Не для всех автомобиль является всего лишь средством передвижения или показателем престижа. Есть натуры, для которых он находится в области страстных увлечений.
Во многих странах большим спросом пользуется такое увлечение, как сборка автомобиля на дому. Автоконструктор, из которого можно сделать машину, не мог не появиться хотя бы потому, что промышленность давно выпускает всевозможные наборы. Первым, кто догадался выпустить автомобиль и сопутствующий ему конструктор, был Колин Чепмен, создатель фирмы Lotus. Он выпустил набор-самоделку к автомобилю Lotus Seven. Так появился кит-кар – автомобильный конструктор для взрослых. Это значит, что из упакованных в ящик различных узлов, частей кузова и разнообразных агрегатов за сотню-другую часов можно собрать полностью рабочий автомобиль. Купив автоконструктор, человек собирает себе большую игрушку – реплику, в полной мере или частично повторяющую конкретную, существующую модель: современную или старинную. Выбор велик: Ford GT 40, Ferrari Modena 360, Porsche GT3 и т. д.
Стоимость среднего кит-кара колеблется в промежутке $30-50 тыс. в зависимости от модели. Если самому возиться с конструктором не хочется, можно поручить сборку фирме-посреднику – тогда цена возрастет на 10-20%. Первые сборщики зарубежных кит-каров появились в России. В Украине тоже уже есть свои умельцы. Наиболее известный из них инженер-механик Сергей Чернявский, прославившийся собственной сборкой репликара Chelby-Cobra. Этот шедевр представляет собой точную пластиковую копию авто, выпущенного в 1962 г. фирмой Кэрролла Шелби. Всего таких «крошек» было построено около 100 экземпляров. Несколько лет назад оригинальную модель продали на аукционе за $2,7 млн. Автомобиль Chelby-Cobra – единственный в Украине. Он оснащен двигателем от Ford Scorpio мощностью 140 л. с. и живет своей жизнью: снимается в кино, участвует в парадах и приносит своему хозяину дивиденды. Сам механик подчеркивает: «Копии уникальных автомобилей приобретают только истинные ценители автомобильного искусства, для которых машина – предмет гордости, созерцания и вдохновения. Однако при всех удовольствиях есть и огорчающие минусы. Выбрав набор у известной иностранной фирмы, нужно учесть, что автомобиль должен благополучно пересечь таможню. Деревянный ящик с комплектующими не получится оформить как транспортное средство, поэтому регистрировать наборы придется только как запчасти или аттракцион. Купить и собрать можно, но зарегистрировать такое авто и получить номера в Украине еще никому не удалось. В западных же странах процедура регистрации сводится к элементарному инструментальному контролю за пару сотен долларов».
Совершенство в миниатюре
Более простым и дешевым, но порой не менее захватывающим увлечением является коллекционирование масштабных моделей автомобилей. Киевлянин Сергей Иванов, собравший около 500 экземпляров, рассказывает, что некоторые модели из его коллекции были выпущены еще в 1970-е гг. Тогда выпуск моделей автомобилей в СССР еще не был развит, поэтому приходилось привозить коллекционные экземпляры из ближнего и дальнего зарубежья. Теперь такие модели представляют большую редкость. На зарубежных выставках стоимость редкого экземпляра может доходить до тысячи долларов. Но истинная цена модели измеряется не в деньгах. Такие раритеты прежде всего дороги как память. История автомобильных моделей берет свое начало в 1914 г., когда в США были выпущены первые уменьшенные копии из оловянного сплава. Первым, кто реализовал идею использования моделей для поднятия имиджа автомобильной компании, был французский конструктор Андре Ситроен. Начиная с 1930-х коллекционная модель из детской игрушки превратилась в захватывающее увлечение.