Если задуматься, велосипед – одна из немногих изобретенных человеком машин, которая не порабощала, а освобождала его. На менее глобальном уровне это возможность недорого и приятно путешествовать. Например, по Керченскому полуострову.
– Я? – сказал Хупдрайвер, когда очередь дошла до него. – Я, конечно, проведу отпуск на велосипеде.
– Но не будете же вы целыми днями ездить на этой вашей ужасной машине? – заметила мисс Хоу из отдела костюмов.
– Буду, – заявил Хупдрайвер как можно спокойнее, теребя свои жалкие усики. – Я отправляюсь в велопробег. По южному побережью.
Герберт Уэллс, «Колеса фортуны» (1896 г.)
За годы своей истории велосипед успел последовательно побывать освободителем среднего класса, ускорителем женской эмансипации, развлечением для детей младшего школьного возраста, символом нонконформизма, оздоровительным средством, знаменем борьбы за экологию и просто способом экономить на транспорте. Впрочем, форму, удобную для исполнения социальных ролей, он принял чуть более 130 лет назад. До этого двухколесная машина жила преимущественно инженерной жизнью, началом которой считается 1817 г. О велосипедном буме заговорили лишь в 1890-х, когда англичанин Кемп Старли разработал так называемый безопасный велосипед, внешний вид которого был уже совсем близок к современным моделям.
Поначалу велосипед прослыл развлечением аристократов и богачей, однако очень быстро он стал доступен представителям нижних уровней среднего класса. Типичные велосипедисты конца XIX – начала XX вв. – клерки и продавцы-консультанты, которым эта машина позволяла разорвать цепь монотонных будней, состоящую из утомительных недель с шестью рабочими днями. По свидетельствам современников, велосипедное сообщество того времени было чем-то вроде бойцовского клуба, описанного через 100 лет в одноименном романе Чака Паланика. Под костюмами и униформой служащих и продавцов скрывались ушибы и ссадины, полученные во время уроков велосипедной езды. Однако страдания конторщиков с лихвой окупались возможностью практически задаром совершать прогулки на довольно значительные расстояния. Даже представители рабочего класса благодаря велосипеду впервые почувствовали, что перемещение в пространстве может быть связано с удовольствием.
Для женщин, в конце XIX в. отстаивавших свою эмансипацию, велосипед стал дополнительным инструментом их борьбы. Поскольку езда на нем требовала одежды, не стесняющей движений, в моду вошли дамские шаровары, идеально соответствовавшие принципам «Общества рационального платья». Активистки движения выступали против викторианских традиций пошива, использующих жесткие корсеты и кринолины. Облачившись в практичную, не наносящую вреда здоровью одежду, и оседлав велосипед, женщина становилась социально мобильной, следовательно, выходила из-под патриархального контроля.
Длившийся в течение 15 лет велосипедный бум закончился в 1905 г., после чего наступила эпоха автомобиля. В течение следующих 50 лет (сказанное далее преимущественно касается США) велосипед стал уделом неудачников, которые не могли приобрести авто даже в рассрочку, и подростков не старше 14. Взрослый человек на велосипеде выглядел смешным вплоть до 1960-х, когда легитимность получили многие альтернативные способы проживания жизни. Велосипед выбирал противник войны во Вьетнаме, последователь философа Генри Дэвида Торо и всякий, кто не желал мерить себя традиционными критериями успеха и отказывался принимать чью-либо сторону в идеологическом противостоянии коммунизма и капитализма. Безопасный велосипед стал символом третьего пути.
В это же время кардиолог Пол Дадли Уайт объявил американцев рабами автомобиля, а велосипед – кратчайшим путем к здоровью. Владельцы машин, насытившись демонстративным потреблением, открыли для себя велосипед как разновидность активного отдыха. Города Нидерландов, Дании и Германии (так сегодня выглядит тройка «самых велосипедных» стран мира) обзавелись инфраструктурой и законодательством, благоприятствующими развитию самого компактного и экологического транспорта.
И хотя сегодня среди причин, заставляющих голландца выбрать велосипед, значится столетняя привычка экономить и преобладание в стране плоского рельефа, истинный любитель по-прежнему способен соответствовать строкам велосипедного романа Герберта Уэллса «Колеса фортуны», написанным более 100 лет назад: «Вот как даже у приказчика проявляется мужественное начало, побуждая его, вопреки возможностям его профессии, вопреки доводам осторожности и ограниченности средств, искать здоровые радости и преодолевать утомление, опасность и боль».
Преимущества северного берегa
Мистер Хупдрайвер, герой романа Уэллса, совершил свою велосипедную поездку по южной Англии. Однако если вы собрались путешествовать по Керченскому полуострову, одному из лучших мест для велотуризма в Украине, стоит предпочесть север, омываемый Азовским морем. Его восточное побережье, занятое индустриальными объектами, вряд ли покажется гостеприимным. Что касается южной (черноморской) стороны, то здесь помехой могут стать воинские части.
Достоинства северного берега – скалистые пейзажи, многочисленные бухты и малолюдные песчаные пляжи. Путешествие можно начать с южной оконечности Арабатской стрелки, где расположены остатки одноименной татаро-турецкой крепости XVII в. Двигаясь вдоль побережья, можно увидеть Ак-Манайские катакомбы, Казантипский заповедник, грязевое озеро Чокрак. Ночевки делать лучше в бухтах, а запасы воды и провианта пополнять в селах. В районе Курортного имеет смысл повернуть на Керчь, до которой 16 км. В городе и его окрестностях достаточное количество первоклассных культурологических и природных объектов, среди которых церковь Иоанна Предтечи, крепость Ени-Кале, Царский курган, долина грязевых вулканов.
О правильных впечатлениях
Анна Павленко, путешественник-любитель:
– Существуют неплохие путеводители, посвященные велосипедным прогулкам по Украине, однако окончательную шлифовку маршрута я делаю с помощью Google Earth (настоятельно рекомендую все перепроверять). Всегда читаю в интернете также отчеты о путешествиях. Так вот, если судить по этим записям, то многие велотуристы, путешествующие по Керченскому полуострову, едут по дорогам, проходящим вдали от моря. Один из них рассказывал, как его группа вышла на основную трассу и по дороге не увидела «ничего интересного до самой Керчи». Конечно, ведь самое интересное находится у побережья! Другие люди, приезжая, например, в Щелкино, считают своим долгом посетить недостроенную Крымскую АЭС и при этом не удостаивают своим вниманием такое изумительное место, как Казантипский заповедник. Еще один способ испортить велосипедную прогулку, на мой взгляд, – стараться проехать за день как можно больше, добраться до ночевки поздно вечером и радоваться, что остался жив. Мы предпочли ехать не спеша, останавливались возле каждой бухточки, купались, рыбачили, варили уху, наслаждались пейзажами. За неделю проехали 200 км и остались очень довольны – получили массу впечатлений.