Украинский рынок глобальных дистрибутивных систем остался одним из немногих растущих. Но рост этот не безоблачен.
Рынок глобальных дистрибутивных систем (GDS) отдельно стоящим можно назвать очень условно. Тесная связка поставщиков систем с туристическими агентствами, перевозчиками, а теперь и с рынком электронной коммерции выливается в общий тренд роста рынка путешествий Украины. «&» постарался разобраться, чего ждут друг от друга участники этой цепи, какие проблемы и возможности их объединяют.
Сложности
На международном рынке GDS работают пять крупных игроков: Amadeus, Travelport, Sabre, Abacus и Worldspan (приведены по доле глобального рынка). Лидерство на данном рынке приводит к появлению положительной обратной связи: компания сотрудничает с большим количеством партнеров (авиакомпаний, турагентств, отелей), поэтому может предложить лучший выбор. Это привлекает к ней не только новых партнеров, но и корпоративных клиентов, заинтересованных в глобальном сервисе.
Поскольку конкуренция достаточно острая, все игроки вынуждены развиваться технологически и организационно, и понятно, что лидеру проще инвестировать в эти направления, так как у него выше шансы окупить затраты за счет большой клиентской базы.
В каждой стране, как правило, представлены один-два поставщика GDS, изредка – три. К последней категории с недавнего времени относится и Украина, поскольку к Amadeus (обслуживающей три четверти рынка) и Travelport (Galileo, ее доля до 30%) добавился третий игрок – американская Sabre, позиции которой сильны в Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, но в Европе ей принадлежит примерно 5%, в то время как Amadeus – 77%. О тенденциях локального рынка новый игрок говорит так: «На украинском рынке GDS усиливается конкуренция.
Провайдеры глобальных дистрибутивных систем вынуждены все больше прислушиваться к потребностям агентств и тянуться в сторону более технологичных решений, – комментирует Андрей Мичков, генеральный директор Сейбр Трэвел Нетворк Украина. – Сегодня GDS не просто система, а комплексное решение для туристической индустрии с набором дополнительных продуктов, которые экономят время, позволяют автоматизировать бизнес-процессы туристических агентств, помогают в ежедневной работе, дают конкурентные преимущества агентствам».
Но при этом нужно понимать, что некоторые системы создавались для потребностей конкретного рынка, например, американского, поэтому для применения на других рынках они должны быть адаптированы.
В противном случае возможно некорректное создание бронирований билетов и появление проблем с отправками пассажиров. Но такая адаптация требует времени и затрат, поэтому не все провайдеры, особенно только выходящие на рынок, идут на это.
Рынок GDS Украины последние годы стабильно демонстрировал позитивные тенденции, показывая ежегодный рост до 10%. Для сравнения: пределом ожиданий на устоявшихся европейских рынках являются 2% роста. Игорь Галенко, директор компании Travelport | Galileo в Украине: «Внутренний рынок сохраняет свою привлекательность для GDS. Но эта тенденция носит временный характер, и рассматривать ее в длительной перспективе нельзя. Так, авиакомпании изо всех сил пытаются сконцентрировать продажи у себя, ухудшая условия работы для посредников (агентств по продаже авиаперевозок), но существующие технологии пока не позволяют полностью отказаться от сотрудничества с агентской средой. В то же время рынок продаж претерпевает изменения, роль интернета и его быстрое развитие определяют основные тенденции.
Каналы продаж в интернете формируют основной прирост рынка, при этом происходит существенное перераспределение объемов реализации между офлайн и онлайн. В наших дальнейших планах – продолжать усовершенствовать технологии и поддерживать наших партнеров, ведь мы растем тогда, когда растут наши клиенты. Что же касается агентств по продаже авиаперевозок, то они сейчас переживают непростые времена, несмотря на рост рынка. Стремительно падает прибыльность из-за демпинга, а уменьшение доходности негативно сказывается на финансовой устойчивости и качестве услуг».
Но это не единственная проблема рынка, так тесно связанного с развитием электронной коммерции. Евгений Пушенко, руководитель отдела регулярных авиаперевозок Tez Tour Ukraine, называет еще две: «Первая – это юридическая база. Я имею в виду законопроекты, которые регулировали бы отрасль электронной коммерции. Вторая – наша банковская система, далекая от идеала. К тому же многие украинцы пока не умеют пользоваться оплатой через интернет. Я знаю случаи, когда люди доверяли менеджерам агентств свои кредитные карты, чтобы те совершили оплату услуг за них, хотя это и противоречит законодательству». Не пошло дело дальше разговоров и относительно единого билета для авиационного, железнодорожного и автобусного транспорта. Эта идея обсуждалась несколько лет, но пока реализации не видно. Схожая ситуация и в гостиничном секторе. На сегодня существует только одна система, объединяющая большинство отелей страны, интегрируя ее в единую платформу – Content Inn, предлагаемая Amadeus.
