- Одесская область среди регионов Украины
- Количество неналоговых проверок на предприятиях Одесской области
- Самые денежные рынки Одесской области
- Распределение прямых иностранных инвестиций по видам экономической деятельности
- Уровень скрытых доходов и «временной налог» в некоторых областных центрах Украины
- Структура прямых иностранных инвестиций в область на начало 2003 года
- Потребительские настроения в регионах Украины
Регион экономических традиций
Как и в конце 18-го века – во времена основания Одессы, – главной особенностью региона являлось его пограничное положение и выход к Черному морю, а также к речным магистралям Дуная и Днестра. И хотя экономика области сегодня ориентирована преимущественно на внутренний рынок (на экспорт идет менее 40% регионального ВВП, тогда как в среднем по Украине этот показатель превышает 55%), регион переваливает огромную массу идущей на экспорт продукции из других частей Украины, а также из Молдовы, России, ряда других стран: «морские ворота» – Одесский, Ильичевский и Южный порты – осуществляют сегодня около 70% всего грузооборота Украины. В прошлом году в портах области было обслужено чуть менее 12 тыс. судов (на 15,6% больше, чем в 2001 году), почти 8 тыс. из которых ходили под иностранными флагами или были зафрахтованы зарубежными компаниями.
Еще одна специфика области – лучший в Украине климат для культивации винограда многих сортов. Приграничные с Молдовой территории имеют во многом те же климатические особенности, и регион способен делать не худшие вина, чем его сосед. Особенно благоприятны условия Одесщины для сортов винограда, из которых готовятся ординарные сухие, полусладкие и игристые вина, а также коньяки. Конкурентоспособность местных вин была подтверждена еще в 19-м веке, когда многие компании, импортирующие вина через Одесский порт, начали заниматься их производством из местного сырья. Так поступил и крупнейший виноторговец Франсуа Нуво, ставший одним из известнейших винопроизводителей Российской империи. Он построил многие из тех предприятий, мощностями которых до сих пор пользуется компания «Одессавинпром».
Опираясь на богатые исторические традиции, одесский бизнес со временем приобрел ряд интересных особенностей, которые отличают его от бизнеса в других регионах Украины. Прежде всего, тут всегда процветала транзитная торговля, развивалось посредничество, основывались представительства многих иностранных компаний и государств. Наследием этого стала многонациональность города, где, помимо украинцев и русских, проживает много евреев, греков, армян, болгар и т. д. Благодаря тому, что в Одессе концентрировались торговые потоки почти всей огромной империи, этот город был одним из самых больших в ней, уступая по количеству населения только Москве и Санкт-Петербургу.
Сегодня торговые традиции во многом продолжаются. В Одессе расположен не только ставший местной достопримечательностью старый городской рынок Привоз, но и «7-й километр» – самая масштабная по объемам товарооборота «толкучка» во всей Украине. Успешная конкуренция многих мелких предпринимателей, а также близость огромных базаров привели к тому, что ценовая политика местных предпринимателей отличается максимальной гибкостью. Так, в закусочных одной сети один и тот же продукт может стоить по-разному в зависимости от места расположения (если в районе Привоза обыкновенная шаурма в местной сети «Топ-сендвич» стоит 5,90, то на Дерибасовской – уже 7 грн.). И, конечно, в Одессе принято торговаться. Повсюду. Директор департамента маркетинга и продаж компании «Юнитрейд» Сергей Цыбульский: «Люди в Одессе не привыкли покупать по цене, указанной на витрине, – они торгуются. И первые полгода мы думали, что же нам с этим делать? Мы адаптировались, задали пороги скидок для торгового персонала, и уже сам факт наличия этого поля для маневра – даже не величина скидок – помогли нам адаптироваться к специфике Одессы».
