Site icon Companion UA

Блоггер у руля

Два года назад Sun Microsystems удачно провела кадровые перестановки. У руля компании оказался Джонатан Шварц – открытый и динамичный человек, сумевший передать сотрудникам свою энергетику, а компании – нужное ускорение.


В ярком, окрашенном в оранжевый, синий и зеленый цвета демонстрационном зале Sun Microsystems, расположенном в главном исследовательском центре компании в Менло-Парке (штат Калифорния), старший системный инженер Шиврадж Ядав, индиец по происхождению, певучим голосом исполнителя регги рассказывает о передовых разработках Sun. Он не скрывает гордости, перечисляя преимущества технологии Sun Ray, позволяющей сотруднику получить доступ к своей персональной информации с любого корпоративного ПК в каждой точке планеты; Blade-систем для управления группой серверов и экономии места в серверной стойке; полностью транспортабельного центра обработки данных под кодовым названием Project Blackbox. Сегодня г-н Ядав, как, впрочем, и остальные сотрудники Sun, – в отличном расположении духа. И это не имеет ничего общего с желанием напустить на себя нарочито довольный вид перед журналистами. Повод для оптимизма у них куда весомее.
 
После нескольких лет финансовой турбулентности и борьбы за прибыльность корпорация, похоже, перешла к стадии устойчивого роста. После чистых убытков в $864 млн. по итогам 2006 финансового года Sun объявила о $473 млн. чистой прибыли в 2007 г. Во второй половине 2008 г. разработчик ожидает роста доходов на 5%, хотя за весь минувший финансовый год добавил лишь 2,3%. Этими переменами Sun прежде всего обязана своему амбициозному СЕО Джонатану Шварцу, который, заняв этот пост в апреле 2006 г., привнес в организацию новую энергетику и новое мышление.


Американские горки
Как известно, под командованием умелого генерала даже самое разобщенное войско превращается в эффективное. В бизнесе это, например, уже доказали Стив Джобс, который после своего возвращения в корпорацию Apple возвел ее на вершину славы, или Майкл Делл, вновь вставший у руля Dell и буквально за год отвоевавший у Hewlett-Packard первенство по мировым продажам ПК. Этот список можно продолжать. И хотя Джонатан Шварц в отличие от них не является собственником или основателем Sun, он проявил о компании не меньшую заботу, чем если бы это было его собственное дитя, которое он взрастил с пеленок. К тому же внешне 42-летний топ-менеджер вовсе не напоминает диктатора, скорее выпускника технологического факультета, только вчера вставшего со студенческой скамьи (в действительности он окончил Wesleyan University еще в 1986 г.).


Шварц пришел в Sun в 1996 г. после того, как компания поглотила возглавляемого им софтверного разработчика Lighthouse Design. Начав с позиции по продвижению JavaSoft, а потом еще пять раз получив повышение, в 2004 г. он был назначен на пост президента и вице-президента по операциям Sun. На то время генеральным директором американской корпорации продолжал оставаться Скотт Макнили. Он – один из четырех основателей Sun, занявший кресло CEO в 1984 г. и считавшийся одним из самых эффективных генеральных директоров в IT-отрасли. Безусловно, если бы не он, корпорация вряд ли поднялась бы так высоко в сфере производства серверов, программного обеспечения, хранилищ данных, а названия таких продуктов, как язык программирования Java, процессорная архитектура SPARC и операционная система Solaris, не стали бы настоящими брендами.


В 1990-х Sun с практически полным циклом создания программного обеспечения, высокопроизводительных рабочих станций и серверов была более чем успешной компанией. «Макнили был очень религиозным в отношении продуктов Sun. Он верил, что все необходимо развивать собственными силами, а не прибегать к помощи других игроков IT-рынка», – говорит Мартин Херинг, вице-президент по маркетингу в регионе EMEA. Обороты и прибыли компании росли, доля рынка увеличивалась, предприятие стало крупнейшим поставщиком компьютеров для корпоративного сектора. Однако после того как в 2000 г. лопнул доткомовский пузырь, Sun утратила этот титул. Компания вступила в фазу спада: она постоянно балансировала на грани прибыльности, постепенно уступая позиции таким конкурентам, как Dell и IBM, предлагавшим более дешевые компьютеры, оснащенные более популярным программным и аппаратным обеспечением.


