Финансовые падения
Airbus тянет материнскую компанию на дно
EADS по итогам 2007 г. понес убытки в размере 446 млн. евро (на фоне чистой прибыли в 99 млн. евро годом ранее), ставшие первыми для компании за последние пять лет. Выручка европейского концерна за год снизилась с 39,4 до 39,1 млрд. евро.
В проблемах EADS, как и годом ранее, виновата его авиастроительная «дочка» Airbus, увеличившая убыток с 572 до 881 млн. евро. Давние проблемы в производстве пассажирских авиалайнеров A380 и A350 усугубились задержками по проекту военно-транспортного самолета A400, который уже на полгода отстает от графика. Рост убытков Airbus связан и с расходами в 624 млн. евро на реструктуризацию, призванную добиться к 2010 г. ежегодной экономии 2,1 млрд. евро. Еще одним ударом для EADS стал официальный протест Boeing, поданный вопреки решению американских ВВС, чье руководство в конце февраля отдало Airbus $35-миллиардный контракт на поставку 179 авиазаправщиков. В результате акции EADS подешевели на 7,1%.
Генеральный директор EADS Луи Галлуа полагает, что большая часть проблем концерна осталась в прошлом и уже по итогам нынешнего года операционная прибыль вырастет до 1,8 млрд. евро (в минувшем году она упала с 399 до 52 млн. евро), а выручка превысит 40 млрд. евро. Однако аналитики Arran Aerospace в столь оптимистичные прогнозы не верят. «Единственный способ достичь указанного EADS показателя по операционной прибыли, – считают они, – не допустить новых задержек в создании военно-транспортного самолета, что маловероятно».
Поглощения
Первый – пошел!
Корпорация Microsoft лишилась одного из конкурентов в соперничестве за приобретение Yahoo! Крупнейшая мировая медиакорпорация News Corp. объявила о прекращении конкурентной борьбы. Ее глава Руперт Мердок заявил: «Мы не собираемся бороться с Microsoft, у которой гораздо больше денег, чем у нас». Как известно, Yahoo! вела переговоры с News Corp. с целью предотвратить поглощение со стороны софтверного гиганта. Предложение Мердока заключалось в обмене самой популярной в мире социальной сети MySpace на пакет акций Yahoo! Помимо этого, News Corp. рассматривала вариант покупки как минимум 20%-й доли в поисковике, для чего планировала объединиться с одним из частных инвестиционных фондов.
Напомним, что о своем желании приобрести Yahoo! компания Билла Гейтса объявила еще в январе, предложив $44,6 млрд. – $31 за акцию. Эта оферта стала ответом на усиление позиций Google на рынке контекстной рекламы, с которым ни Microsoft, ни Yahoo! поодиночке сделать ничего не могут. Однако совет директоров Yahoo! отклонил предложение как «недооценивающее реальную стоимость компании», заявив при этом, что не будет рассматривать предложения ниже $40 за акцию. Как отмечают эксперты, все дальнейшие маневры Yahoo! нацелены на одно – набить себе цену. «То, что интернет-корпорация станет частью Microsoft, неизбежно. Она уже находится на краю пропасти, и обратной дороги нет», – уверены в Gartner.
Инновации
Четвертый кит для BMW
глава немецкого концерна BMW Норберт Райтхофер форсирует планы создания четвертого бренда. Как ожидается, это будет новая современная марка экологичного городского автомобиля. О том, что компания наряду с BMW, MINI и Rolls-Royce планирует создать еще один бренд, топ-менеджер впервые заговорил в сентябре 2007 г. Для г-на Райтхофера тема защиты окружающей среды – одна из приоритетных. Наряду с планами создания трехколесника с мотором – полуавтомобиля-полумотоцикла – в лабораториях концерна работают над чертежами электромобиля, который понадобится BMW для американского рынка. «Если мы будем продолжать расти теми же темпами, то примерно к 2012 г. будем в США уже в группе лидеров, и тогда нам понадобится там автомобиль с нулевым выбросом углекислого газа», – считает г-н Райтхофер. Он исключил вероятность того, что это авто появится под именем BMW. «Это может быть и новый суббренд, – отметил глава концерна. – В конце концов мы располагаем, к примеру, марками М или John Cooper, которые можно было бы использовать в этих целях».
Финансовые взлеты
Audi стала многократным рекордсменом
Audi, принадлежащая гиганту Volkswagen, уже двенадцатый год подряд фиксирует рекордную чистую прибыль. Так, по итогам 2007 г. она выросла на 23,2% и составила 1,69 млрд. евро. Оборот немецкого автоконцерна увеличился на 7,9% – до 33,6 млрд. евро.
Рекордные результаты Audi позволили компании поощрить свой персонал щедрыми бонусами: каждый сотрудник получит около 5300 евро. Таких премий концерн еще никогда не выплачивал (для сравнения, в 2007 г. они составили 3700 евро). Кроме того, в отличие от других автоконцернов, активно сокращающих рабочие места, в Audi в нынешнем году примут в штат 800 выпускников вузов.
Кризис-менеджмент
Компании в ЮАР ощутили энергетический голод
BHP Billiton, крупнейшая в мире горнодобывающая компания, в 2008 г. вынуждена сократить производство алюминия в ЮАР почти на 10% – 120 тыс. т (всего ее африканские заводы производят 1,4 млн. т «крылатого металла» в год). Компания объясняет это тем, что ее предприятия в регионе регулярно недополучают 10% электроэнергии, вследствие чего в нынешнем году BHP Billiton может потерять $350 млн.
Энергокризис в Южной Африке уже успел больно ударить по потребителям цветных и драгоценных металлов, цены на которые существенно выросли. Как говорят в HSBC Securities, нынешний кризис подрывает доверие к экономике ЮАР иностранных инвесторов. Если страна не исправит положение в электроэнергетике, она рискует вообще лишиться алюминиевой промышленности. Более того, из-за нехватки электроэнергии страдает также основа национальной экономики – добыча драгоценных металлов. О приостановке деятельности шахт на территории ЮАР заявила компания Anglo Platinum, мировой лидер по выработке платины. AngloGold Ashanti, Gold Fields и Harmony также снизили производство, закрыв наименее перспективные шахты.