Site icon Companion UA

Масленица накануне открытия рынка

Экспансия транснациональных корпораций на украинский масложировой рынок неизбежна. Отечественным компаниям нужно готовиться к усилению конкуренции или собственной выгодной продаже.


Как показывает мировой опыт, отрасль производства и переработки сельскохозяйственной продукции – основной предмет торга при вступлении того или иного государства в ВТО. Но Украина в большей степени была озабочена судьбой производителей сахара и животноводов. Полагать, что остальные сегменты АПК переживут вступление в ВТО без потерь, было бы не совсем правильным. В частности, перемены коснутся масложировой отрасли. Об этом мы говорили с Юрием Давыдовым, председателем правления «Креатив групп».


Лакомый кусок для иностранных компаний
Профильная ассоциация «Укроліяпром» недавно заявила о том, что масложировая отрасль наиболее подготовлена к ВТО. Соответствует ли это действительности?
Только отчасти. Украинские производители подсолнечного масла уже давно стали активными участниками мирового рынка. Последние несколько лет они экспортируют более трех четвертей своей продукции в страны ЕС, Ближнего Востока и Северной Африки. Фактически вместе с аргентинскими и российскими коллегами отечественные предприятия полностью контролируют мировой рынок подсолнечного масла. Но есть и обратная сторона медали. Удачные агроклиматические условия, дешевая рабочая сила, налаженные международные контакты делают масложировую промышленность лакомым куском для иностранных компаний аналогичного и смежных секторов. Емкость только рынка подсолнечного масла в Украине оценивается на уровне $1,5 млрд. Приход крупного зарубежного капитала в отрасль, безусловно, положительно скажется на ее развитии, однако также может и структурно изменить состав игроков данного сегмента.


Но ведь основные мировые производители подсолнечного масла уже контролируют значительную часть украинской масложировой промышленности.
Да, диктатура иностранного капитала не является для масложировой отрасли чем-то новым. Наиболее крупные транснациональные производители растительного масла уже давно присутствуют на украинском рынке. Bunge владеет одним из крупнейших предприятий отрасли – Днепропетровским маслоэкстракционным заводом (ТМ «Олейна»), Cargill контролирует комбинаты в Донецкой и Херсонской областях. Но при вступлении в ВТО количество сильных иностранных игроков на нашем рынке возрастет. Это автоматически приведет к значительному росту конкуренции среди участников рынка. В первую очередь речь идет о сырье и внешних рынках сбыта. Чтобы выжить в этих условиях, отечественным предприятиям необходимо вернуться к решению проблем отрасли, долгое время остававшихся без внимания, в том числе и к созданию собственной сырьевой базы.


Основной упор необходимо сделать на эффективность работы своих предприятий
Сырьевая конкуренция не первый год характеризует украинскую масложировую отрасль. Почему вы считаете, что нас ожидает значительное ее обострение?

В настоящее время мощности предприятий масложировой промышленности, расположенных на территории Украины, способны переработать около 7 млн. т подсолнечника. А максимальный объем урожая этой культуры, когда-либо собранный в стране, составил 5,3 млн. т. Таких показателей аграриям удалось достичь за счет нарушения всех существующих норм севооборота, ведь при их соблюдении максимально можно собрать не более 3-3,5 млн. т. Переработчики ежегодно сталкиваются с дефицитом сырья. Импортировать дополнительные объемы подсолнечника не представляется возможным, поскольку в промышленных объемах его выращивают фактически только три государства: Украина, Россия и Аргентина (в РФ также объемы урожая не могут загрузить имеющиеся мощности, а доставка сырья из Аргентины экономически нецелесообразна). Более того, существует опасность того, что помимо внутренних переработчиков, на украинский подсолнечник будут претендовать производители масла из других стран. Раньше это было невозможно из-за высоких экспортных пошлин, однако со вступлением в ВТО данный барьер будет становиться менее эффективным за счет постепенного снижения экспортной пошлины.


