Несмотря на скудный объем рынка электронной коммерции в Украине, некоторые игроки все же находят способ, как на нем заработать.
Создателям украинской компании Portmone.com есть повод гордиться собой: уловив еще в 2002 г. новый и перспективный тренд, они начали кропотливо строить фундамент, чтобы в будущем пригреть для своего детища место в перспективной нише. Сейчас компания имеет годовой оборот в 111 млн. грн. и неуклонно его наращивает. При этом она фокусируется на одном виде деятельности – электронной доставке и оплате счетов. Эффективность посредничества между компаниями сферы услуг и их клиентами сегодня очевидна: клиенту не нужно ходить в банк, стоять в очередях и платить комиссию – достаточно дать согласие на перечисление определенной суммы со своего карточного счета. Однако отсутствие доступа в Интернет и пластиковых карточек у большинства украинцев еще пять лет назад затрудняло понимание столь простой истины.
Прелести автоматизации
На сегоднЯшний день ситуация с Интернетом кардинально не изменилась, но положительные тренды наметились. Кроме того, компания не получила ожидаемых изначально дивидендов – бравые заявления на заре коммерческой деятельности о достижении к концу 2003 г. абонентской базы 350-500 тыс. человек, очевидно, сейчас заставили бы улыбнуться даже тех, кто эти прогнозы делал. Ныне количество активных пользователей системы едва перевалило за 60 тыс., и транзакций за весь 2007 г. они совершили 1,8 млн. Однако и такие показатели позволили компании составить определенную конкуренцию банкам.
Как и в любом бизнесе, первой была идея. Знакомство с сервисом электронной доставки и оплаты счетов (EBPP – electronic bill presentment and payment), по словам президента Portmone.com Игоря Горина, произошло во времена его работы в «Квазар-Микро». Еще тогда, сотрудничая с банком «Аваль», он узнал о новомодном тренде в развитых странах. Анализируя возможность выхода компании на рынок, создатели обратили внимание на интересный факт. Сотрудничество украинских граждан с банками, как правило, ограничивается двумя действиями: обменом валют и оплатой коммунальных или телекоммуникационных счетов. Причем, рассчитываясь со своим поставщиком услуг, абонент щедро делится с банком процентами, получаемыми за каждую квитанцию. К этому стоит добавить еще медлительность зачисления денег на счет и частые очереди у банковских касс. В случае пользования системой оплаты счетов через Интернет все дополнительные расходы ограничиваются ежемесячной абонплатой (6,9 грн.).
Основной сложностью на первоначальном этапе Игорь Горин называет отсутствие четкого понимания того, как работать и что делать. И неудивительно, ведь эта услуга новая не только в Украине – в мире EBPP начал развиваться лишь в начале XXI столетия. Рост Portmone.com шел в ногу с операторами ведущих европейских стран, тем не менее почивать на лаврах ей не приходится. Активность украинских банков в развитии онлайн-платежей создает серьезную угрозу для будущего компании и главным методом противостояния этой угрозе эксперты называют укрупнение.
Сервис для сферы услуг
Эффективная работа подобной системы предусматривает сотрудничество с многочисленными компаниями сферы услуг. Одними из первых партнерские соглашения с Portmone.com подписали «Воля» и «Информационные технологии», а в мае 2003 г. к ним присоединился «Укртелеком». Сейчас практически все видные игроки столичного телекоммуникационного рынка внедрили возможность электронной оплаты своих счетов. Именно они и приносят львиную долю выручки. Так, 65% всех платежей приходятся на мобильную связь и 20% – на оплату услуг интернет-провайдеров. Сам г-н Горин выделяет соглашения с «Киевстаром» и МТС как наиболее значимые. Всего счета для оплаты через Portmone.com предоставляют более 20 компаний. Для сравнения: ведущий провайдер сервиса EBPP в США CheckFree сотрудничает с 400 компаниями, обслуживая 24,7 млн. абонентов. Однако и действует он на более зрелом рынке с 1997 г.
Договоров с компаниями сферы услуг тем не менее недостаточно. Для полноценной работы сервиса необходимо сотрудничество с банками, которые нужны в качестве эквайеров. Первым партнером стал «Укринбанк», его примеру последовали «Надра Банк», «Мрія» и «Укрсоцбанк», а с ноября 2004 г. началось сотрудничество с банком «Аваль». К этому списку недавно прибавились еще «Правэкс-Банк» и «Финансы и Кредит». Таким образом, система обслуживает владельцев всех наиболее популярных платежных карт, присутствующих в Украине, и дополнительно продвигается банками, которые позиционируют данную услугу как свою.
