Site icon Companion UA

Обанкротившийся Saab будет спасаться электрокарами

Новым владельцем компании Saab станет консорциум по производству электромобилей National Electric Vehicle Sweden AB (NEVS). Ранее Saab пытались купить российский олигарх и китайские автоконцерны, которые хотели получить доступ к технологиям шведов. Именно поэтому китайцам Saab так и не продали. Ключевым пакетом NEVS владеет компания из КНР и, вероятно, была создана специально для покупки Saab – пишет Газета.ру

Обанкротившийся Saab продан компании National Electric Vehicle Sweden AB. Об этом сообщила авторитетная шведская газета The Local. Сити-менеджер города Тролльхеттан Аннека Веннерблум, в котором расположено основное производство и штаб-квартира Saab, подтвердила, что соглашение подписано. Она заявила, что пока не знает покупателя, но заметила, что окончательное оформление всех документов должно завершиться на этой неделе.

Шведский автогигант обанкротился еще в прошлом году и 15 месяцев не производит автомобили. Внешние управляющие Saab отказались комментировать информацию о сделке c NEVS. Представители NEVS также не подтверждают факт завершения сделки и отмечают, что лишь подали заявку на приобретение Saab.

О самом NEVS известно немного.

Консорциум был зарегистрирован 21 мая этого года с единственной целью: приобрести компанию Saab.

На официальном сайте консорциума сказано, что он принадлежит гонконгской компании National Modern Energy Holdings Ltd, которая специализируется на развитии альтернативной энергетики в Китае (51% акций). Вторым акционером является японский венчурный фонд Sun Investment LLC, ориентированный на высокотехнологичных проектах в области экологии (49% акций).

На сайте NEVS нет никакой информации о деятельности компании, зато известно, что ее президентом является экс-глава компании Volvo Trucks Карл-Эрлинг Троген. В конце мая Маттиас Бергман заявлял, что в консорциум входят и другие участники, но отказался назвать их. СМИ сообщали, что, возможно, в NEVS, причем на правах основного акционера, может входить глава второй по величине шведской юридической фирмы Михаэль Кубу.

В конце мае, спустя три дня после регистрации, представитель NEVS Матиас Бергман подтвердил интерес компании к Saab. «Мы сделали заявку и мы хотим купить Saab, чтобы производить машины», – сказал он. Бергман отказался говорить о сумме, которую консорциум предложил за автопроизводителя. Не стал он говорить и о планах бизнес-группы. Представитель NEVS лишь добавил, что, как следует из названия, компания будет заниматься созданием в Швеции электромобилей.

Западные аналитики предполагают, что инвесторы заинтересовались Saab из-за предыдущих разработок компании в области электромобилей. Используя прежние наработки, они рассчитывают выйти на рынок быстрее, чем если бы им пришлось создавать производство с нуля.

Компания Saab Automobile вместе с дочерними предприятиями Saab Tools и Saab Powertrain была объявлена банкротом 19 декабря прошлого года. Без работы остались 3,6 тыс человек. Долги Saab, в том числе и по зарплате, составили около $2 млрд, а активы лишь $500 млн.

Проблемы у шведов начались во время мирового финансового кризиса. Компания стала убыточной, и ее владелец американская General Motors (GM) даже подумывала о ее ликвидации. Спасти Saab удалось благодаря сделке с голландской компанией по производству люксовых автомобилей Spyker Cars N.V. После долгих переговоров в 2010 году голландцам все же удалось выкупить контрольный пакет акций шведского автогиганта.

Камнем преткновения в переговорах с GM была фигура крупнейшего акционера Spyker Cars российского бизнесмена главы Convers Group Владимира Антонова. Американцы подозревали его в связях с оргпреступностью и отмывании денег.

В итоге для того, чтобы сделка все-таки состоялась, Антонову пришлось продать свой пакет акций голландской фирмы ее основному владельцу Виктору Мюллеру. Примечательно, покупка Saab происходила на деньги того же Антонова. Обвинения в адрес Антонова в итоге так и не подтвердились, и в январе прошлого года стало известно, что GM готов разрешить ему вновь стать акционером Spyker. Позже стало известно, что Антонов хочет за $43,3 млн выкупить у Spyker долю в по-прежнему убыточном автозаводе, но в итоге сделка так и не состоялась.

В июне прошлого года Saab вроде бы договорился с китайскими автопроизводителями Pang Da Automobile Trade и Zhejiang Youngman Lotus Automobile (Youngman). Они должны были предоставить заводу инвестиции в 240 млн евро для погашения долгов перед поставщиками, выплаты задолженности по заработной плате и возобновления выпуска машин. Осенью Saab сообщил о подписании соглашения с китайскими компаниями, по которому им будет продано 100% акций завода за 100 млн евро. Но в итоге сделка была, по сути, заблокирована GM. Аналитики высказывали мнение, что бывшие владельцы автозавода не хотели передавать китайским фирмам современные технологии, опасаясь, что из-за них пострадает рынок сбыта продукции GM в самом Китае. Без них потенциальные владельцы покупать убыточное производство в Швеции не стали.

«Трудно сказать, получится ли на этот раз что-то у Saab. Если за NEVS стоят гонконгцы, может быть, таким образом, к технологиям Saab после нескольких неудачных попыток все-таки получат доступ китайцы. Что касается японского фонда, то нужно смотреть, что им пообещали. Возможно, это просто инвестиция, возможно, они тоже заинтересованы в каких-то технологиях», – прокомментировал сделку независимый аналитик Иван Бончев.

Exit mobile version