Что же остается украинским компаниям?
Выходов может быть несколько. Самый простой – использование оборудования, позволяющего перерабатывать различные масличные культуры, выращиваемые в Украине: рапс, сою и подсолнечник без существенной переналадки оборудования. К примеру, все производственные мощности «Креатив групп» по добыче масла спланированы именно по такому принципу. А учитывая то, что Украина наращивает производство таких масличных культур, как рапс и соя (в нынешнем году мы ожидаем, что урожай этих культур будет на уровне 2 млн. т и 800 тыс. т соответственно), общий объем масличных культур, возможных для переработки на украинских предприятиях, находится на уровне 7 млн. т, что полностью покрывает потребности крупных игроков масложировой отрасли. Но такой выход подходит не всем предприятиям отрасли, многие из которых традиционно ориентированы на переработку только одного вида сырья – подсолнечника. Кроме того, к сожалению, экспорт рапса и сои в отличие от семян подсолнечника остался не ограниченным экспортными пошлинами, что приводит к исчезновению этого сырья в очень краткие сроки. В таких условиях, доступ к дешевым финансовым ресурсам, в том числе кредитным, для финансирования закупок сырья является одной из основных предпосылок эффективного функционирования предприятий масложировой отрасли.


Отечественным компаниям в первую очередь необходимо заняться развитием собственной сырьевой базы. Некоторые украинские холдинги, как и «Креатив групп», уже приступили к созданию аграрных подразделений. Сегодня одним из основных путей концентрации сельскохозяйственного производства остается приобретение корпоративных прав существующих сельхозпредприятий, которые в свою очередь имеют права на аренду сельскохозяйственных земель. Стоит также отметить, что материальная база современного украинского сельского хозяйства оставляет желать лучшего и соответственно требует инвестирования значительных средств в его развитие. А делать это в условиях полного отсутствия рынка земли, то есть на арендованных угодьях – занятие довольно рискованное. Многие украинские компании просто не имеют необходимого опыта и ресурсов для ведения сельскохозяйственного бизнеса, потому и не спешат заниматься аграрным бизнесом.


При формировании собственной сырьевой базы, интеграции предприятий отрасли в сельское хозяйство также важно учитывать то, что вступление Украины в ВТО для села будет означать переход на другие условия работы. Необходимо знать правила, предусматривающие изменение механизмов дотирования производства сельхозпродукции, режимов взимания НДС. Не исключено, что на начальном этапе ужесточатся требования к сельхоззаемщикам со стороны коммерческих банков, поскольку возрастут кредитные риски.


Какой еще выход можно предложить? В сегодняшней ситуации, по моему глубокому убеждению, украинским компаниям необходимо всерьез задуматься об эффективности работы своих предприятий. Сырья больше не станет. Это означает, что надо из меньшего количества подсолнечника производить большее количество масла. Те потери, которые сегодня из-за своего технического несовершенства несут многие украинские заводы, в условиях такой сырьевой конкуренции просто недопустимы. Нужны новые технологии, новое оборудование, новые подходы. Только тогда у отечественных компаний появится шанс выжить.


Какие положительные моменты для отрасли вы можете отметить в связи со вступлением Украины в ВТО?
Положительным следствием может стать уменьшение возможностей административного вмешательства государства в рынок. Несколько последних лет масложировая отрасль развивалась благодаря стабильным и прозрачным правилам игры. Государство практически не вмешивалось в рынок, не считая периодических попыток Верховной Рады отменить пошлину на экспорт подсолнечника. В текущем маркетинговом году из-за повышения розничных цен на бутилированное масло в результате значительного подорожания семян подсолнечника правительство посчитало рынок недостаточно регулируемым. В этой связи Кабмин рассматривает вопрос введения квот на экспорт подсолнечного масла, а также предоставление права местным органам власти регулировать рентабельность его производства. Такие действия могут привести к дестабилизации ситуации в отрасли, оттоку инвестиций, остановке небольших предприятий. Масложировым предприятиям остается только надеяться, что после вступления Украины в ВТО государственное регулирование рынка будет осуществляться в соответствии с мировыми требованиями.