В то же время компания развивает и альтернативные направления – она достигла некоторых успехов в сотрудничестве со страховщиками, а недавно начала работать с интернет-магазинами. Правда, несмотря на то что таких магазинов в перечне партнеров компании больше сотни, их общий оборот в платежной системе колеблется в пределах 2%. Причину этого Игорь Горин видит в специфике украинского рынка, роль интернет-коммерции на котором невелика. Он приводит пример торговли колой в Сахаре: «Там почти нет конкурентов, все будут ее покупать. Но ведь и караваны в Сахаре очень редко ходят, поэтому много продать не удастся».
В угоду клиенту
«Наиболее важной для нас является служба поддержки, поскольку сервис виртуальный. И чтобы «пощупать нас», люди обращаются за той или иной помощью», – утверждает Игорь Горин. Штат службы поддержки компании небольшой – всего шесть человек, однако при необходимости отвечать на звонки может подключиться практически каждый сотрудник компании. «Общение с клиентами происходит по всем доступным каналам – телефон, e-mail, чат, ICQ и Skype», – рассказывает руководитель службы поддержки Дмитрий Цыганков. По его словам, сотрудники не только принимают звонки, но и практикуют исходящие вызовы, чтобы не допустить ошибок при проведении платежей или оперативно их исправить. Чтобы у клиента возникло ощущение заботы о нем, руководство компании иногда и само отвечает на звонки, помогая разобраться в тех или иных проблемах.
Исходя из того что услуга не отличается массовостью, важным было выяснить портрет пользователя сервиса от Portmone.com. Для этого в 2006 г. компания провела исследование, благодаря которому выяснилось, что типичными пользователями сервиса являются обеспеченные люди, как правило, менеджеры среднего и высшего звена, специалисты и предприниматели. Возраст большинства из них колеблется от 24 до 35 лет. И. Горин признается, что эти данные расходятся с изначальным представлением об абоненте, которого на первых порах видели как молодого новатора. Еще одним открытием стало то, что более 80% пользователей системы – мужчины. Это следует учитывать любой украинской компании, решившей принять участие в онлайн-бизнесе, считают в Portmone.com. Вместе с тем на рост количества абонентов услуги влияют не только объективные факторы, но временами и курьезы. «В значительной мере нам помогла Юлия Тимошенко, которая затеяла процесс выдачи компенсации вкладчикам – почти все отделения Ощадбанка были заблокированы, и людям приходилось искать альтернативные пути оплаты счетов», – не скрывает удовлетворения открывшимися тогда возможностями президент Portmone.com.
Эволюция по Дарвину
Основным фактором дальнейшего развития компании Portmone.com ее руководство видит в наращивании абонентской базы. И традиционных интернет-каналов здесь уже недостаточно. Развитие мобильной связи вместе с терминалами создает для компаний финансового сектора большие перспективы. Так, в 2007 г. начал формироваться рынок мобильных платежей во всем мире. Уже к 2011 г. его объем достигнет $11,5 млрд. при нынешних $77,6 млн. Не хочет проспать данный тренд и Игорь Горин: «Мобильный телефон – по сути, тот же компьютер, поэтому грех не использовать его возможности». Отметим, что сервис оплаты счетов с помощью мобильного телефона через WAP-сервер компании существует с 2003 г., и сегодня он обеспечивает четверть всех транзакций в системе, формируя ежемесячный оборот порядка 2 млн. грн. Дальнейшее продвижение мобильных платежей в компании видят в развитии партнерских программ с мобильными операторами и банками.
Для увеличения абонентской базы компания предпринимает различные попытки региональной экспансии. Правда, пока она более напоминает ситуативные вылазки даже притом, что уже заключены договоры с региональными дирекциями «Укртелекома» и ключевыми операторами кабельного телевидения в регионах. Причина низких достижений компании в этих начинаниях – крайне низкое проникновение Интернета за пределами столицы. Со скрипом проходил и переговорный процесс с региональными компаниями о сотрудничестве по причине невосприятия нововведений многими из их руководителей.
Качество, переходящее в количество Причины успеха Portmone.com:
|
Зависимость от Сети
|