Рыночные эксперты все чаще задавались вопросом, а выживет ли компания вообще. В конце 2003 г. бывший аналитик Merrill Lynch Стивен Милунович выступил с едкой критикой в адрес Макнили, предупредив, что его компания может вот-вот оказаться в «яме с обломками больше не существующих технологических компаний, таких как DEC и Compaq». Словно в подтверждение его слов Sun никак не шла на поправку, что усиливало скептицизм на рынке. Так, в феврале 2006 г. в Сан-Франциско на встрече с отраслевыми аналитиками Скотт Макнили объявил: «Позор нам, если в ближайшие 12 месяцев мы не продемонстрируем рост и не выйдем в плюс». На что представитель Sanford C. Bernstein&Co. заметил: «Вот уже четвертый год подряд в этот самый день вы говорите, что ваш приоритет – получение прибыли, и уже третий год подряд твердите об ожидаемом росте. Но эти обещания так ни разу и не были выполнены». Окончательный вердикт вынесли тогда в Bear Stearns: «Компания не растет. Компания не зарабатывает денег. Удивительно, почему правление Sun позволяет Макнили все еще оставаться на своем посту».


Это удивление продлилось недолго. Проработав в должности СЕО 22 года, г-н Макнили подал в отставку. Правда, он остался в компании в качестве председателя правления и главы подразделения Sun Federal. Теперь 53-летний топ-менеджер отвечает за налаживание контактов с госструктурами и научными учреждениями, а также за поддержание отношений компании с ее стратегическими партнерами за рубежом. «К сожалению, теперь мне придется проводить в самолете больше времени, чем хотелось бы», – шутит он. А один из сотрудников Sun заметил: «Скотт в основном будет занят игрой в гольф с генеральными директорами наших крупнейших заказчиков».


В лучах восходящего солнца
Именно такой, пинаемой аналитиками, но все же упорно верящей в успех, компания и перешла в руки Джонатана Шварца. «У нас появился замечательный парень. Парень, которого я долго пытался убедить взять на себя роль СЕО», – заявил тогда Макнили.


Когда передача власти состоялась, новый глава компании первым делом постарался обеспечить себе свободу в принятии стратегических решений, а также иммунитет от какого-либо вмешательства со стороны Макнили. Джонатан Шварц отстранил предшественника от участия не только в планерках с персоналом, но и от ежегодных встреч высшего корпоративного руководства. «Для Скотта это было тяжелым ударом, – вспоминает Шварц. – И все же он передал мне ключи от Sun и сказал, чтобы я обращался к нему за помощью в любой момент».


Характеризуя Скотта Макнили, эксперты в свое время приписывали ему массу резких эпитетов: жесткий, дерзкий, задиристый. Но несмотря на такой, казалось бы, взрывоопасный психологический коктейль, порой в принятии решений ему недоставало элементарной жесткости. Скажем, в вопросах сокращения персонала и повышения гибкости компании, на чем уже много лет настаивала Уолл-стрит. Этим-то и занялся Шварц – человек, в студенческие годы называвший себя не иначе как «парализованный страхом принять неверные решения». Уже в июне 2006 г., спустя три месяца после своего назначения, он утвердил новый план реструктуризации компании, предусматривающий увеличение инвестирования в ключевые виды бизнеса и сокращение финансирования непрофильных направлений. В частности, план предполагал продажу подразделения в Ньюарке, освобождение некоторых арендуемых в Калифорнии офисов, но главное – сокращение 5 тыс. сотрудников (13% персонала). Вследствие такого шага ожидаемая экономия должна была составить минимум $480 млн. в год, начиная с 2007 г. «Это было очень сложное решение. Но он принял его, не скрипя зубами и не дрогнув», – рассказывает г-н Макнили. Реакция экспертов была положительной: за 2006 г. акции Sun подорожали почти вдвое.


Стоит отметить, что, помимо непосредственно сокращений, снизить затраты на персонал и одновременно повысить его работоспособность удалось и другим методом. Сегодня около 55% сотрудников Sun работают дистанционно. По словам руководителя проекта Анны Беймсбергер, использование телеработы способствовало увеличению производительности труда на 34% и сокращению расходов на аренду офисных помещений на $387 млн. в 2001-2007 гг.


