Site icon Companion UA

Плюсы и минусы украинского ворк-шифтинга, – исследования

Уже каждый четвертый украинский белый воротничок трудится не выходя из дома. Распространению практики удаленной работы способствуют новые технологии и взаимная выгода как для работодателя, так и для персонала, – пишет Корреспондент.

Для днепропетровского программиста Леонида Шевцова офисных будней в привычном понимании давно не существует. Уже два года работая в софтверной компании Railsware, офис которой находится в Киеве, Шевцов всю свою работу выполняет там, где ему удобно, хоть дома на диване, хоть в заграничном путешествии. В том же режиме трудится десятая часть коллектива Railsware.

“Работа программиста  она такая, что лучше всего работается, когда есть настроение, -объясняет Шевцов. – Я выбираю, когда у меня наибольшая продуктивность”.

Украинские компании оценили преимущества дистанционного сотрудничества еще во время кризиса 2008-2009 годов, начав урезать затраты на содержание рабочих мест. Этот метод антикризисной политики экономил до 40 % расходов на персонал, – констатирует Сергей Щербань, руководитель департамента IT-инфраструктуры компании IT-Solutions.

Украинские компании оценили преимущества дистанционного сотрудничества еще во время кризиса 2008-2009 годов, начав урезать затраты на содержание рабочих мест. Этот метод антикризисной политики экономил до 40 %расходов на персонал,

Теперь тренд обрел новое дыхание – благодаря развитию IT-технологий, – утверждают эксперты. Барьеры, ранее препятствовавшие работе вне офисов, теперь все больше устраняются с помощью видеоконференц-связи, онлайн-коммутаторов, дистанционных презентаций и распространению электронных гаджетов.

“Площадь офиса расширяется на весь земной шар”, – образно формулирует новое явление Андрей Янбухтин, бизнес-консультант консалтинговой компании Людський фактор.

Согласно данным украинской компании InMind, входящей в международную исследовательскую сеть Factum Group, в Украине 25% подчиненных и 43% руководителей уже работают удаленно. Быстрее других тренд подхватывают крупные международные компании, для политики которых характерна работа на результат.

Теперь удаленная работа не только экономит средства работодателя, но и дает психологические и материальные бонусы персоналу – больше свободы для самореализации, экономии времени и денег на проезд.

Между тем воркшифтинг (с англ. “удаленная работа”) давно прижился в большинстве развитых стран. По данным британской исследовательской компании Vanson Bourne, 37 % компаний самых экономически сильных государств Европы и Америки предлагают своим сотрудникам удаленную работу. В Украине их пока около 12 %, хотя ежегодно число таких работодателей растет на 15%.

“Во-первых, налицо все больше преимуществ и инновационных возможностей этого явления, во-вторых, расширяется круг профессий, представители которых могут благодаря удаленной работе выполнять свои функции так же хорошо, а порой даже лучше, чем на рабочем месте”,  резюмирует Щербань.

Кредит доверия

Игоря Петрушина, соучредителя и директора по развитию компании IT-Solutions, никто не может упрекнуть в том, что он два месяца отсутствовал на работе. С тех пор как Петрушин стал трудиться удаленно, его личная эффективность повысилась на 25%, – утверждает он.

Таков результат экономии времени, которое раньше Петрушин тратил на дорогу от его дома на Теремках до офиса на Соломенке. “60 минут утром и столько же вечером плюс фактор пробок”,  объясняет киевлянин.

Петрушин уверен, что его подчиненные почти не ощущают отсутствия руководителя на рабочем месте: совещания он проводит с помощью видеоконференций, а все необходимые новости получает на корпоративном портале.

Самое сложное для меня лично и, думаю, для большинства работающих удаленно, это самоконтроль

“Самое сложное для меня лично и, думаю, для большинства работающих удаленно, это самоконтроль, – признает Петрушин. –  В случаях, когда работаешь из дому, всегда возникает соблазн заняться какими-то домашними вопросами – покушать подольше, что-то приготовить, может, что-то жена попросит сделать, например съездить с ребенком в поликлинику”.

А для Анны Подгорной, директора по управлению персоналом компании Microsoft Украина, напротив, именно возможность сочетать работу с домашними делами  самое главное преимущество “удаленки”.

У нее, как и у всех ее сотрудников, есть полное право появляться в офисе только по понедельникам и пятницам – в официально установленные компанией дни встреч. Остальное время каждый может трудиться где и когда угодно.

Хотя этой возможностью Подгорная пользуется не часто – пару раз в месяц. Ведь специфика ее работы предполагает много встреч, и проводить их она предпочитает вживую.

Между тем, когда Подгорная дома, она никогда не отказывает любимой собаке в прогулке в свое рабочее время и на те же дни в случае необходимости назначает визиты сантехников или электриков.

 Для меня это [отсутствие жесткой привязки к офису] показатель того, что компания мне доверяет, знает, что я человек зрелый и ответственный и способна сама решить, когда мне работать и каким образом

“Для меня это [отсутствие жесткой привязки к офису] показатель того, что компания мне доверяет, знает, что я человек зрелый и ответственный и способна сама решить, когда мне работать и каким образом”, – говорит кадровик.

