Site icon Companion UA

Иномарки в Украине подорожают на четверть

Украина повысит пошлины на импортные авто до 25%. Такое решение приняла Межведомственная комиссия по международной торговле. По замыслу чиновников это должно спасти украинский автопром. Чиновники надеются, что подорожание иномарок переориентирует покупателей на более дешевые авто, собранные в Украине. Между тем импортеры считают решение незаконным, грозятся подать на комиссию в суд и пугают автолюбителей полным исчезновением импортных машин с рынка, пишут Известия.

Решение о повышении ввозных пошлин на иномарки принято Межведомственной комиссией по международной торговле (МКМТ) на прошлой неделе. Пока официально оно не обнародовано, а значит, еще не вступило в силу. По словам министра экономического развития и торговли Украины Петра Порошенко, сейчас с этим решением знакомятся торговые партнеры, и только по завершении всех консультаций будет оглашен окончательный результат. Однако у экспертов не возникает сомнений — пошлины будут установлены в пользу украинских автопроизводителей. На руку автопрому — последняя статистика по продажам и производству.

По информации компании AUTO-Consulting, с начала года украинцы купили автомобилей на 20% больше по сравнению с прошлогодними показателями. Причем лидерами продаж традиционно оказались авто импортной сборки: корейский Hyundai и российская LADA (ВАЗ). Украинский бренд ЗАЗ стабильно держится на третьем месте, что играет «не на руку» отечественным автопроизводителям и лоббистам их интересов. По данным ассоциации «Укравтопром», за пять месяцев выпуск легковых авто сократился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наши компании не могут полноценно конкурировать с зарубежными брендами и вынуждены сокращать персонал. В корпорации «Укравто» предупредили: если ситуация не изменится, под угрозой остановки окажется Запорожский автозавод.

Правительство прислушалось к требованиям производителей. В Минэкономразвития полагают, что из-за импортных машин в украинском автопроме сократилось более 12 тысяч рабочих мест. «Я утверждаю, что сегодня есть все основания, чтобы защитить рынок Украины», — заявил Порошенко. Министр считает несправедливой ситуацию, при которой украинский автопром защищен 10-процентной пошлиной в то время, как в соседней России ставка составляет 20—25%. Именно поэтому необходимо хотя бы на время установить специальную пошлину, которая станет дополнительной к ныне действующим 10%.

Правда, размеры спецпошлины Порошенко не указал, но эксперты считают, что МКМТ в своем решении поддержала требования производителей. Речь идет о повышении ставок на 6,5% на автомобили объемом от 1 до 1,5 литра и на 15,1% — объемом 1,5—2,2 литра. Таким образом, за ввоз на территорию Украины мощных авто импортерам придется заплатить 25,1%, а пошлина для малолитражек составит 16,5%.

По оценкам Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД), под действие новых пошлин подпадет от 70 до 90% всех иномарок, которые пересекают украинскую границу. Цены при этом повысятся пропорционально росту пошлин: порядка 10—15% на малолитражки и около 20% для автомобилей с более объемными двигателями. Такое подорожание станет ощутимым для украинцев. В конечном итоге, считает гендиректор ВААИД Олег Назаренко, импортные авто совсем исчезнут из автосалонов.

«Нужно понимать, что в Украине практически все импортеры являются официальными представителями заводов-производителей, — говорит «Известиям в Украине» Назаренко. — Они не перекупщики и не могут просто повысить цену на сумму налога. Придется объяснять иностранным партнерам, почему сократился объем продаж и снижаются объемы следующих заказов. В результате иностранные бренды могут просто отказаться от работы на местном рынке. Кстати, аналогичная ситуация была в 2009 году, когда в Украине ввели 13%-ную надбавку к пошлине. В результате импорт прекратился, и наша страна долго общалась по этому поводу со Всемирной торговой организацией».

Объясняться придется и на этот раз, утверждает Назаренко. В середине мая в Брюсселе прошло собрание с участием таких автомобильных гигантов, как Citroen, Volkswagen, Mercedes. На нем принято решение: как только наша страна увеличит ввозную пошлину на иномарки, представители европейского автопрома потребуют от ВТО ответных санкций по ключевым позициям украинского экспорта. В первую очередь ответные санкции ВТО могут ударить по металлургам и агробизнесу. Об этом украинское правительство уже официально предупредили Япония и Южная Корея. По оценкам японской делегации в ВТО, такой шаг Украины будет расцениваться как грубое нарушение правил членства в организации, поскольку существенных предпосылок (к примеру, резкий рост импорта в страну) для повышения пошлин на данный момент нет.

Сами же представители иностранных автобрендов обещают оспорить результаты спецрасследования МКМТ в суде. По словам Назаренко, формальные основания для этого есть, к началу расследования в комиссии было всего семь членов из двадцати двух. А согласно законодательству решение МКМТ должно приниматься минимум двенадцатью голосами, что по мнению экспертов, делает весь процесс введения пошлин очень сомнительным с правовой точки зрения.

Впрочем, аналитики не уверены, что ВААИД добьется отмены повышенных пошлин. «Для этого у импортеров слишком мало влияния во власти, — считает независимый автомобильный эксперт Андрей Сидоренко. — Зато автопроизводители за последние годы благоразумно создали мощное политическое лобби. Конечно, судебные иски от ВААИД немного затянут процесс, но пошлины все равно будут повышены»

Сергей Евтушенко, руководитель подразделения InvestUkraine в Госагентстве по инвестициям Украины:

— На данный момент Украина неэффективно использует свои возможности в отрасли автомобилестроения. Беспокоит тот факт, что начиная с 2009 года уровень производства существенно сократился, и до показателей докризисного периода еще очень далеко. В то же время потенциально мы можем производить более 700 тысяч автомобилей уже к 2020 году. Однако для этого нужны такие стимулы, как освобождение производителей от НДС и налога на прибыль, а также компенсация процентов по кредитам населению на покупку авто украинского производства. Такая мера, как повышение пошлин на иномарки, может быть введена, но только на короткий период.

Exit mobile version