Телекоммуникации
Частоты на $16 млрд.
AT&T и Verizon Wireless, американские телекоммуникационные операторы, оказались главными победителями аукциона частот, проведенного Федеральной комиссией по связи США. Компании получили около 80% 700 МГц-частот, освобожденных аналоговым эфирным телевидением. Verizon заплатила за лицензии $9,63 млрд., AT&T – $6,64 млрд. При этом первая выиграла наибольший пакет федеральных лицензий на частоты, потратив на эти цели $4,74 млрд. Близкая по объему заявка от Google ($4,71 млрд.) была отклонена. Вопреки ожиданиям некоторых аналитиков, надеявшихся на появление на американском рынке нового серьезного игрока, интернет-корпорации не удалось получить никаких лицензий. Тем временем AT&T выиграла основную массу лицензий на региональные частоты в дополнение к полученным после покупки за $2,5 млрд. Aloha Partners, крупнейшего обладателя 700 МГц-частот в США. «Verizon дешевле обошлись именно федеральные лицензии, учитывая количество потенциальных абонентов на охватываемых ими территориях», – пояснили эксперты брокерской фирмы Stifel Nicolaus. Исходя из этого региональные лицензии для AT&T оказались менее выгодными, однако их использование не так жестко регулируется.
Аналитики называют сделку выгодной для компаний. В частности, американские операторы смогут использовать частоты для развития услуг широкополосного беспроводного доступа в Интернет. Как отмечают в RBC Capital Markets, новые частоты не только позволяют операторам расширить пропускную способность своих сетей и увеличить покрытие, но и дадут возможность создавать сети 4G. Правда, на построение новых сетей AT&T и Verizon придется направить $3,5 млрд. и $5,7 млрд. соответственно.
Поглощения
Россиянам достаются крохи от ArcelorMittal
«Северсталь» договорилась о покупке у ArcelorMittal металлургического завода Sparrows Point в США за $810 млн. Продажи этого актива потребовал департамент юстиции США после слияния Arcelor и Mittal Steel. Финансовые условия сделки для металлургической компании Алексея Мордашова оказались крайне выгодными: за тонну стали россияне заплатили $325, хотя в среднем сталелитейные предприятия США сегодня оцениваются в $0,5-1,2 тыс. за тонну. «Мы оказались единственным претендентом на Sparrows Point, имеющим эксклюзивный контракт с профсоюзом, что было необходимым условием сделки», – пояснил заместитель гендиректора «Северстали» Грегори Мэйсон.
Sparrows Point – одно из крупнейших в США сталелитейных предприятий. Его мощности составляют 3,6 млн. т стали в год, но сейчас они загружены только на 64%. К тому же это единственный интегрированный производитель плоского проката на Восточном побережье США. Минусом Sparrows Point является его необеспеченность собственным углем и железной рудой, из-за чего в 2006 г. он оказался на грани рентабельности. Однако то, что завод расположен вблизи побережья, делает его привлекательным для иностранных компаний, планирующих импортировать в США слябы для их последующей обработки.
С данной покупкой «Северсталь» выйдет на четвертое место в США по объему производственных мощностей (около 8 млн. т). Впереди окажутся ArcelorMittal, Nucor и US Steel. Общий объем производства компании Мордашова вырастет до 24,2 млн. т стали в год. К тому же завод станет хорошим дополнением к портфелю американских активов российской меткомпании. Кроме Severstal North America (SNA, создана в 2004 г.), у «Северстали» в США есть завод по выпуску стального листа SeverCorr. Синергетический эффект от альянса SNA и Sparrows Point к 2010 г. превысит $50 млн. в год.
Подходы
JP Morgan подобрел
JP Morgan повысил свое предложение о покупке находящегося на грани банкротства Bear Stearns с $2 до $10 за акцию. Соответственно общая оферта возрастает с $236 млн. до 1,19 млрд. Но даже это – лишь треть от капитализации старейшего в США инвестбанка, которая 14 марта, накануне объявления о предложении, составляла $3,5 млрд.
К уступкам JP Morgan подтолкнула оппозиция акционеров и сотрудников Bear Stearns по отношению к первичному предложению, которая грозила срывом достигнутых договоренностей. Согласно Bloomberg, четыре крупнейших акционера банка, которым принадлежит около 30% акций, потеряли бы на сделке свыше $3 млрд. Еще треть бумаг принадлежит сотрудникам банка, и они также понесли бы финансовые потери.
Аналитики отмечают, что пересмотр условий сделки стал существенным прогрессом на пути к ее завершению. «Цена в $2 была явно недостаточной, рынок никогда ее не принял бы», – отмечают аналитики Aite Group. По их мнению, итоговая цена сделки может оказаться еще выше. В пользу этого свидетельствуют и котировки Bear Stearns, после известия о новом предложении выросшие на 90% – до $11,6.
Совет директоров Bear Stearns также предпринял шаг, направленный на скорейшее завершение сделки: он одобрил выпуск и продажу 95 млн. новых акций JP Morgan по $10, что эквивалентно 39,5% акций инвестбанка. Законы штата Делавэр, где зарегистрированы обе компании, позволяют продать такой пакет без одобрения акционеров. В результате получить одобрение сделки 50% голосов акционеров станет намного проще. К тому же покупатель согласился взять на себя $1 млрд. убытков Bear Stearns.
