Гуру менеджмента Элия Голдратт лично рассказывает представителям украинского бизнеса о дереве стратегии и тактики управления проектами.
Знакомиться с прогрессивными идеями гуру менеджмента Элии Голдратта украинский топ-менеджмент начал еще несколько лет назад. Но длительное время вплотную об их внедрении в работу предприятий никто не задумывался. Определенный интерес к теории ограничений (ТОС) проявился три года назад после тренингов Хейти Пакка, регионального директора Goldratt Consulting по странам Восточной Европы, и мастер-класса в Киеве самого Голдратта. После этого распространением теории в Украине занялась Киево-Могилянская Бизнес-Школа (kmbs) и компания Apple Consulting.
На первых этапах работа по реализации принципов ТОС велась с производственными и дистрибьюторскими компаниями. В этой сфере украинский бизнес уже имеет свои наработки, успехи и поражения. Поэтому поводов погружаться глубже в прогрессивные идеи Голдратта более чем достаточно. Сейчас kmbs начала активную работу с компаниями, бизнес которых ведется через проекты. Неутешительную статистику украинского проектного менеджмента может помочь исправить голдраттовская технология Critical Chain Project Management (CCPM).
Критическая цепь
ССРМ, или метод критиЧеской цепи, был предложен Голдраттом еще в 1997 г. Это метод планирования и управления проектами, который обращает основное внимание на ограничения, связанные с ресурсами проекта. Он основан на методах и алгоритмах ТОС и противоположен методам критического пути (PERT), так как не предполагает жесткой последовательности задач и строгого планирования. Напротив, с целью удержать весь проект в рамках запланированного времени календарный план, составленный с использованием CCPM, содержит выровненную нагрузку ресурсов по времени, но требует от исполнителей быть гибкими по отношению ко времени начала выполнения задач и быстро переключаться между задачами и их цепочками (но не работать над ними одновременно). СCPM предполагает концентрацию внимания не на достижении оценок задач и промежуточных вех, а на достижении единственно важного – обещанной даты завершения проекта. CCPM вводит такое понятие, как «критическая цепь задач», или просто «критическая цепь». Под этим термином подразумевается последовательность задач, от длительности которых зависит общая длительность всего проекта.
На связи с гуру
Согласно новой программе kmbs «Инновации в управлении проектами», представители украинских проектно ориентированных компаний имеют возможность изучить саму тактику действий CCPM, а не просто ознакомиться с теорией или стратегией. Причем преподавателем в данном случае является сам Элия Голдратт. Эта программа инициирована гуру с целью сделать ТОС в ее прикладных приложениях доступной как можно более широкому кругу пользователей. Формат программы позволяет участникам поэтапно получать информацию и сразу же тестировать ее в своих компаниях согласно логической последовательности внедрения изменений в управлении проектами.
Украина – одна из 20 стран, в которых транслируется серия веб-кастов Голдратта. А участниками программы стали генеральные директора, контролирующие все проекты компании; руководители проектов, ответственные за их разработку и реализацию; менеджеры и ключевые исполнители проектов.
Преимущества формата
Программа «Инновации в управлении проектами» по содержанию доведена практически до инструкции. Голдратт не говорит в ходе веб-кастов о теории, философии или же стратегических преимуществах, а концентрируется исключительно на технологии. Шаг за шагом последовательно он рассказывает, с чего необходимо начинать внедрение подходов CCPM, что нужно изменить в компании в управлении проектами, как их правильно спланировать, контролировать и каким образом с ростом количества заказов расширять систему, чтобы компания как можно больше выигрывала.
В ходе вещания Голдратта у слушателей есть возможность поставить под сомнение любой из предложенных гуру шагов, после чего получить ответ его самого или же фасилитатора. «То, что рассматривается на семинаре, не является религией. Это постоянная проверка исходных условий. Если они выполняются, то для них есть решения, а если не выполняются, то это решение уже не для них. Тогда необходимо думать о том, каким должно быть другое решение», – объясняет Сергей Гвоздев. В результате в таком диалоге с аудиторией появляется возможность продвинуться дальше в вариантах тактических действий, глубже затронуть возможные проблемы.
Выгода такого формата обучения заключается еще и в том, что сразу после окончания вещания Голдратта фасилитатор получает первое возмущение аудитории, скепсис, выслушивает разнообразные мнения по данному поводу. После того как ему удается снять это возмущение, люди загораются идеей и идут с предложенной технологией в свои компании, где уже сталкиваются со скепсисом руководства и коллег. «Я не думаю, что все будут способны сами с этим возмущением бороться, поэтому консультирую в интерактивном режиме участников постоянно, – говорит г-н Гвоздев. – После сделанных участниками первых попыток испытать технологию на практике мы получаем реакцию и можем уже обсуждать реальные проблемы, с которыми столкнулись». Однако программа еще только стартовала, и говорить о практических шагах в компаниях рано. Пока аудитория обсуждает лишь исключительно реакцию, полученную в своих компаниях.
Решение проблем в рамках целостной системы
– Бизнес любит изменения – они ему необходимы, чтобы быть конкурентоспособным. Для людей же, напротив, критически важно жить в стабильной среде. Мы не любим изменения, сколько бы ни говорили, что наше время не признает стабильности. Получается дилемма – бизнесу необходимо меняться, а людям внутри компании – нет. Система же, о которой мы говорим в рамках данной программы, предполагает максимально стабильную работу исполнителей. Она становится прогнозированной, хорошо выделяются и понимаются приоритеты, четко формируется представление о том, чем необходимо заниматься в каждый из рабочих дней, какая будет значимость того, что выполняется. В результате решаются две задачи одновременно – удовлетворяются интересы бизнеса и исполнителей.
Для реализации технологии ССРМ совершенно не обязательно предварительное знакомство с ТОС. Конечно, если компании с ней знакомы и уже работали, то это позволяет избежать многих вопросов. Но на веб-кастах даже не говорится о соответствии излагаемого материала теории ограничений. Материал предлагается в виде решения конкретных проблем. Кроме того, ССРМ – целостная технология, которая не является надстройкой, и ее можно ставить на операционную систему компании, как и традиционный проектный подход (PMI). CCPM и PMI – две отдельные системы. Хотя не отрицаю, что пока для многих украинских компаний даже внедрение обыкновенного проектного подхода даст хороший результат.