Site icon Companion UA

Воздушная синергия

Экономический эффект от объединения Air France и KLM Royal Dutch Airlines превзошел ожидания самих участников альянса.


Альянсу KLM Royal Dutch Airlines и Air France всего три с небольшим года, но мы более чем довольны синергетическим эффектом от совместной работы. Даже не ожидали, что получим положительный результат так скоро», – поделился радостью с журналистами Роб де Виин, заместитель председателя совета директоров альянса Air France – KLM.


Об удачности такого союза двух авиаперевозчиков разговор шел с самого момента его образования, однако ни эксперты, ни представители компаний не ожидали такой быстрой отдачи. В основном за счет объединения продаж и информационных систем экономический эффект (экономия) за три года составил около 525 млн. евро, тогда как в 2004 г. компании ставили перед собой цель не более чем через пять лет совместной работы сэкономить 400-500 млн. евро.


Теперь, оценив результат, перевозчики переходят к новому этапу сближения. За счет дальнейшей интеграции в следующие два-три года компании планируют сэкономить еще около 1,4 млрд. евро.


Шагать в одном направлении
Процесс объединения стороны начинали достаточно осторожно. И партнера для себя компания KLM, испытывавшая в то время трудности, искала достаточно долго. Остановиться на каком-то конкретном перевозчике было непросто. За несколько лет она перебрала разные варианты. Среди претендентов были Sabena, British Airways, Austrian, SAS, Iberia, Alitalia, но выбор пал на Air France. По словам Роба де Виина, в компании сейчас очень рады тому, что все сложилось именно так, пусть даже и не сразу. Напомним, что порядка 80% в новом альянсе принадлежат французам, а обе авиакомпании сохранили производственную самостоятельность и работают под своими старыми брендами.


Главным плюсом альянса для его участников была возможность создать совместными усилиями большую сеть маршрутов без дополнительных затрат и инвестиций капитала. А вдобавок еще и получить снижение расходов благодаря синергии и эффекту масштаба.


Создание единой карты маршрутов для группы стало началом совместной работы. Согласовали расписание и удобную стыковку рейсов авиакомпаний. Этот первый шаг должен был позволить стать альянсу на международной арене весомым игроком по объему пассажирских авиаперевозок. Тогда предполагалось, что он займет третье место в мире по объему перевозок пассажиров после американских American Airlines и United Airlines. Так мыслили в 2004 г., но уже в 2006-м франко-голландский союз потеснил United Airlines и занял второе место.


Нарастив количественные параметры, компании перешли к совместному качественному развитию. Так, если эксперты отрасли были единогласны в положительной оценке создания альянса, то среди потребителей существовало мнение, что создание такого союза приведет к повышению цен на авиаперелеты вследствие снижения конкуренции. Однако если рост цен и имел место, то не из-за объединения компаний. Влияли на это совсем другие рыночные тенденции, прежде всего – повышение цен на топливо. Но рост пассажиропотока в 2007 г. (а значит, и операционной прибыли) помог компании справиться с увеличением расходов на топливо.


Следующим шагом было создание единой программы лояльности для пассажиров, часто летающих рейсами каждой из авиакомпаний. Программе Flying Blue уже более двух лет. В зависимости от количества набранных ими баллов различаются четыре ступени программы лояльности: платиновая, золотая, серебряная и слоновой кости. Набирают баллы (мили) пассажиры, летая не только самолетами Air France и KLM, но и их партнеров по глобальному альянсу Sky Team. Эту программу считают крупным успехом альянса на пути к завоеванию лояльности пассажиров. Сейчас в ней принимают участие более 13 млн. человек. Число ее участников ежегодно увеличивается на 10%.


Возраст современников
Как ни странно, самой трудновыполнимой задачей в компаниях считают объединение не бизнес-процессов и технологий, а людских ресурсов. Это было вторым этапом интеграции KLM Royal Dutch Airlines и Air France, с которым сейчас связывают большие надежды. О том, почему эта работа для компаний стала сродни ювелирной, специально для «&» рассказал Пьер Дескази, региональный директор альянса: «Изначально объединять команды нам было необязательно. Однако те результаты, которые мы получили уже в первые годы, подтолкнули нас к решению объединить и людские ресурсы. Сложность этой задачи в том, что в альянс объединились две ранее конкурировавшие компании, а значит, и сотрудники привыкли к конкуренции за пассажиров одной компании с другой. Понимая это, мы начали работу над созданием благоприятной атмосферы в новом общем коллективе. Для этого проводятся совместные тренинги по тимбилдингу, и получаемый результат нас устраивает. Сейчас переходим к этапу, когда необходимо создать единое управление для каждого участка. Другими словами, каждым из глобальных направлений должен руководить один менеджер, а не два. Один менеджер для направления Америки, один – для Европы, один – для Азии и т. д.


На такую глубину взаимного проникновения компании начали переходить примерно полгода тому назад. Уже сегодня видно, что принятие решений проходит более эффективно. Одна команда, один руководитель – одно решение. Согласитесь, так эффективнее.


Из-за объединения людского ресурса штат несколько сократился, но при этом в компаниях старались никого не подталкивать к увольнению. Образовывались новые позиции, на которые переводили сотрудников. Людей нельзя было просто выбрасывать, ведь от этого мог пострадать общий командный дух, атмосфера, над созданием которой столько трудились. Доверия при таком подходе не было бы. А над доверием одной команды к другой нам пришлось много поработать. Параллельно с этим создавали общую атмосферу для всей группы. Основой для нее стал возраст обеих авиакомпаний, ведь и Air France, и KLM – более 70 лет. Это немало. Тем не менее обе компании идут в ногу со временем. Вот на такой базе традиций и современности мы строим команду. Потом начался процесс их взаимного обучения. Это вполне логично, ведь одна компания, например, немного лучше в сервисе, другая – в привилегиях для пассажиров».


Набирая обороты
Рост дохода и снижение расходов дает альянсу возможность дальнейшего развития. Кроме уже нашумевшего намерения приобрести девятого по величине европейского перевозчика – итальянскую Alitalia (от которого, впрочем, пока пришлось отказаться), компании недавно заявили о том, что собираются напрямую инвестировать в американскую индустрию перевозок. В частности, купить миноритарный пакет акций группы, которая должна образоваться в результате слияния Delta Air Lines и Northwest Airlines. Какой именно пакет акций собирается приобрести перевозчик, пока не оглашается.


Объединение американских авиалиний для голландско-французского альянса будет иметь стратегическое значение, так как с обеими заокеанскими компаниями Air France – KLM сотрудничает достаточно тесно в рамках глобального альянса Sky Team.


Проявляет интерес Air France – KLM и к покупке испанской Iberia, седьмой крупнейшей авиакомпании в Европе.  







В ногу с развитием технологий


KLM рассчитывает, что в 2008-2009 гг. интернет-регистрацией будут пользоваться 85% пассажиров, вылетающих из аэропорта Schiphol, и как минимум один из двух пассажиров авиалиний альянса станет прибегать к использованию киоска для регистрации. Кроме того, в планах авиаперевозчика в марте-апреле 2008 г. ввести в эксплуатацию услугу регистрации на рейс с использованием мобильного телефона.

Exit mobile version