Европейские лидеры, работающие над тем, чтобы предотвратить крах единой валюты, получили некоторую отсрочку, когда на выборах в Греции с небольшим отрывом победили центристские консерваторы. Это дало возможность сформировать коалицию, ратующую за евро и за финансовую помощь стране.
На выборах, за которыми следили более внимательно, чем за все последние годы, и которые, по сути, превратились в референдум о том, станет ли Греция первой страной, которой придется оставить единую валюту, радикал Алексис Ципрас (Alexis Tsipras), ратующий против мер экономии,также получил мощную поддержку: его доля голосов увеличилась на более чем 27%. В эту решающую для европейской политики ночь консервативная партия «Новая Демократия» во главе с Антонисом Самарасом (Antonis Samaras), смогла спасти страну, стоящую на грани национальной катастрофы, и предотвратила намного более глубокий кризис в Европе.
Тем временем французские социалисты при президенте Франсуа Олланде (François Hollande) обеспечили себе абсолютное парламентское большинство, неизмеримо укрепив президентские позиции в грядущих дискуссиях по поводу будущего Европы и единой валюты, испытывающей затруднения.
Европейские лидеры отложили свой отъезд на саммит G20 в Мексике, чтобы иметь возможность проанализировать результаты голосования в Греции, которое представляло серьезную угрозу и для ЕС, и для евро.
Результаты выборов в Греции и более общая проблема – как предотвратить возобновившийся европейский банковский кризис и стабилизировать валюту – будут доминирующими темами на переговорах в Мексике. США и Великобритания будут оказывать давление на лидеров Германии, Франции, Италии и Испании, чтобы они предотвратили угрозу краха и приняли убедительные меры к концу месяца.
За переговорами «Большой двадцатки» быстро последуют множество других совещаний ЕС, «кульминацией» которых станет Европейский совет глав правительств в Брюсселе в конце следующей недели.
Самараса теперь попросят сформировать правительство – после того, как его «Новая Демократия» с небольшим отрывом победила леворадикальную коалицию Ципраса СИРИЗА, обогнав ее на 2,4% голосов. Начав создание коалиции с обещания сформировать правительство, которое «спасет нацию», он приветствовал результаты выборов как «победу для Европы». В некотором смысле, после того, как Европа два года обеспечивала Грецию, ситуация изменилась, и греческий электорат дал европейским лидерам немного больше времени, чтобы обеспечить будущее валюты. «Греческий народ проголосовал за европейский курс Греции и за то, чтобы мы остались в зоне евро, – объявил Самарас. – Это – важный момент для Греции и остальной Европы». Афины будут соблюдать обязательства, взятые на себя в обмен на спасительные ссуды от ЕС и МВФ.
Арифметика подсказывает, что две традиционно самые популярные партии, «Новая демократия» и левоцентристские социалисты ПАСОК, которые, вместе взятые, получили примерно 160 мест в 300-местной палате, должны сформировать коалицию. Но такая коалиция между заклятыми врагами будет нестабильна.
Европейские державы будут оказывать давление на обе традиционно популярные партии. Хотя ни одна из них не набрала абсолютного большинства на выборах в прошлом месяце, обе партии, по сути, провели кампании, чтобы остаться в зоне евро и более или менее придерживаться драконовских условий еврозоны, наложенных на Грецию в качестве цены за две срочные ссуды, составляющее 240 миллиардов евро и сокращения правительственного долга вдвое.
Ципрас, ошеломивший Европу в мае, появившись из ниоткуда и получив 17% голосов и второе место, значительно улучшил свои позиции. Он получил примерно 27%, благодаря тому, что призывал отказаться от условий по кредитам, улучшить меры экономии и при этом оставить Грецию в зоне евро. Возможно, роль внушительного и сильного лидера оппозиции подойдет ему больше.
Ведущие политики ЕС предупредили греков, что победа Ципраса будет означать изгнание страны из зоны единой валюты – кампания, которая имела обратный эффект, судя по сильному результату коалиции СИРИЗА. Все признаки теперь указывают на то, что, несмотря на жесткие призывы во время избирательной кампании, европейцы перейдут к ослаблению условий вывода Греции из кризиса, подчеркивая при этом, что весь диапазон условий должен быть выполнен.
«Я могу себе представить, что график снова будут обсуждать», – сказал немецкий министр иностранных дел Гуидо Вестервелле (Guido Westerwelle), предполагая, что график по программе сокращения бюджетного дефицита Греции будет ослаблен. Бельгийские чиновники также произнесли нечто подобное. Тем не менее, в среде европейской элиты было заметно облегчение, когда стало ясно, что Ципрас, скорее всего, не сможет сформировать правительство – это привело бы к намного более опасной фазе европейского кризиса.
Лидеры еврозоны из 17-ти стран в своем заявлении также намекнули на готовность пересмотреть условия предоставления кредитов Греции. «Еврогруппа подтверждает свое обязательство помочь Греции в ее усилиях по выходу из кризиса, – говорится в заявлении. – Еврогруппа ожидает, что учреждения[ЕС и МВФ] вернутся в Афины, как только новое правительство будет сформировано, чтобы обсудить дальнейшие действия».
Главы Европейской комиссии и Европейского совета также обязались «поддерживать Грецию как члена семьи Евросоюза и еврозоны».
Теперь внимание будет обращено на более общие планы, которые готовятся в преддверии саммита на следующей неделе, призванные обрисовать путь к более стабильному, длительному и централизованному «банковскому союзу» и «финансовому союзу» еврозоны. Дэвид Камерон будет, очевидно, и поддерживать, и одновременно противостоять направлению политики в еврозоне, требуя, чтобы лидеры еврозоны предприняли интеграционистский «скачок», при этом настаивая на гарантиях, что Великобританию ни коим образом не заставят принимать участие в новом режиме.
«Реальность диктует целый ряд мер, которые страны еврозоны должны принять, и именно им предстоит решить, готовы ли они принести жертвы, которые для этого необходимы», – сказал он в Мексике в понедельник.
Немецкое правительство заметило, что оно не понимает, почему оно должно приносить эти жертвы по требованию Великобритании для того, чтобы сформировать новый режим, на котором Великобритания же и настаивает. Этот спор, который, вероятно, ожесточится в ближайшие недели, – о форме и полномочиях нового европейского «банковского союза», который поместит приблизительно 25 крупнейших банков ЕС, представляющих «системную угрозу» для финансовой системы, под руководство Европейского центробанка во Франкфурте.
«Альтернативы действиям по созданию более сбалансированной еврозоны – это либо вечный застой в результате кризиса еврозоны, который никогда не разрешится, – подчеркивает Камерон, – либо распад, который будет вызван неспособностью разрешить основные экономические проблемы, а финансовые последствия которых повредят всей мировой экономике, включая Великобританию».
По материалам The Guardian