Приобретения
Люкс-бренды стали индийскими
Ford Motor, третий по величине автопроизводитель в мире, договорился о продаже своих британских подразделений Jaguar и Land Rover индийской Tata Motor за $2,65 млрд. Последняя обошла в конкурсе крупнейшего в Индии производителя грузовых автомобилей Mahindra & Mahindra и инвестфонд OneEquity, возглавляемый экс-главой Ford Жаком Насером. О том, что Tata Motor является наиболее вероятным претендентом на покупку двух элитных марок авто, американский концерн объявил еще в январе. Однако заключение сделки затянулось из-за обсуждений ее деталей. В ходе переговоров индийцы заверили профсоюз работников Jaguar и Land Rover, что ни масштабных сокращений, ни закрытия заводов по выпуску этих машин в Великобритании не будет.
Для Ford нынешняя сделка была вынужденным шагом. Из-за роста цен на бензин, агрессивной экспансии азиатских конкурентов, а также общего замедления американской экономики потери автоконцерна по итогам 2006 и 2007 гг. достигли рекордных $15,3 млрд. А под влиянием ипотечного кризиса темпы роста спроса на люксовые модели упали до самой низкой отметки за последние три года. Так, за январь-февраль 2007 г. продажи Land Rover снизились на 13% в США и 7,7% в Европе; Jaguar – на 33% на обоих ключевых для реализации данных марок автомобилей рынках.
Ирония сделки заключается в том, что, во-первых, Ford, по сути, вынужден продать два своих бренда по цене одного: Jaguar был куплен им в 1989 г. за $2,5 млрд., а Land Rover – в 2000-м за $2,73 млрд. Во-вторых, покупателем элитных марок является компания, основанная всего десять лет назад, которая в прошлом году представила самый дешевый легковой автомобиль в мире Tata Nano стоимостью $2,5 тыс. Другой вопрос – смогут ли индийцы быстро и эффективно интегрировать новые активы в свой портфель.
Между тем нынешняя сделка – еще одно свидетельство нарастающей волны приобретений, совершаемых индийскими компаниями за рубежом. В этом, как отмечают эксперты, никто не может сравниться с одним из старейших конгломератов Индии Tata Group. В апреле 2007 г. его «дочка» Tata Steel уплатила за англо-голландскую сталелитейную компанию Corus $13 млрд. Это стало крупнейшим поглощением со стороны индийских компаний. В последние годы Tata подмяла под себя массу других иностранных активов: компанию, прокладывающую кабель по морскому дну; бизнес по производству грузовиков Daewoo; долю в одной из крупнейших угольных шахт Индонезии, а также ряд гостиниц по всему миру. По итогам 2007 г. группа впервые получила больше доходов от своих зарубежных, а не внутренних операций.
Инновации
Проблемная авиация
Похоже, авиастроительная отрасль становится все более жестким полем для игры: несмотря на наращивание числа заказов авиаперевозчиков, конкуренция со стороны более мелких производителей самолетов только усиливается, и выпускать новые конкурентные модели лайнеров все сложнее. Так, для европейского концерна Airbus проблемы в производстве дальнемагистральных пассажирских аэробусов A380 и A350 усугубились задержками по проекту военно-транспортного самолета A400, на полгода отстающего от графика. И американский Boeing скорее всего отступит от заявленных сроков по поставкам проектируемого им самолета Boeing-787 Dreamliner. Раньше речь шла о начале 2009 г., однако теперь эта дата может сдвинуться: концерн вынужден изменить конструкцию крыла «лайнера мечты».
Схожая ситуация наблюдается в сегменте ближнемагистральных самолетов. Пока не удалось приятно удивить рынок у россиян. Их широко разрекламированный региональный лайнер Sukhoi SuperJet 100 (SSJ), создаваемый компанией «Гражданские самолеты Сухого», заказчики также не получат в срок. Программа выпуска 95-местного самолета предполагала начало его поставок покупателям с ноября 2008 г., но из-за проблем с комплектующими они могут быть перенесены на неопределенный срок. К слову, SSJ – самый амбициозный российский проект после распада СССР. Его разработка началась в 2001 г. при участии Boeing и Авиационного комплекса им. Ильюшина. Предполагается, что лайнер заменит устаревшие Ту-134 и Ту-154 в парках российских авиакомпаний (прежде всего «Аэрофлота»). Помимо этого, он составит конкуренцию бразильской Embraer и канадской Bombardier, которая готовится ввести в эксплуатацию 100-местный CRJ в конце 2009 г.
Соперничать с обеими компаниями, а также с SSJ намерена крупнейшая азиатская аэрокосмическая компания Mitsubishi Heavy Industries. Японцы сообщили, что они близки к началу коммерческого производства собственного реактивного пассажирского самолета Mitsubishi Regional Jet (MRJ). Первые поставки региональных авиалайнеров пасажировместимостью до 90 мест намечены на 2012 г. Проект MRJ призван возродить национальное самолетостроение. «Эксперты BGC International полагают, что Япония станет новым конкурентом в сегменте небольших и средних самолетов. На рынке уже присутствуют французы и американцы, на выходе – россияне со своим региональным самолетом, а в скором времени появится и Китай».