Меняйся или умри!
Все перечисленные вами варианты выживания для отечественных предприятий предполагают значительные инвестиции. Но где взять ресурсы для них?
Это один из основных вопросов выживания отечественного бизнеса (не только масложирового) в условиях экспансии иностранного капитала. Это как раз тот случай, когда полностью срабатывает правило «Меняйся или умри!». Не сделав капитальных инвестиций для выхода на новый уровень развития производства и не совершив структурной перестройки управления компании, можно уже сейчас проиграть в конкурентной борьбе.


Где взять деньги для подобных инвестиций? Вариантов несколько. Первый – привлечение капитала путем размещения акций компаний на различных фондовых площадках мира. К примеру, наша группа в ноябре 2007 г. провела размещение на Франкфуртской фондовой бирже глобальных депозитарных расписок, выпущенных на акции компании. В результате за счет реализации акций дополнительной эмиссии в компанию инвестировали $30 млн., которые в полном объеме были направлены на расширение бизнеса, в том числе создание агроподразделения и строительство еще одного мощного маслоэкстракционного завода. При этом хотел бы напомнить, что привлечение средств в капитал от иностранных инвесторов требует от компании структурной перестройки, направленной в первую очередь на увеличение прозрачности бизнеса. Тот, кто намерен выжить в жесткой конкурентной борьбе, должен задуматься также и над этим.


Другим выходом является привлечение заемных средств. С какой опаской ни смотрели бы на это отечественные масложировики (особенно после некоторых событий на юге Украины, когда владельцы одного из предприятий отрасли, вовремя не рассчитавшись с кредиторами, фактически потеряли компанию), данный вариант – реальный выход из ситуации. Следует понимать, что альтернатива займам и кредитам – полная потеря собственного бизнеса в неравной конкурентной борьбе с транснациональными корпорациями. В настоящее время наша компания работает над привлечением крупного синдицированного займа от иностранных кредиторов, который будет направлен в первую очередь на расширение сельскохозяйственного бизнеса компании и финансирование закупки масличного сырья.


Каковы ваши оптимистический и пессимистический прогнозы на будущее украинской масложировой отрасли в условиях ВТО?
Пессимистический я уже озвучил – полный ее переход под контроль крупных иностранных компаний, хотя к такому варианту развития событий можно подойти и по-другому. Барьер входа в масложировую отрасль Украины остается достаточно высоким. Кроме того, существуют различные страновые и политические риски, которые еще некоторое время будут оставаться препятствием для расширения экспансии транснациональных корпораций в отечественный масложировой и сельскохозяйственный бизнесы. Реальной альтернативой строительству в Украине новых производственных мощностей может стать поглощение существующих украинских предприятий крупными мировыми игроками. В этом случае перед акционерами и менеджментом наших предприятий открывается неплохая возможность выгодно продаться, но для этого компания должна соответствовать требованиям, которые мы обсуждали ранее. Оптимистический вариант развития возможен только в том случае, если отечественные игроки найдут что противопоставить своим зарубежным конкурентам: качество, новые технологии или собственное сырье. Повторю то, о чем говорил неоднократно: экспансия транснациональных корпораций неизбежна, но украинским компаниям еще рано опускать руки.  







Креативный председатель


Юрий Давыдов, председатель правления ОАО «Креатив групп».
Родился 4 декабря 1975 г. в Кировограде. В 1995 г. окончил Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения по специальности «учет и аудит». В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Карьера: 2000 г. – финансовый директор компании «Креатив». С мая 2006 г. – генеральный директор ЗАО «Креатив», с июня 2007 г. – председатель правления ОАО «Креатив групп».
В настоящее время «Креатив групп» – один из лидеров украинского рынка по производству жиров и маргаринов. Холдинг объединяет активы по производству масложировой продукции, элеваторные комплексы по хранению сырья, транспортную компанию, сельскохозяйственное подразделение.
В 2007 г. объем продаж группы составил около $111 млн.

Exit mobile version