Еще одной особенностью региона является предпочтение одесситов тратить деньги на месте. Поэтому финансовые потоки сконцентрированы внутри области, что нехарактерно для таких регионов, как Донецкий или Днепропетровский, жители которых предпочитают приобретать недвижимость в Киеве или отдыхать в Ялте. По словам председателя правления АБ «Пiвденний» Вадима Мороховского, в отличие от сугубо курортных регионов (например, Крыма) в Одессе торговля, индустрия развлечений и питания не ориентированы исключительно на туристов – и основной оборот в этих отраслях в течение всего года обеспечивают именно местные жители.
Эта «замкнутость» денежного оборота и высокая оборачиваемость денег внутри региона позволяют Одессе генерировать довольно значительный потребительский спрос. Ибо средства, заработанные в Южном или Ильичевском портах, на заводах самой Одессы, привезенные местными моряками из дальних рейсов, в основном не уходят из региона, а остаются в многочисленных магазинах, кафе и на дискотеках в Аркадии, Черноморке или Каролино-Бугазе. Одесса в отличие от многих «промышленных» регионов служит, скорее, местом для «жизни», нежели местом для зарабатывания денег. А хорошим индикатором этого (как нам кажется) является тот факт, что местная элита предпочитает покупать жилье не в Киеве, а на Ланжероне или в районе Малого Фонтана.
(Не)контролируемый бизнес
Несмотря на довольно скромные результаты минувших лет, сегодня в экономике Одесской области наметились некоторые изменения, о чем свидетельствует позитивная динамика основных социально-экономических показателей области, а также улучшающиеся оценки инвестиционного климата в регионе. Так, в отличие от всех других «сильных» регионов Украины, которые продемонстрировали только незначительное улучшение инвестиционной привлекательности, Одесская область заняла по этому показателю первое место (динамический рейтинг регионов Института реформ, данные за I полугодие 2002 года). Основной причиной стало улучшение предпринимательского климата, который в последние несколько лет был одним из самых суровых по сравнению с другими регионами Украины.
Одной из главных особенностей функционирования бизнеса в Одесском регионе является усиленный контроль над ним со стороны официальных властей – как государственных, так и местных. Экономика области до сих пор имеет высокий уровень зарегулированности, что весьма негативно влияет на развитие бизнеса. Одесские власти не слишком охотно выдают предпринимателям всевозможные сертификаты (эта проблема оценивается как значительная 43,3% предпринимателей, что является 17-м результатом по Украине) и разрешения (11-й результат; здесь и выше – данные МФК за 2001 год). И все же ситуация начала понемногу исправляться, так же, как и в области контроля за предпринимательской деятельностью.
По данным опросов предпринимателей, проводимых МФК, именно неблагоприятные регуляторные условия одесские предприниматели называют главной преградой для ведения бизнеса. Такую же картину рисуют и другие исследования. Согласно опросу Киевского международного института социологии (КМИС), на регистрацию предприятия в области уходит в среднем 27,3 дня против 23,8 по Украине, а по данным МФК – 34 дня (48 дней, учитывая послерегистрационные процедуры), что несколько больше, нежели в Киеве (33 и 45 соответственно) или в Донецке (29 и 37), однако значительно меньше, чем в Харькове (53 и 66) или Днепропетровске (60 и 71). Кроме того, по данным КМИС, предприниматели региона оценивают будущее своего дела намного пессимистичнее, чем в среднем по Украине. Так что, похоже, не случайно в Одессе доминируют «неформальные» механизмы решения возникающих трудностей. Кстати, по уровню скрытых доходов Одесса занимает первое место среди прочих регионов, намного опережая по этому показателю все основные промышленные центры.
Капитал возвращается
Еще одним результатом усиленного контроля над бизнесом со стороны властей является дефицит прямых иностранных инвестиций (ПИИ) – в область на 1 января 2003 года поступило всего $289,3 млн. инвестиций. Однако в последние годы темпы прироста инвестиций несколько превышают общеукраинские: только за I квартал текущего года в область пришло около $16 млн. ПИИ, а вклад региона в общий объем пришедших иностранных инвестиций за первые 9 мес. 2002 года составил 7,7%. Основными инвесторами являются Британские Виргинские острова, США, Кипр и Лихтенштейн, а также страны с либеральным налогообложением капитала и надежными банками – Великобритания, Швейцария и Греция.
