Site icon Companion UA

Пока «нулей» на ценнике не так много

Тяга к прекрасному – сильное чувство, особенно при наличии денег. Конечно, имея первое и второе, можно рвануть напролом, но лучше сначала поговорить. Собеседником «&» стал киевский художник Олег Тистол, а предметом беседы – актуальное искусство. Вот что он рассказал.


Что такое актуальное искусство. «Удачную аналогию придумал мой коллега Николай Маценко. Актуальное искусство можно сравнить с НИИ, занимающимся фундаментальной наукой и генерирующим свои идеи в виде картин, скульптур, инсталляций. Если бы не было таблицы Менделеева, не появились бы товары Procter&Gamble и порошок Tide. Есть художники, которые хотят быть первыми и рискуют. А есть те, кому это не нужно. И те и другие занимаются важным делом, но разница между ними существенная.


Кто такие художники. Это не интеллигенция. По советскому трудовому законодательству мы относились к пролетариату. Мне это, честно говоря, даже нравилось. Мы умные, потому что занимаемся лучшим, чем можно заниматься в жизни. И в то же время работаем руками, а не живем в мире сплошных абстракций.
Сложности понимания. Любой предмет требует объяснения. Современное искусство по сравнению с классическим простое, как дорожные знаки. «Мэрилин Монро» Энди Уорхола – это картина, на которой запечатлена просто красивая женщина. Она гораздо проще, чем «Джоконда» Леонардо, о которой все думают, что ее знают.


Обвал арт-рынка. В 1990-м я ощущал себя богатым человеком, по советским меркам, разумеется. Но однажды в 1991 г. в Британии руководитель ICA (института современного искусства) сказал мне, что ожидается стагнация арт-рынка и интерес к искусству будет падать. На мой вопрос «почему?», он ответил, что сейчас идет война в Ираке. «А при чем тут война?». «Как при чем?! – удивился он моей наивности. – Капиталы начнут уходить в другие места». Но главное, что обвал никогда не бывает окончательным. Для настоящего искусства может быть лишь временное затишье.


Коллекционеры. Немцы, как правило, слабо разбираются в искусстве, но они с детства воспитаны на уважении к нему. Они очень приятны как покупатели. Все итальянцы, вплоть до заправщика на бензоколонке, великолепно разбираются в искусстве, однако торгуются до последнего. Французы и разбираются, как итальянцы, и относятся, как немцы, но при этом бывают очень жадными. Радует, что наши часто лишены европейских недостатков. Особенно русские.


Жлобский патриотизм. В Норвегии в очень хорошей коллекции хранится около 40 моих работ, и я это воспринимаю трагически. Мне гораздо приятнее продать свою картину вчерашнему рэкетиру (но здешнему), чем директору какого-нибудь западного музея. Пусть наше искусство остается в Украине, а они к нам приезжают его смотреть. Это мой такой жлобский патриотизм.


Когда начинать. Последние пять лет я не прекращаю говорить: «Господа, хотите собирать коллекцию современного искусства? Начинайте это сегодня». Украинские звезды пока стоят очень дешево, даже если на первый взгляд вам кажется, что это дорого. В Москве пару лет назад можно было купить работу Дубосарского и Виноградова за $20 тыс., а теперь не купишь и за $200 тыс. То же самое неизбежно произойдет и у нас. Украинская живопись – такая же высокая марка, как русский балет, только она не раскручена. Начиная с XIX столетия Украина в искусстве никогда задних не пасла». 


Художник
Олег Тистол советует тем, кто решился собирать свою коллекцию актуального искусства, начинать уже сегодня.







Кто говорит


Олег Тистол, ведущий украинский художник contemporary art. Ему 47 лет. Родился в Николаевской области. Получил художественное образование во Львове. Привлекает внимание критиков и финансовые ресурсы коллекционеров со второй половины 1980-х. Сегодня его картины стоят от $3 тыс. (небольшие произведения) до $50 тыс. Средняя цена – $10-20 тыс.
Работы Олега Тистола имеются в коллекциях PinchukArtCentre (Киев), Stedelijk Museum (Амстердам), Christoph Merian Stiftung (Базель) и др.

Exit mobile version