Ключевые тенденции 2007 г. в сегменте ОСГПО – снижение средней премии и рост убыточности – сохранятся и в 2008 г. Но наиболее полно ощутить их последствия страховщикам пока не даст возможности дальнейший рост продаж полисов.
Объемы продаж полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСГПО) в ноябре-декабре 2007 г. и январе 2008 г. по сравнению с предыдущими месяцами возросли в два-три раза. Виной всему – указ МВС об обязательных проверках на предмет наличия полиса ОСГПО у владельцев транспортных средств. Если сравнивать результаты января 2007 и 2008 гг., то количество проданных полисов обязательного страхования выросло в 7,8 раз, а объем собранных премий – в 6,3 раза. В разрезе количества проданных полисов доля пяти крупнейших операторов ОСГПО за этот период составила 55,2%, а на первую десятку пришлось 70% рынка. В то же время 63 компании имели долю рынка меньше 1%. В разрезе собранных премий на первую пятерку пришлось 48,5% от всего рынка, на первую десятку – 65,8%, а 68 компаний имеют долю менее 1%.
Коварная премия
Достаточно интересная тенденция наблюдается в динамике размера премии по ОСГПО. Совокупные премии по обязательному страхованию в 2007 г. продемонстрировали колоссальный рост: страховщикам удалось собрать порядка 797,1 млн. грн. (в 2006 г. – лишь 443,7 млн. грн.). «Основной фактор роста страховых премий – ожидание проверок полисов со стороны ГАИ, рост сегмента автокредитования, а также стремительное увеличение количества ДТП на дорогах страны, побуждающих водителей задуматься о необходимости страховой защиты», – отмечает Александр Филонюк, президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ). В то же время с ростом совокупного объема премий средняя премия полиса ОСГПО снижалась: по результатам января 2007 г. она составляла 217 грн., а за январь нынешнего года – 180 грн. Средняя стоимость полиса, проданного по обычным тарифам среди 88 участников в январе 2008 г. рынка ОСГПО, разнилась достаточно существенно. К примеру, в компании «ПРОВІДНА» – 154 грн., «Оранта» – 163 грн., «Украинская страховая группа» (УСГ) – 253 грн., Allianz – 308 грн., «Нова» – 327 грн., «QBE Украина» – 427 грн. В пятерке лидеров по объемам привлеченных премий средняя премия составляет порядка 167,2 грн.
Примечателен пример компании Allianz, размер премии ОСГПО в которой практически не изменился. Это обусловлено спецификой каналов продаж данной компании, основной приток клиентов которой идет от автосалонов и банков. «При покупке машины в кредит банк обязывает застраховать ее. В большинстве случае если клиент платит за дорогой полис КАСКО, то обычно покупает и полис ОСГПО сроком на один год», – рассказывает Тарас Чемерис, директор департамента страхования компании «Страховые традиции». Аналогичная ситуация и в УСГ, сотрудничающей с дистрибьютором автомобилей «Еврокар».
Растущий минус
Суждено ли сбыться российскому сценарию развития ОСАГО в Украине – ключевой вопрос, волнующий многих страховщиков. Напомним: в некоторых регионах России выплаты вместе с затратами на ведения дела давно уже перешагнули барьер 100% (величину собираемых премий). При базовом тарифе 1980 руб. ($82), соотношение выплат к сборам премий, по данным Росстрахнадзора, в 2007 г. составили 57%. Этот факт вынуждает страховщиков активно выступать за пересмотр тарифов в сторону повышения на 22% (до $100). В Украине рынок пока интенсивно растет, что дает страховщикам возможность даже при высоком уровне убыточности по закрытым договорам получать прибыль за счет новых клиентов. По данным Моторного транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ), отношение выплат к премиям в 2007 г. составило 24,4%. Также стоит отметить, что убыточность ОСГПО среди компаний разнится достаточно существенно: от 30% у «Страховых традиций» до 70% – у Allianz.
«Когда рынок будет полностью охвачен и стремительный рост премий прекратится, убыточность продолжит повышаться. Это связано с длительностью возмещения по этому виду страхования, определяющейся сроками судебных процессов. Только тогда убыточность выйдет на свой реальный показатель, что в свою очередь продемонстрирует, достаточная ли в Украине на сегодняшний день величина страховых премий по этому виду страхования. Максимально допустимый уровень убыточности для страховщика по данному виду 65-75%, после чего компания будет нести убытки», – считает Тарас Чемерис. В компании УСГ дают несколько иные оценки, согласно которым ОСГПО станет нерентабельным уже при достижении убыточности в 50%. «Оставшиеся 50% платежа распределяются следующим образом: с полученной премии СК платит 3% налога на страховую деятельность и 6% составляют отчисления в МТСБУ. Далее затраты на ведение дела, согласно постановлению КМУ, не должны составлять более 20%. Однако фактические затраты (содержание помещений, оплата труда агентов, рекламная продукция, изготовление бланков полисов, обеспечение финансовой гарантией реализацию полисов – минимум 200 тыс. евро) всегда будут больше этих 20%. Оставшейся суммы мало для формирования резервов», – отмечает Валерий Захаров, начальник отдела страхования гражданской ответственности СК «Украинская страховая группа».