В области функционируют специальная (свободная) экономическая зона «Порто-франко» на территории Одесского морского торгового порта и СЭЗ «Рени» в одноименном порту на Дунае. На сегодня в них осуществляются 9 инвестиционных проектов общей стоимостью $50 млн., что составляет лишь около 5% от всех иностранных инвестиций, вложенных в украинские СЭЗ (или всего около 0,5% иностранных инвестиций в СЭЗ и ТПР).
Как и в целом по Украине, «зарубежный» капитал идет в торговлю и транспорт. По инвестиционной привлекательности заметно отстает промышленность, здесь сильные позиции имеют только пищепром и нефтепереработка. В то же время Одесская область – одна из немногих, которая инвестирует за рубеж: так, в прошлом году за пределы области было вложено $36,5 млн., и все они прошли по графе «водный транспорт». Это свидетельствует о том, что процесс передачи украинского флота под юрисдикцию других государств (Панама, Мальта, Либерия) еще продолжается и «раздел» флота пока не закончен.
Специфика отраслевого разреза
В отличие от большинства других регионов промышленность дает сравнительно небольшой вклад в региональный ВВП – не более 20%. При этом рост объемов промышленного производства в области за последние два года составил около 40%. Промышленная продукция региона на треть (34%) состоит из пищевых продуктов, которые экспортируются за рубеж и вывозятся в другие области Украины. На предприятиях Одесщины производится продукция под торговыми марками «Ласуня», «Шустов», «Французский бульвар», «Одесса» и т. д. Одесский НПЗ – единственное в области нефтеперерабатывающее предприятие, приобретенное российским «ЛУКОЙЛом», – дает еще 19% промышленной продукции региона. Приблизительно столько же (19%) приходится на продукцию химической промышленности, львиную долю которой выпускает Одесский припортовый завод минеральных удобрений, находящийся в СЭЗ «Порто-франко». Из остальных отраслей крупнейшими являются машиностроение, обслуживающее транспортный и агропромышленный комплексы области (около 7% промышленной продукции региона), а также электронная промышленность (9% промышленной продукции), где первую скрипку играет предприятие «Одескабель» (в 2001 году предприятие вошло в число 50 крупнейших производителей кабельной продукции в мире по валовому объему производства).
Региональная промышленность отличается крайней неравномерностью размещения – около 60% продукции производится в самой Одессе. При этом треть городской промышленности (или 20% промышленности всей области) сконцентрирована в Припортовом районе Одессы. Еще 16% сосредоточено в небольшом городе Южное на границе Одесской и Николаевской областей, и меньше четверти всех производств находится в других городах и районах области.
Сельское хозяйство незначительно отстает от промышленности по «представленности» в региональном ВВП (около 17%). Его основой является земледелие – земли, отведенные под сельское хозяйство, составляют 77,8% территории области. Как и 200 лет назад, в посевах преобладают зерновые, которые тут же (при условии хорошего урожая и отсутствия ограничений со стороны государства) экспортируются через порты области. Для этого еще в 1866 году была построена первая на территории современной Украины железная дорога, соединившая Одесский порт с севером области – городом Балта. Сегодня регион дает 6,6% всего урожая зерновых культур по стране и 8% растительного масла. Умеренно влажные и теплые юго-западные районы области – оптимальное место для культивирования винограда (см. статью «Шампань и Коньяк Одесской области») и овощей (5,2% от украинского производства). Животноводство также имеет довольно сильные позиции, особенно на севере области – регион производит 2,8% украинского молока и 2,9% мяса.
Одесская область занимает первое место в Украине по количеству фермерских хозяйств (5830), причем они показывают высокие темпы прироста продукции. Однако в среднем на одно фермерское хозяйство приходится 37,6 га земли, что не позволяет большинству из них самостоятельно экспортировать свою продукцию или продавать ее крупным украинским оптовикам, заставляя фермеров пользоваться услугами многочисленных посредников.