Несмотря на все эти сложности, агентствам сегодня приходится в свете такого стремительного развития электронной коммерции создавать собственные продукты на базе инструментария игроков рынка GDS. И в целом провайдеры систем бронирования готовы помогать им в этом.
Например, бюджетные авиакомпании требуют оплаты своих услуг кредитной картой на своем же сайте. Не все украинские туристы готовы использовать для этого свою карту, а кто-то ее просто еще не имеет, многих не устраивала и система пересчета курсов валют. Для туристических агентств, являющихся основными продавцами авиабилетов в Украине, такая схема заказа авиабилетов в значительной мере усложняла процесс продаж услуг и существенно ограничивала их возможности при формировании дешевых туристических предложений для корпоративных и частных клиентов. Понимая потребности пассажиров и туристических агентств, Amadeus разработала программное решение LCC Link, позволяющее туристу приобретать билеты европейских бюджетных авиакомпаний в офисе турагентства за наличные гривни.
Для агентств сегодня выход на рынок электронной коммерции – неминуемый шаг, но на нем концентрация и консолидация очень сильны. Как правило, развитие строится по схеме: сначала этим занимаются все (то, что происходит сейчас), а потом в каждой стране доминирует один большой игрок и несколько крупных.
Ожидания и возможности
Согласно действующим в нашей стране подзаконным актам туристические агентства обязаны использовать несколько систем бронирования. GDS обеспечивают агентствам выполнение их основной задачи – продажи услуг по перевозке пассажиров. Их требования к поставщикам в основном сводятся к надежности. «Для нас важна надежность системы (24 х 7), простота в работе агента, многообразие тех функций, которые помогают агенту быстрее и качественнее обслужить клиента, экономическая эффективность использования предлагаемых решений, – отмечает Татьяна Васильева, директор директората развития Кий Авіа. – Сложностей в работе с рынком GDS у нас нет. Для агентства актуальным является вопрос выбора оптимального набора решений для выполнения своих задач с максимальной эффективностью. Наиболее тесно Кий Авіа сотрудничает с Amadeus». Важность устойчивости отмечают и другие игроки рынка. «GDS должна устойчиво работать в наших сетях передачи данных и быть действительно международной с огромным спектром услуг и инструментов для туриндустрии», – утверждает Игорь Короленко, генеральный директор туристической компании Загорье.
На устойчивость значительное влияние оказывает схема работы поставщика GDS на локальном рынке. «Старые» игроки работают через представительства, имеющие полномочия и желание для локализации своего продукта, что ведет к глобальному развитию их бизнеса. Новички работают через дистрибьютора, объективно имеющего меньше возможностей, чем представительство. К тому же их служба поддержки (help desk) может находиться где-то за рубежом, поэтому туристические агентства могут столкнуться с отсутствием понимания локальных особенностей рынка специалистами поддержки.
Изменения заставляют крупных поставщиков GDS быстрее адаптироваться к новым потребностям рынка. Причем лидеры рынка, имеющие большую клиентскую базу и необходимые локальные ресурсы, имеют больше возможностей для такой адаптации. К примеру, Amadeus, которому сейчас принадлежит лидерство на рынке, недавно предложил решение для онлайн-бронирования железнодорожных билетов. Алексей Муровцев, директор представительства компании Amadeus в Украине: «Мы живем в стране, где объем внутренних железнодорожных перевозок очень велик. Начиная с прошлого года мы предоставляем туристическим агентствам возможность бронирования и продажи билетов Укрзалізниці и ее партнеров по странам СНГ. Совсем недавно вывели такую возможность и в область электронной коммерции. Я вижу развитие рынка путешествий очень динамичным. С одной стороны, мы следуем естественному росту рынка, а с другой – формируем его, привнося новые услуги». С развитием онлайн-продаж свое развитие связывает и Galileo. Что касается планов нового игрока, то перед ним стоит задача закрепиться. Однако при нынешней динамике рынка планы по развитию практически с нуля могут потребовать больших инвестиций и занять слишком много времени. Того времени, которое лидер рынка может использовать для наращивания своей доли и развития решений.
В итоге то, с какими GDS работает туроператор, в конечном счете отражается на потребителе. На том, какой тариф от авиакомпании получит путешественник; насколько плавно пройдет перелет, если он предполагает стыковку рейсов и пересадку; насколько качественным будет его обслуживание по всей цепочке путешествия; на возможности получить дополнительные услуги. Все это важно, так как украинские потребители сегодня настроены получать такой же набор качественных услуг, какой получают путешественники европейских стран.