйста, отец может идти точно так же, как и мать. Правда, что-то мало желающих. В то же время никто не снимает с женщины неформальных обязанностей «берегини рода» и «хранительницы домашнего очага», отнимающих драгоценные ресурсы времени и физических сил. Даже если женщина обеспечит себе аутсорсинг в виде домработницы, она все равно будет отвечать за организацию ее труда и постановку задач, тогда как семейные мужчины считают себя в праве распоряжаться своим временем и силами более свободно, в том числе и прежде всего в интересах собственной карьеры.
Над решением этих проблем, которые носят официальное название «гендерное равенство», уже давно и серьезно трудятся ЮНЕСКО, Европейская комиссия и другие международные организации. В 2006 г. страны ЕС заключили акт о гендерном равенстве и воплощают его в жизнь, обращая особое внимание на создание более выгодных рабочих мест для женщин, благоприятных условий для совмещения профессиональной и личной жизни, а также на включение гендерного аспекта в трудовые отношения, преодоление стереотипов в образовании и трудоустройстве и формирование общественного мнения в пользу равенства полов. Мы так стремимся в Европу, а о том, что, кроме дорожной карты НАТО (актуальной далеко не для всех европейских стран), там существует еще и дорожная карта женского и мужского равенства, даже не слышали. 


P.S. «&» внес свой посильный вклад в утверждение реального гендерного равенства в Украине: в специальном приложении к этому номеру журнала – &. LADY –  мы рассказываем о многих ярких и успешных украинских бизнес-леди.

Exit mobile version