Транспортный комплекс области развивается довольно гармонично – значительный грузооборот приходится не только на железные дороги, но и на автомобильный и морской транспорт, при этом грузооборот имеет постоянную тенденцию к увеличению. Так, за 2002 год он возрос почти на 16% и составил 52,8 млн. тонно-километров.
В товарной структуре экспорта, который идет почти целиком через порты области, преобладают нефтепродукты, удобрения и зерновые культуры, а также черные и цветные металлы, металлопрокат, машины и оборудование. В экспорте услуг превалирует транспорт (т. е. фрахт украинских судов) – 88,32% общего экспорта услуг. В импорте преобладают услуги, связанные с финансовой деятельностью, операциями с недвижимостью, транспортные услуги, услуги отелей и ресторанов. Основными торговыми партнерами региона являются страны ЕС (Греция, Италия, Германия, Великобритания), а также Мальта, куда вывозится 55% регионального экспорта. На страны СНГ приходится менее 10% регионального экспорта. Импорт из Европы составляет около 52%, из стран СНГ – чуть более 18%.
Осторожно-оптимистичный потребитель
Учитывая замкнутость денежных потоков в области, а также быструю возвращаемость денег, не самые большие в Украине источники потребительских доходов смогли сгенерировать достаточно сильный, как показывают независимые аналитические исследования, спрос. И хотя потребление в Одессе начало расти с некоторым опозданием, сегодня темпы его роста успешно «нагоняют» начальные «упущения» – если за 2001 год розничный товарооборот области увеличился на 20%, то за 2002 – уже на 31%, что значительно превышает темпы роста этого показателя в среднем по Украине.
Пока что одесситы в целом оказываются немного «менее обеспеченными», нежели жители Киева или Донецка, но их доходы, как свидетельствуют аналитики, за последнее время значительно увеличились, и тратить они стали более охотно. При этом пессимистические настроения на юге Украины по поводу возможного падения доходов выражены менее ярко, чем, к примеру, в Киеве или в Восточном регионе, где в последнее время ожидания значительно ухудшаются.
СПРАВКА «&» Экономика Одесской области развивается очень неравномерно. Почти весь потенциал региона сконцентрирован в Одесской агломерации (Одесса, Ильичевск, Южное, Овидиополь, Белгород-Днестровский), где компактно проживают почти 1,2 млн. человек, что составляет около половины всего населения области, самой большой в Украине по площади. Вероятно, это одна из важнейших причин, по которой операторы мобильной связи (UMC, Kyivstar, Golden Telecom) выбирали Одессу первым пунктом на пути из Киева в регионы. |
Сергiй Оксанич, президент iнвестицiйної компанiї «Кiнто» – Одеса – це надзвичайний «сплав» найрiзноманiтнiших народiв та культур. Це оптимiзм єврейства, працелюбнiсть українцiв, упертiсть молдаван, колоритнiсть болгар – така сумiш, з якої виходять люди з перцем, з бажанням, якi можуть i дати вiдповiдь, i органiзувати роботу. Одеса ранiше була найбiльшим портом Радянського Союзу, а сьогоднi є найбiльшим портом України. Так склалося iсторично, що ще з часiв царської Росiї мiсто було третiм за величиною пiсля Москви та Санкт-Петербурга. Одеса завжди гратиме важливу роль в економiцi країни. Через неї проходять величезнi потоки вантажiв, а там де вантажнi потоки, там йде й усе iнше – фiнансовi потоки. Одеса приречена на розвиток i на успiх. Цей регiон є фактично монополiстом у транспортнiй галузi, займає дуже сильнi позицiї у виноградарствi. Хоча зараз виноградарство занедбане, але прийде час, i з її клiматичними умовами Одещина матиме набагато серйознiшi успiхи. |