Умение Джонатана Шварца принимать волевые и бескомпромиссные решения сочеталось со способностью использовать мягкие менеджерские приемы. «Если у вас возникают какие-либо сложности или новые оригинальные идеи, вы спокойно можете обратиться к Джонатану напрямую. Он обязательно откликнется, окажет вам необходимую поддержку или даст совет», – рассказывает Мартин Херинг, проработавший в компании 10 лет и в полной мере ощутивший на себе недавние изменения. «Сегодня корпоративная культура компании прозрачная и открытая, – говорит он. – При прежнем гендиректоре все было по-другому: связи внутри организации были строго иерархичными, а сам Скотт Макнили – человек более замкнутый и гораздо менее отзывчивый».


В отличие от своего предшественника Шварц – активный блоггер. Причем он не только ведет собственный блог, но и всегда отвечает на оставленные на нем комментарии. В этом СЕО очень либерален: он говорит, что просто излагает свои мысли, а не стремится навязать подчиненным свое мнение и во что бы то ни стало получить одобрение. Помимо генерального директора, блоггерами являются еще 20 тыс. сотрудников Sun. Джонатан Шварц ценит свободомыслие. Он признает, что такое многочисленное сетевое сообщество, безусловно, может перерасти в мощную разрушительную силу, однако пока этого не произошло. Оно осталось командой думающих людей, способных генерировать яркие идеи, служить лакмусовой бумажкой эффективности новых организационных мер и держать в тонусе топ-менеджмент.


И все же одним из наиболее поразительных талантов г-на Шварца оказалось его искусство увещевания. На публике он чувствует себя как рыба в воде, тонко улавливая ожидания и настроения аудитории. Делая презентации перед отраслевыми экспертами, он не заглядывает в бумажки и не зацикливается на технических параметрах своих продуктов, а стремится донести свое видение изменяющегося рынка и места компании на нем. И это видение не просто остается на презентационных слайдах – Джонатан Шварц реализует его с завидной настойчивостью. Так, впервые предложение о поглощении MySQL он сделал генеральному директору компании и своему давнему знакомому Мартину Микосу еще пять лет назад, но, получив отказ, не опустил руки. «Мы обедали вместе один-два раза в год, – вспоминает топ-менеджер Sun. – И каждый раз я заканчивал нашу беседу словами: «Черт побери, Мартин, ты создал отличную компанию. К тому же наши взгляды на бизнес очень схожие. Что бы ты сказал, если бы я предложил вам стать частью Sun?». Но каждый раз, услышав это, Микос резко менял тему и начинал делиться воспоминаниями о своем детстве, проведенном в Финляндии. Этот ритуал повторялся из года в год. В этом году он сказал мне: «Извини, но мы подумываем об IPO». Однако на следующее утро вдруг позвонил мне и говорит: «Знаешь, похоже, мы заинтересовались твоим предложением». Это стало личной победой Шварца, которая обернулась для Sun солидными финансовыми бонусами.


Совершенство нон-стоп
По словам Скотта Макнили, Джонатан Шварц готовился к роли генерального директора Sun с первого дня работы в компании. Он никого не подсиживал, просто целиком отдавался работе. «Откровенно говоря, Шварц еще за полтора года до своего назначения фактически перебрал на себя обязанности СЕО», – поведал один из сотрудников компании. Уже тогда Sun вступила в период серьезных трансформаций, не последнюю скрипку в котором сыграл и сам Шварц. В частности, компании удалось завершить юридические баталии с Microsoft, заключить соглашение о совместной разработке серверов с Fujitsu, инициировать массовый выпуск более дешевых серверов на основе микропроцессоров AMD и Intel, а также презентовать инновационную линейку многопоточных серверов с процессорной технологией Niagara. Sun всерьез занялась вопросами оптимизации работы серверов (в частности, сокращения потребления энергии), так что еще в 2006 г. аналитики Fortune окрестили ее «самой зеленой» компьютерной компанией».


Одновременно Sun сосредоточилась на том, что эксперты назвали «новой волной корпоративных IT». Речь идет о системах, позволяющих бизнес-клиентам платить только за тот объем вычислительной мощности, который они использовали (по аналогии с тем, как потребители по счетчику платят за газ или воду).


«Более нельзя оставаться «религиозным» в отношении IT», – говорит Шварц, откровенно выражая несогласие с позицией своего предшественника. Новый СЕО понимал, что в условиях ожесточающейся конкуренции и технологической конвергенции оставаться интровертом для компании означает обречь себя на провал. Уже в первую неделю пребывания на посту гендиректора он пригласил к себе высших руководителей HP, Intel, IBM и Dell, поднеся им пальмовую ветвь и предложив рассмотреть ряд совместных проектов. Впоследствии именно договоренности с этими игроками, заключенные в 2006-2007 гг., позволили Sun охватить ранее недоступные ей сегменты.