Смартфон, подключенный к корпоративной почте, ноутбук с Wi-Fi и другие полезные компьютерные устройства в сочетании с высокими технологиями связи позволяют воркшифтерам организовать рабочее место практически в любой точке своего пребывания.

“Очень приятно поработать, сидя на балкончике, он выходит на лес, но самое любимое место – лежа на диване, – рассказывает Владислав Войтович, пиар-менеджер оператора мобильной связи MTС Украина. – Я знаю, что люди умудряются, работая, путешествовать – это колоссально, я таким людям завидую”. Впрочем, необходимость частых личных встреч мешает Войтовичу реализовать эту мечту.

Виктория Рубан, начальник отдела связей с общественностью МТС Украина, отмечает, что приблизительно 10 % сотрудников компании работают в таком же режиме и их эффективность не ниже, чем у тех, кто ездит на службу постоянно, и уж точно выше, чем если бы эти удаленные сотрудники находились в офисе.

Сжатие офиса

Удаленная работа – предел мечтаний многих белых воротничков, хотя на деле плюсы такой формы труда могут быть сведены на нет издержками домашнего быта, предупреждают эксперты. Внезапно могут отключить свет, или соседи затеют в самый неподходящий момент ремонт с активным сверлением стен.

Работа в домашних условиях имеет и психологические барьеры. Одни сотрудники без контроля начальства с трудом сосредотачиваются и в офисе, другим сложно наладить рабочий процесс без визуального контакта с коллегами и просто живого общения с ними.

Поэтому Шевцов раз в квартал приезжает из родного Днепропетровска в Киев для того, чтобы просто повариться в общем соку с сослуживцами.

“Приятно знать человека, с которым работаешь, в лицо, а не только как аватарку в скайпе”,  – говорит программист.

Одни сотрудники без контроля начальства с трудом сосредотачиваются и в офисе,другим сложно наладить рабочий процесс без визуального контакта с коллегами и просто живого общения с ними

Проблема оторванности от коллектива влечет за собой и ряд других. “Там, где в офисе достаточно встать, пройти два метра, ткнуть пальцем в экран и сказать три слова, на удаленке приходится делать скриншот, подписывать его и затем излагать ситуацию в скайпе”, – объясняет Шевцов.

Такие затруднения пока тормозят повсеместное внедрение воркшифтинга в Украине. С другой стороны, этому препятствует менталитет многих руководителей, “особенно тех, кто постарше”, отмечает бизнес-консультант Янбухтин.

“Мы привыкли работать как? Совещания, пятиминутки, планерки, поставить задачу, проконтролировать, увидеть, что сотрудник сидит на работе, а то, что пялится в интернет, это никого не интересует”, – рассуждает эксперт.

То, что удаленная работа якобы расхолаживает сотрудников, Янбухтин также считает стереотипом. “В основном это точка зрения руководителей, не понимающих, сколько времени их подчиненные реально тратят на работу, а сколько – на опоздания, перекуры, кофе, разговоры по телефону, катания на лифте”, – говорит он.

В отличие от соотечественников, руководители западных компаний гораздо раньше и глубже оценили преимущества воркшифтинга. По прогнозу Vanson Bourne, к концу 2013 года 93 % организаций в Австралии, Северной Америке и Западной Европе будут предлагать своим сотрудникам возможность выбирать, где работать – дома или в офисе.

В основном это точка зрения руководителей, не понимающих, сколько времени их подчиненные реально тратят на работу, а сколько на опоздания, перекуры, кофе, разговоры по телефону, катания на лифте

Британская телекоммуникационная компания BT уже предоставила ее всем сотрудникам, не связанным с технической частью. Директор Кристофер Блэнд называет такое решение беспроигрышным для всех. В результате семь из десяти сотрудников работают по гибкому графику и 10% – только на дому.

По мнению Блэнда, его персонал продуктивнее работает в том месте, которое его вдохновляет, а компания за счет этого может сократить организационные и IT-издержки.

Одним из основных плюсов концепции воркшифтинга остается экономия средств. Например, привлекая сотрудников из регионов, западные компании экономят 39 % на их более низком уровне зарплаты, оплате переезда и предоставлении места в офисе. Почти на столько же уменьшаются расходы на аренду недвижимости.

Помня недавний кризис, многие бизнесмены сегодня предусмотрительно снимают в качестве офиса двух-трехкомнатную квартиру и используют ее в качестве “явки”. “Люди пришли, порисовали на флипчартах [магнитно-маркерной доске с листами по принципу блокнота], обсудили, поспорили, поругались, попили кофе, разошлись работать”, – описывает типичную модель организации небольшой компании Янбухтин.

Ужимать офисы до размеров нескольких конференц-залов, куда сотрудники съезжаются лишь для того, чтобы провести переговоры и совещания, – также западная тенденция. По словам Подгорной, в таком режиме уже работают некоторые представительства Microsoft в разных странах.

Эксперты уверены, что в Украине в ближайшее время офисы еще более опустеют. “А впоследствии это приведет к тому, что потеря времени в пробках по дороге на работу и в командировочных поездках просто изживет себя”, – резюмирует Щербань.

Exit mobile version