В разрезе отдельных компаний средняя сумма возмещения возросла: в компании УСГ на 1,8% – до 5,8 тыс. грн.; в Allianz на 15% – до 6,5 тыс. грн. В целом по рынку ежемесячный размер выплат на конец 2007 г. достиг 24 млн. грн. А на январь 2008 г. средний убыток по поступившим заявлениям по случаю ущерба здоровью составил 10,9 тыс. грн., по ущербу имуществу – 6,28 тыс. грн. Если рассматривать количество заявлений в плане возмещения ущерба здоровью и имуществу, то за январь текущего года получится следующая картина: 97,3% от всех заявлений приходятся на возмещение убытков по имуществу и только 2,7% – по здоровью. Учитывая больший размер средней выплаты по здоровью в структуре сумм заявленных убытков, доля здоровья выше – 5,4%, а по имуществу – 94,6%. Как показывает практика стран Восточной Европы, доля убытков по здоровью будет расти особенно существенно при повышении лимитов ответственности. К примеру, в Италии на возмещение ущерба здоровью и жизни приходится 75% выплат по ОСГПО, в Финляндии, Франции и Бельгии – 50%. По прогнозам ЛСОУ, уже через полгода ежемесячные выплаты по ОСГПО достигнут 35-40 млн. грн.
Ключевой причиной повышения выплат является неудовлетворительный уровень подготовки водителей, что в свою очередь влечет повышение ДТП на дорогах, отмечают в ЛСОУ. «Свою негативную лепту вносят и самые низкие среди стран Европы штрафы. Поэтому ЛСОУ выступает за увеличение финансовой ответственности водителей и закрепление этой нормы на законодательном уровне. Следует также отметить неудовлетворительное состояние дорог и недостаточную пропускную способность, особенно в городах-миллионниках, что еще более усугубляет ситуацию», – подчеркивает Александр Филонюк. Если дисциплина на дорогах останется на прежнем уровне при дальнейшем росте количества автомобилей, то страховщикам стоит готовиться к убыткам.
Еще одна проблема для страховщиков – мошенничество. По информации ЛСОУ, 70-75% попыток обмануть страховщиков приходятся именно на автострахование, в том числе и по ОСАГО. Но данная проблема присуща не только развивающимся рынкам. К примеру, в Великобритании, согласно исследованию ABI, мошенничество обходится страховикам ежегодно в $3 млрд., за счет чего среднее удорожание полиса составляет порядка $80.
Среди методов предупреждения роста убыточности по ОСГПО страховщики предполагают использовать возможности, заложенные в законе. «Одной из мер может быть увеличение платежа за счет применения более высоких корректирующих коэффициентов, предусмотренных в законе. Сегодня в основном компании используют наименьшие тарифы», – отмечает Игорь Запорожец, андеррайтер страховой компании Allianz. В УСГ считают, что с растущей убыточностью поможет справиться современное программное обеспечение, направленное на расширенный анализ результатов деятельности компании по ОСГПО. Самый последний и радикальный шаг: «если убыточность достигнет критического уровня, страховые компании будут поднимать вопрос об увеличении базовых страховых тарифов по этому виду страхования», – отмечает Тарас Чемерис.
По лезвию бритвы
Много нареканий у участников рынка вызывают сегодняшние лимиты ответственности по ОСГПО, не всегда достаточные при наступлении страховых событий: нанесении ущерба дорогим иномаркам или тяжелых травм участникам ДТП. «Ввиду незначительных лимитов страховых сумм в Украине ОСГПО лишь частично выполняет свои функции. В случаях нормальной работы судебной системы незначительные убытки всегда можно взыскать с любого водителя, в крайнем случае – забрать транспортное средство. Тогда обязательное страхование будет не столь значимым. Гораздо важнее ОСГПО, когда речь заходит о высоких суммах и виновник ДТП не способен самостоятельно расплатиться. В Австрии у разных компаний разные предельные суммы ответственности, и исчисляются они миллионами евро», – сообщили «&» в «Граве Украина». Такой же позиции придерживаются и в ЛСОУ. По словам Александра Филонюка, «существующая ныне законодательная норма (лимиты в 25,5 тыс. грн. за материальный ущерб и 51 тыс. грн. за ущерб здоровью на одного потерпевшего, но не более 125 тыс. грн.) не соответствует сегодняшним реалиям. Стоимость многих автомобилей давно превышает $10 тыс., кроме того, значительно возросли затраты на медуслуги. По этой причине ЛСОУ выступила с инициативой о необходимости поэтапного повышения лимитов ответственности за ущерб здоровью и имуществу соответственно до 250 и 500 тыс. грн.». Для сравнения: лимит ответственности за ущерб здоровью в Германии – 7,5 млн. евро, Венгрии – 6 млн. евро, Польше – 1,5 млн. евро; по материальным потерям: в Испании – 15 млн. евро, Франции – 1 млн. евро, Польше – 0,3 млн. евро, Турции – 0,012 млн. евро.