Шварц показал себя как непревзойденный и дальновидный стратег: глядя на развитие технологического рынка, он сумел выделить главное – тенденции, способные дать новый импульс его бизнесу. Таковыми, по его мнению, стали свободно распространяемые программы с открытым кодом (так называемые Open Source). Одно из достижений компании в последние годы, чье авторство целиком приписывают Шварцу, – перевод в этот ранг операционной системы Solaris.


«Можем ли мы купить какие-то компании? Безусловно, – говорил топ-менеджер в 2006 г. – Мы станем одним из центров консолидации в отрасли Open Source». И, опять же, это сказано не ради красного словца. В январе его компания за $1 млрд. приобрела MySQL, разработчика одноименной открытой системы управления базами данных (самое значимое для Sun поглощение с 1999 г., когда был куплен создатель офисного ПО StarOffice). Благодаря этому компания рассчитывает закрепиться на быстрорастущем $15-миллиардном рынке софта для баз данных. Эффект сделки не заставил себя долго ждать: если до ее заключения количество онлайновых скачиваний открытых программ MySQL составляло 50 тыс. в день, то теперь – 70 тыс. Хотя все эти продукты бесплатны, их широкое использование – отличная возможность для Sun убедить новообращенных клиентов в нагрузку к ним приобрести серверы компании и хранилища данных. Учитывая популярность системы MySQL (установлена на 11 млн. ПК по всему миру), нынешнее поглощение добавит 1% к оборотам Sun уже в 2009 финансовом году.


В феврале, выступая перед журналистами в Менло-Парке, Шварц сообщил, что намерен сосредоточиться на трех ключевых направлениях разработок: высокопроизводительных вычислениях, корпоративной инфраструктуре и сетевой инфраструктуре (логичное следствие бума онлайновых сообществ). Именно сюда пойдут и основные инвестиции на R&D. Несмотря на финансовые трудности, компания старалась не экономить на исследованиях и разработках. Так, в 2006 г. на эти цели ушло $1,97 млрд. – почти 20% оборота.


Джонатан Шварц настойчиво требует реальных инноваций, и первые результаты уже были представлены широкой публике. В частности, одна из хитовых новинок компании – мобильный центр обработки данных Project Blackbox. Расчет оказался верным: продуктом уже заинтересовались более 80% клиентов Sun, а одним из первых заказчиков стал российский оператор МТС. Недавно Sun презентовала свой суперкомпьютер под кодовым названием Magnum, который станет ее новым оружием в борьбе с IBM за лидерство на рынке сверхмощных вычислительных систем. Параллельно компания активно разрабатывает аппаратное и программное обеспечение для веб-сервисов. «Интернет – мощнейшая общественная структура из когда-либо существовавших, – убежден СЕО Sun. – Сегодня центр власти смещается от традиционных IT-игроков к массовому потребителю, включая представителей онлайновых сообществ». Именно поэтому среди нынешних партнеров компании – Yahoo! и Google.


Еще одна бизнес-заповедь генерального директора: компании необходимо делать ставку на развивающиеся рынки, которые в ближайшие десятилетие станут более емкими, чем традиционные западные. Сегодня в условиях снижения темпов экономического роста в США первое, что может прийти в голову, так это сокращение американскими компаниями своих IT-бюджетов. Однако в Sun этого не опасаются. Во-первых, американский рынок обеспечивает компании 40,7% оборота. Катализатором роста Sun по-прежнему будут развивающиеся рынки. Пока темпы роста ее бизнеса в США не превышают 10%, в России этот показатель достигает 66%, в Мексике – 20%, в Индии – 26%, в Китае – 18%. Во-вторых, как отметил Джонатан Шварц, «если бизнес-среда ужесточается, это только подстегивает вас к оптимизации и автоматизации вашего бизнеса и использованию для этого IT».


По словам аналитиков, СЕО компании демонстрирует искренность, разумность и жесткость, когда речь идет о реализации бизнес-стратегии. «Мы всерьез нацелены на рост бизнеса», – заявил он недавно. И в отличие от аналогичных высказываний Макнили эксперты восприняли слова Шварца без скепсиса.  

Exit mobile version