Помните стенгазеты? Не школьные, а уже вполне «взрослые», с фотографиями передовиков производства, новостями компании, поздравлениями с днем рождения и т.д. Нельзя конечно однозначно заявить, что именно они стали прародителями современных блогов, но то, что у заводских стенгазет и корпоративных блогов немало общего – это точно. Только пользы от последних может быть значительно больше.
На сегодняшний день корпоративные блоги в Украине только начинают появляться. Да и те, которые есть, пока, скорее дань моде, а не инструмент внутрикорпоративных коммуникаций и HR. А ведь они вполне могли бы им стать.
Современный соискатель хочет все знать. Он уже видел вашу вакансию, читал отзывы на «черных списках работодателей», нашел официальный сайт вашей фирмы, просмотрел там форум и гостевую книгу, попытался пробежать глазами скучный текст «о компании». Вы думаете, он уже отправляет резюме? Как бы не так!
Современному соискателю недостаточно перечисленной информации, чтобы захотеть у вас работать. Кроме того, этой информации недостаточно, чтобы привлечь так называемых пассивных соискателей — которых надо сначала влюбить в компанию, заразить корпоративным духом, а потом собирать урожай трудовых книжек в отделе кадров.
Кроме того корпоративные блоги помогают компании поддерживать имидж открытой организации. Ведь многие компании для внешних наблюдателей являются «черным ящиком» с немногочисленными официальными данными, допущенными наружу. Существование живого блога, в котором появляются записи об интересных новых сервисах и продуктах компании, внутренних событиях компании – показатель того, что там заботятся не только о продажах.
Народный глашатай
Эксперты по human recourses называют большой ошибкой топ-менеджеров появляться перед сотрудниками только в форс-мажорных, кризисных ситуациях. Корпоративный блог работает как раз противоположным образом: подобно стенгазете, он рассказывает обо всем, что происходит в компании. Отдается дань уважения позитивным событиям, правдиво и своевременно обозначаются негативные. Размещаются фотографии, письма клиентов. И, конечно же, аккуратно пиарится продукция компании, и сам работодатель.
Сотрудники компании и заинтересованные лица, производя мониторинг блога, видят, что организация открыта и благожелательна, что в ней заботятся о сотрудниках, имидже компании, корпоративной культуре. Правда, подобное ощущение легко утратить – например, если вместо обещанных пяти записей в неделю размещать одну запись в два месяца, или настроить обязательное скрытие всех комментариев.
Кстати, создавая корпоративный блог стоит в первую очередь озаботиться, кто будет его вести. Обычно сия почетная миссия поручается PR-менеджеру. Плюсы такого «блоггера» – он всегда в курсе последних событий и ему легко собирать новости со всех отделов. Минусы – большинство записей будут грубо копироваться из пресс-релизов ввиду нехватки времени, а в те дни, когда он занят на выставке или едет на встречу, блогом вообще никто заниматься не будет. Поэтому большинство «эйчаров» рекомендуют вести корпоративный блог редактору корпоративного сайта. В этом случае хороший, чистый слог гуманитария обеспечит интересный материал, и, как штатный сотрудник, он сможет обеспечить постоянные выпуски. Но в то же время ему сложнее, чем пиарщику, собирать всю информацию о компании – содержимое блога будет копировать содержимое сайта или будут наблюдаться постоянные ссылки на сайт.
Также остается вариант поручить корпоративный блог руководителю подразделения или директору. Конечно же, его сильная сторона в том, что он всегда знает, о чем стоит писать, а о чем – не стоит, и ему не нужно ни у кого утверждать содержимое блога. Но у руководства, занявшиеся наполнением корпоративных страниц есть всегда один большой минус: сперва загоревшись новой идеей, быстро охладевает к блогу, не приносящему реальной прибыли, не успевает довести до конца все мелочи, связанные с блогом, и в конце концов ему попросту некогда скрупулезно вести ежедневные записи.
Доверяй, но проверяй…
А в идеальном варианте эксперты рекомендуют привлекать к ведению блога сразу нескольких специалистов. «Что касается корпоративного блога, то открыть его несложно, но никто при этом не гарантирует, что его будут активно посещать. Чтобы сетевой дневник был интересен, необходимо иметь не менее четырех авторов: кто-то из них будет писать о политике и наболевшем, а кто-то, например, развивать философские темы. Остальные должны думать над тем, как ненавязчиво прорекламировать продукцию предприятия и не распугать посетителей. Со временем, когда люди узнают о блоге, начнут ему доверять, на нем появятся постоянные читатели, вполне возможно, им заинтересуются и внешние рекламодатели», — говорит Евгения Панкратьева, генеральный директор компании «Имиджленд».
Правда, руководитель корпоративного блога должен нести функцию не только наполнителя, но и модератора. Причем неизвестно, что важнее. «Если предприятие открывает свой блог, то рано или поздно возникает необходимость в построении системы безопасности, чтобы сотрудники не размещали в сетевом дневнике ценные для компании материалы. В этом и заключается работа модераторов и администраторов корпоративных блогов», — подчеркивает Максим Вишнивецкий, менеджер проектов компании «Софтлайн».
Коротко о главном: Корпоративный блог, при правильном его использовании, может стать мощным инструментом для улучшения внутрикорпоративных коммуникаций и привлечения новых специалистов. Однако, создавая корпоративный блог, очень важно сразу определить, кто им будет заниматься, чтобы он не стал «позорными страницами» компании в прямом смысле.