На этом поприще компании также не бездействуют, предпринимая шаги в двух направлениях. Прежде всего – самостоятельно повышают лимит ответственности по полисам ОСГПО. Пример таких действий можно наблюдать у «Оранты», повысившей лимиты ответственности с установленных законом 25,5 до 35 тыс. грн. При этом стоимость полиса для клиентов осталась на прежнем уровне, благо ситуация с убыточностью на рынке еще позволяет страховщикам заманивать клиентов, используя подобный маркетинговый ход. «Процент убытков, превышающих лимит в 25,5 тыс. грн., составляет не более 8%. Поэтому страховые компании, предлагающие большую сумму покрытия, пока в выигрыше, поскольку привлекают клиентов, а убыточность почти такая же, как и при лимите в 25,5 тыс. грн. Но картина может измениться: при полном охвате рынка количество убытков, превышающих законодательно установленный лимит, резко возрастет. Учитывая, что полисы с повышенным лимитом не подкреплены реальными страховыми платежами, компании начнут нести катастрофические убытки», – прогнозирует Тарас Чемерис.
Вероятность того, что пошатнется финансовая стабильность одной компании – только полбеды. Вячеслав Черняховский, заместитель председателя правления СК «ПРОВІДНА», предостерегает: «Повышение страховщиком страховой суммы без дополнительной оплаты может не только привести к созданию у компании угрожающего финансового положения по данному виду страхования, но и, по сути, несет опасность для всех страховщиков этого вида. В случае банкротства страховой компании, сделавшей подобный маркетинговый ход (по страхованию на повышенную сумму), выплаты придется переложить на плечи Фонда защиты потерпевших МТСБУ, формирующегося за счет отчислений всех страховых компаний по ОСГПО – клиентов других компаний».
Кроме самостоятельного повышения лимита ответственности по полисам ОСГПО, страховщиками предпринимается еще одно, более безопасное действие. «Мы рекомендуем клиентам приобрести дополнительный договор добровольного страхования ответственности на большую сумму (от 25 до 100 тыс. грн.). При этом ответственность увеличится в несколько раз, а цена за оба полиса повысится не так значительно, примерно в два раза», – говорит Вячеслав Черняховский.
А ждем мы многого…
ОжиданиЯ по объемам продаж ОСГПО у страховщиков самые радужные. Как отмечает Татьяна Шпита, начальник отдела стратегического маркетинга компании «ПРОВІДНА»: «В 2007 г. рынок вырос на 80% и, согласно прогнозам, в нынешнем году прибавит еще 80-85%. Такой прогноз подтверждают результаты лидеров рынка по привлечению премий по ОСАГО за январь». Прогнозы экспертов и ЛСОУ относительно возможного показателя охвата рынка ОСГПО в текущем году схожи: ожидается, что будет застраховано 60-70% рынка ответственности водителей. Учитывая достаточно жесткие проверки полисов у водителей работниками Госавтоинспекции, до конца нынешнего года страховщиками может быть продано порядка 7,5 млн. полисов. «Хочется надеяться, что с приближением чемпионата мира по футболу руководство МВД последует примеру европейских стран, где не только присутствует норма закона, делающая ОСГПО обязательным видом страхования, но и постоянно осуществляется контроль за ее выполнением. Если контроль будет проводиться на должном уровне, то через несколько лет 8 из 10 автовладельцев будут иметь такой полис. Оставшиеся 20% – это автомобили, в силу разных причин, не эксплуатирующиеся на дорогах Украины», – отмечает Валерий Захаров. На конец 2007 г. в Украине было застраховано 30% владельцев ТС. Для сравнения: в Германии не застраховано лишь 0,5%.
В Украине вслед за Россией может появиться еврорапорт. Его суть сводится к упрощению получения выплат по ОСГПО за счет введения расчетов между страховыми компаниями. Таким образом пострадавший сможет получить возмещение в своей СК, а не у страховщика виновника ДТП. Но, как отмечает Валерий Захаров, в современных условиях отсутствия регламентированности правовых взаимоотношений между страховщиками введение еврорапорта может негативно отразиться на страховом рынке. «Взаимоотношения между страховщиком-плательщиком и ответчиком должны быть четко установлены на законодательном уровне. Страховые компании, добросовестно выплачивающие возмещения, рискуют повысить свою убыточность, сталкиваясь с СК не желающими возмещать такую выплату», – резюмирует Валерий Захаров.