Site icon Companion UA

На переговорах с Ираном прорыва не случилось, но будут новые встречи и консультации

Очередной раунд переговоров представителей "шестерки" и Ирана, прошедший в Москве в понедельник и вторник, завершился без прорывов. Стороны обменялись мнениями о будущем иранского "мирного атома" и подтвердили готовность продолжать переговоры и дальше, однако каких-либо серьезных результатов достигнуто не было.

Как заявил по окончании переговоров секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили, Тегеран продолжает считать обогащение урана на всех уровнях своим неотъемлемым правом. Джалили также подчеркнул, что он доволен тем, что мнение Ирана о необходимости встреч экспертов "было принято, хотя и с двухмесячным опозданием".

Джалили также заявил, что нефтяное эмбарго ЕС против Ирана, начало которого запланировано 1 июля, не будет способствовать переговорному процессу. Представитель Тегерана добавил, что не против возвращения экспертов МАГАТЭ на иранские ядерные объекты, но только в обмен на отмену санкций. По его словам, у исламской республики нет никаких проблем с прозрачностью, но есть проблемы с доверием, которые можно было бы преодолеть, избавившись от санкций. В целом Джалили выразил надежду, что переговоры в Москве "позволят преодолеть тупик, сложившийся в прошлом, и двигаться вперед".

Как сообщил "Интерфаксу" замглавы МИД РФ Сергей Рябков, на переговорах были определены три основных направления дальнейшей работы. Это проведение 3 июля в Стамбуле переговоров экспертов по иранской ядерной программе, затем – встреча верховного представителя ЕС по иностранным делам и политики безопасности Кэтрин Эштон и заместителя секретаря Высшего совета нацбезопасности Ирана Али Багери, после которой Эштон и Джалили встретятся еще раз. От результатов этих мероприятий, пояснил Джалили, будут зависеть сроки проведения очередного раунда переговоров представителей Тегерана и "шестерки".

Как пояснила сама Эштон, стамбульское мероприятие будет "быстрой технической встречей" для улучшения понимания "шестеркой" (в нее входят США, Китай, Россия, Франция, Великобритания и Германия) предложений иранской стороны.

Комментируя завершившиеся вчера переговоры, Эштон заявила, что в Москве между сторонами впервые завязались "настоящие дискуссии о необходимости понимать технические детали" иранской ядерной программы. Судя по всему, эти детали оказались настолько сложными, что, как сообщило во вторник со ссылкой на информированный дипломатический источник иранское телевидение, представители "шестерки" потребовали предоставить им дополнительное время на изучение предложений Тегерана.

В свою очередь США, считающие, что иранская ядерная программа имеет как мирное, так и военное назначение, заявили, что ни о каких гарантиях права Тегерана на разработку "мирного атома" пока речи не идет. Замгоссекретаря США Венди Шерман по окончании переговоров заявила журналистам, что обсуждать это можно будет только после того, как Иран предпримет конкретные шаги, чтобы развеять опасения мирового сообщества насчет своей ядерной программы.

"У них есть обязательства в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия, резолюциями Совбеза ООН и резолюциями Совета управляющих МАГАТЭ, и эти обязательства они должны выполнить", – добавила дипломат.

Шерман также подчеркнула, что западные страны неоднократно предлагали исламской республике переговоры на уровне экспертов, но в Тегеране не соглашались с условиями их проведения.

Иранская сторона, впрочем, заявила, что договора о нераспространении придерживается. "Мы против распространения ядерного оружия", – подчеркнул Саид Джалили. По его словам, обогащенный до 20% уран необходим Тегерану для лечения миллиона больных раком иранцев.

Страны Запада опасаются, что параллельно с мирной ядерной программой Иран развивает и военную, пытаясь обогатить уран до 90% содержания изотопа урана-235, необходимого для производства атомных боеголовок. В Тегеране это отрицают, заявляя, что ядерные исследования носят исключительно мирный характер.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version